«Параллельные голоса»
Глава №22 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТак называется одна из книг известного итальянского певца, педагога и теоретика Джакомо Лаури-Вольпи, вышедшая недавно в Италии. Книга представляет несомненный интерес не только для певцов и преподавателей, но и для широкого круга любителей оперного театра. Я хочу предложить читателю ряд выдержек из книги с тем, чтобы подкрепить общий разговор на вокальную тему мыслями профессионала.
Лаури-Вольпи пел почти со всеми знаменитыми итальянскими певцами и был свидетелем роста, созревания, поры цветения нескольких поколений артистов, что дало ему возможность сделать широкие обобщения и дать критический анализ истории вокального искусства начала и середины XX века. Он не ограничивается характеристикой голосов только тех певцов, с которыми пел или которых слышал. Цель книги, как говорит автор в предисловии, показать на конкретных примерах историю этого искусства.
Лаури-Вольпи набрасывает широкую историческую панораму, он дает около двухсот вокальных портретов, ведя свои параллели от XVIII века до наших дней. В основе параллелей лежит сравнение близких по своему характеру голосов. Проводя параллель, автор отыскивает сходные черты близких или родственных голосов, исходя не только из природных данных, но и из особенностей той или иной вокальной школы. Голосовая классификация проводится с учетом тембра, манеры подачи и образования звука, а также сценических данных - слова, жеста, артистического темперамента. Противопоставляя голоса, Лаури-Вольпи выявляет в них общие черты, присущие данной параллели, и, продолжая ее, ведет родословную от певца к певцу. Для каждого голосового портрета он находит четкие определения. Правда, с автором не всегда можно согласиться. В ряде случаев, увлекаясь полемикой, он становится крайне субъективным.
Книга состоит из четырнадцати глав. Сами названия определяют их содержание: "Легкое сопрано", "Лирическое сопрано", "Драматическое сопрано", "Меццо- сопрано", "Тенора", "Баритоны", "Басы", "Индивидуальные голоса", "Певцы- актеры", "Эпигоны Карузо" и так далее.
В главе о басах много места уделено Шаляпину. В параллели Шаляпин - Росси-Лемени фактически речь идет не о двух певцах, не о двух голосах, а об одном "историческом голосе", с которым нельзя ни сравнивать, ни проводить какие бы то ни было параллели. Вместо параллели автор практически дает вокальный и сценический портрет Шаляпина.
Книга представляет интерес не только потому, что ее написал певец. Она интересна еще тем, что ее автор - один из виднейших итальянских теоретиков вокального искусства.
Лаури-Вольпи родился в 1893 году в Риме. Окончил лицей и юридический факультет Римского университета. Пению учился у знаменитого баритона и педагога Котоньи. В 1919 году дебютировал в опере Беллини "Пуритане" в Витербо, а в январе 1920 года в опере Массне "Манон" в Риме. Признание пришло к молодому певцу сразу, и с тех пор в течение трех десятков лет Лаури-Вольпи пел на оперной сцене с неизменным успехом труднейшие партии в операх "Пуритане", "Трубадур", "Сельская честь", "Отелло", "Риголетто", "Богема", "Турандот", "Гугеноты", "Полиевкт", "Вильгельм Телль" и многих других.
В 1961 году - это было в Риме, в январе месяце - меня познакомили с Лаури- Вольпи. Он много и охотно рассказывал об итальянской вокальной школе, о современных итальянских певцах, о своем вокальном методе. Под конец беседы сел за рояль, спел несколько упражнений и исполнил два коротких отрывка из опер "Пуритане" и "Отелло". В отдельных фразах голос его звучал поразительно молодо и красиво, а его до-диезу и верхнему до мог бы позавидовать любой тенор. Он объяснил свой секрет просто: "Пение мне доставляет радость, я пою для собственного удовольствия. И потом у меня старая школа". На прощание Лаури- Вольпи подарил мне свою книгу "Параллельные голоса".
Ниже приводятся выдержки из тех глав, которые, как мне кажется, представляют для нас наибольший интерес.