Песня
12.01.2011 в 15:35.«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский.
Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей...
Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.
Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.
И песня,
И стих -
Это бомба и знамя...
писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для героев-подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много, в разных жизненных случаях, - рассказывал видный революционер Петр Анисимович Моисеенко, - и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды».
В наше время в дни больших праздников на улицах звенят песни. Они несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту называются массовыми. Эти массовые песни близки народным, о которых Н. Г. Чернышевский писал, что их поют «не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство». Не случайно многие из них стали народными: их поют, часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора.
Быть может самые распространенные среди массовых песен - лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их раздумья, их мечты.
Многие композиторы писали такие песни. Имена их широко известны. Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров, В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А. Петров, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э. Колмановский и другие.
В последние годы большое распространение получили эстрадные песни - те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство шансонье - поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко. Владимир Ильич Ленин, находясь в эмиграции в Париже, очень любил посещать маленькие театрики и кабачки рабочих окраин, где выступали шансонье, высмеивавшие власть богачей, быт и нравы обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло.
Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали имя Виктора Хары, замечательного чилийского патриота, погибшего в застенках Пиночета. Его убили фашисты, потому что боялись его песен - грозного оружия искусства.
Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, - дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А. Островским.
Л. В. Михеева
Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки — значит сказать все и ничего.
Песня — душа народа. Это уже «теплее». Песня — это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный уровень, время и место их пребывания на земле.
Функции песни в жизни человека необычайно разнообразны: от интимного выражения тоски и горя — до идеи, способной поднять народ. Песня облегчает нашу душу, выражая то, что в ней накопилось. Песня создает контакт между людьми и формирует тонус общественной жизни.
Вопрос о том, что главное в песне: музыка или слова, остается без ответа. Потому что они неразделимы, как неразделимо их восприятие человеческим мозгом с его левым (воспринимающим текстовую, логическую стороны) и правым (чувствующим эмоциональную, музыкальную «материю») полушариями. Однако это не мешает тому, что иногда на один напев поются разные тексты и наоборот — один текст распевается на разные мелодии.
Мир песенного творчества огромен и бесконечен. Песни рождаются каждый день, час, секунду. Одни умирают, едва родившись. Другие живут, пока моден их автор или исполнитель. Третьи — постепенно теряют своего автора и,становясь анонимными, общими, попадают в фольклор, а с ним — в вечность. В фольклоре, конечно, песни тоже умирают, но не скоро. А главное, от них остается глубокий след, их интонации переходят в другие песни, в песни следующих поколений.
Песни разделяют на народные и авторские. Это правильно, но только на данный конкретный исторический момент, а не вообще. У человека одна мать, которая его произвела на свет. И то, что потом его жизнь принадлежит целому обществу, вовсе не отменяет его человеческого происхождения. Так же и с песней. Песни рождаются как авторские, а лучшие из них становятся народными. Конечно, когда песни издаются с указанием авторов, они больше живут как авторские. И все же: попытайтесь вспомнить все песни, которые вы знаете и любите, а потом посчитайте, у скольких из них вы знаете авторов. Вы удивитесь, как мало авторов вы знаете. Но это естественно. Воспринимая песни, как и другую музыку, мы настроены потребительски, что, конечно, не делает чести нашей культуре. Можно оправдаться только «вековыми традициями».
Песни различают по жанрам: календарно-обрядовые, трудовые, колыбельные, шуточный, свадебные, лирические, плачи, исторические, солдатские, песни-романсы и т. д. У каждого народа в каждую эпоху свой набор песенных жанров, отвечающих его духовным потребностям.
В песне кристаллизуется музыкальная интонация. Из песни она приходит в профессиональную музыку, являясь связующим звеном между музыкой простой и сложной, композитором и слушателем, искусством и жизнью.
М. Г. Рыцарева
Книги
- Песни. Опера. Певцы Италии (Волков Юрий Александрович) (27.02.2012 в 10:00)
Главы из книг
Публикации
- Томас Хэмпсон исполняет песни Штрауса и рассказывает о жанре (belcanto.ru) (15.08.2014 в 18:59)
Произведения
- Вокальное творчество (Вольф) (belcanto.ru) (16.08.2016 в 19:12)
- Вокальное творчество (Лист) (belcanto.ru) (18.08.2016 в 00:53)
- Вокальное творчество (Шуберт) (belcanto.ru) (16.08.2014 в 22:12)
- Вокальное творчество (Бетховен) (belcanto.ru) (13.08.2014 в 20:37)
- Вокальное творчество (Шуман) (belcanto.ru) (28.08.2014 в 17:12)
- Двойник (Шуберт) (belcanto.ru) (18.08.2014 в 17:50)
- Лесной царь (Шуберт) (belcanto.ru) (17.08.2014 в 19:53)
- Маргарита за прялкой (Шуберт) (belcanto.ru) (17.08.2014 в 19:22)
- Песни (Шопен) (belcanto.ru) (17.07.2016 в 18:15)
- Полевая розочка (Шуберт) (belcanto.ru) (17.08.2014 в 19:05)
- Романсы и песни (Григ) (belcanto.ru) (16.01.2016 в 15:22)