Новые встречи. Год 1964, март, Генуя
Глава №34 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюДо сих пор жалею, что не пришлось посмотреть спектаклей генуэзского драматического театра "Пикколо". Тем более что театр вскоре должен был выехать к нам в Советский Союз на гастроли. Правда, мне удалось компенсировать потерю - я прослушал несколько оперных спектаклей, в том числе "Лючию ди Ламмермур" и "Богему" с Ренатой Скотто. Раньше Скотто казалась мне больше вокалистской, чем актрисой. Еще в 1961 году, в Риме, когда я слушал ее в "Лючии", на меня самое сильное впечатление произвело ее пение. Как актриса она была холодна. В "Богеме" Скотто удалась заключительная сцена оперы. Певица великолепно передала страдания Мими. "Лючия" тоже прозвучала у нее теперь по-новому. На этот раз певица продемонстрировала не только отточенную технику, но и глубокое понимание образа. И все-таки оставалось ощущение, что Скотто недостаточно придает значения внутреннему переживанию, полагаясь на чисто внешнее перевоплощение, в чем ей очень помогает четкая артикуляция и произношение, позволяющее доносить до слушателя не только каждое слово, но и тончайшие текстовые нюансы. После одного из спектаклей я беседовал с Ренатой Скотто:
— Пением я начала заниматься в четырнадцать лет. Сначала звук у меня был меццо-сопрановый, но потом стал выше. В семье у нас не было ни музыкантов, ни певцов. В консерватории я не училась. Уроки музыки брала у частных педагогов. Среди тех, с кем мне приходилось заниматься, хочу особо выделить испанку Мерчедес Лопард, в прошлом певицу.
Важным событием в моей карьере было выступление в 1958 году в миланском "Театре нуово" в "Травиате". После этого я была приглашена в "Ла Скала" на партию Адины в "Любовном напитке"...
Мои любимые композиторы - Доницетти и Беллини. В их произведениях есть живость, красота, и в них мне легко петь, потому что они подходят для моего голоса и моего артистического темперамента... Сейчас я готовлю несколько драматических партий, в том числе Аиду, Турандот, Чио-Чио-Сан. Но чтобы спеть эти партии, нужна специальная техническая подготовка, поскольку они требуют большого вокального напряжения и драматизации звука. Поэтому я постоянно работаю над голосом. Каждый день я пою упражнения, вокализы, отдельные фразы из опер. Это позволяет мне сохранять вокальную форму и легко справляться с трудностями тесситуры. Партии я готовлю за роялем. После того как музыкально партия выучена, я начинаю готовить фрагменты из оперы, которые затем показываю режиссеру... В интерпретации образа для меня самое важное правильно понять музыку и передать ее содержание в пении. К сожалению, сейчас в оперных театрах многие режиссеры требуют кинематографической достоверности и заставляют певцов прежде всего играть, забывая что опера - это пение... В операх Доницетти и Беллини, которые мы называем классическими, так же как и в произведениях Россини и Верди, нужно идти от музыки. Она помогает раскрывать образ, слова же служат вспомогательным средством. В лирических операх, таких, как, например, "Лючия", слово должно быть певческим. Совсем другое дело веристы. Здесь слово играет важную роль. Оно должно быть драматическим... Например, если сравнить две партии - Лючию и Мими, - разница станет наглядной. Лючия - это пение, музыка, виртуозная техника, Мими - персонаж, которого нужно играть.
В этих суждениях выступает новый тип современной итальянской оперной певицы. Рената Скотто - представительница классической оперной школы. Но, отдавая предпочтение чистой вокализации, она в то же время готовится к драматическим партиям, требующим большой актерской работы.