Песни. Опера. Певцы Италии

27.02.2012 в 10:00.

Вместо введения

Театр родился на берегу моря,
под открытым небом...

Медленно плыли дымчатые облака и серым ковром стлались до горизонта. У самой кромки отраженным светом утопающего солнечного шара сияли купола альпийской гряды. Внизу тут и там чернели островерхие шапки гор в бело-грязных прожилинах. Иногда в облаках образовывались «окна», и снежные склоны круто падали в бездну.

Облака отошли назад. Разноцветными квадратами полей легла широкая равнина; за ней тянулись зеленые холмы, лесистые горы.

Голубым пятном мелькнул залив. Пробежала вдоль берега узкая полоса моря, выгнулась в бухту, отодвинулась назад, выпрямилась и исчезла. Самолет качнуло вправо, и земля, вобрав в себя берег, сжалась. На ее месте разлилась сверкающая гладь. Тирренское море!

Когда-то на его берегу был город. Там, где находились форум, торговые и ремесленные ряды, кипела деловая жизнь. А на другом конце города, у моря, отдыхали и развлекались.

Длинными дугами каменных ступеней спускался к сцене амфитеатр. Звездное небо, легкий шум прибоя, живописная природа гармонично сочетались с величавым в своей простоте театром. Природа здесь была и художником-декоратором и посредником между зрителем и актером. Она как бы подготавливала к восприятию театрального зрелища, создавала настроение.

Таким был театр античного города Помпеи, театр под открытым небом. Он был и древним и молодым, потому что просуществовал всего около четырех столетий. А потом был погребен, как и весь город, под лавой и пеплом проснувшегося Везувия.

Став жертвой Везувия, Помпея обрела долгий покой, а затем воскресла, чтобы служить туристам наглядным пособием по истории.

Я подумал об этом, когда мы летели в Рим, в Италию, в античную страну, и мысли мои обратились к Помпее потому, что ни с каким другим итальянским городом у меня не связано так сильно понятие античности, наверно, оттого, что ни один древний город Италии не сохранился так хорошо в своем первозданном виде.

Еще с первого посещения живет в памяти образ каменного города, извлеченного из веков. Благодаря вулкану он не подвергался разрушительному воздействию времени. Остались площади, улицы, кое-где сохранились дома с интерьерами. Сняты только крыши...

Итак, театр родился на берегу моря, под открытым небом. В средние века он был заключен под тесные своды храмов, где предстал в чинных мистериях и литургиях. Отошло время неограниченной власти церкви, и театр вырвался на свободу — раскинул свои шатры и балаганы на базарных площадях, за городскими стенами, в больших и малых фургонах объездил всю Италию. Музыка заставила искать постоянное пристанище. В церквах была прекрасная акустика, но театр не мог вернуться в старое лоно. Под своды храмов невозможно было ввести героев слишком уж человечных сюжетов. Синтезированному зрелищному искусству нужны были другие одежды, новая форма выражения требовала иного обрамления. Появились предпосылки для рождения жанра, который со временем получит в Италии безграничное признание и станет национальной гордостью. Нетрудно догадаться, что речь идет об оперном театре. Ему придавалось большое значение. Имена архитекторов, строивших оперные театры, вписывались золотыми буквами в историю городов наравне с именами выдающихся деятелей нации.

С конца XVIII века оперное искусство в Италии стало ведущим, а в XIX веке творчество Россини, Беллини, Доницетти и Верди сделало его наиболее прогрессивным искусством страны.

Огромную популярность приобрела опера в конце XIX и начале XX века, в период своего наивысшего расцвета, когда в Италии не было такого города, где бы не почитали и не любили оперу; она была неотъемлемой частью быта народа, находила горячих поклонников во всех слоях общества. Знать и буржуазия слушали оперу в ложах, затянутых в шелка и бархат. Простой же народ наслаждался ею на площадях и базарах, у наспех сколоченных деревянных мостков какой-нибудь бродячей группы, одной из тех, о которой поведал в своих «Паяцах» Леонкавалло.

Бурное развитие оперы привело к упадку «чистого» драматического театра. Ни в одной стране не была так заметна разница в значении этих двух театральных жанров, как в Италии. И в этом повинна опера, пользовавшаяся в Италии особыми привилегиями.

В силу своей природной музыкальности, мелодичности родного языка итальянцы всегда тяготели к музыке, к музыкальной драме, в которой «не только играли, но и пели».

Еще на заре Возрождения итальянские поэты создали мелодичный, звучный стих, которым трубадуры воспевали любовь, честь, доблесть и славу. Народные менестрели рассказали в песнях о горестях и радостях простого люда. Затем появились другие поэтические и музыкальные формы, зазвучали серенады, романсы, арии. Это было началом рождения музыкальной драмы, стремлением выразить большие чувства, поведать о больших событиях. Так в стихах и песнях, в музыке и операх раскрывал богатство души итальянский народ.

Наступили новые времена. Что же сталось с оперой и песней? Они по-прежнему любимы народом.

Для тех же, кому безразличны национальные традиции страны, эстетической нормой стала музыкальная вычурность — в понятии «модно» растворились культура и искусство.

Содержание

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова