Мелодия и ритм. Кантаджиро
Глава №5 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюИз краткого обзора истории и эволюции лирической песни в Италии можно сделать некоторые выводы.
Но прежде мне хотелось бы остановиться на концерте итальянских эстрадных певцов, выступавших в программе Кантаджиро в Москве 1 июля 1965 года в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Этот концерт во многом помогает понять пути развития современной итальянской песни.
Что такое Кантаджиро? В буквальном переводе - "песенная гастроль" или "песенное состязание". Цель его в том, чтобы популяризировать итальянскую песню и молодых, подающих надежды певцов. Песни и певцы "опробуются" на разном слушателе, в разной аудитории и разных странах. До Москвы программу Кантаджиро слушали в ряде европейских городов. Кроме эстетических намерений устроители имеют, вероятно, коммерческие виды. Во всяком случае, по возвращении в Италию "звезды" получают широкую возможность для выступления на радио, телевидении, а главное - записываться на пластинки, которые, несомненно, будут пользоваться спросом, поскольку голоса признанных Европой "звезд" захочет приобрести каждый любитель эстрадного пения.
Концерты Кантаджиро ведутся конферансье в жестком, повышенном темпе: певцы иной раз выбегают на эстраду и убегают вприпрыжку. Каждый поет только одну песню. Все решает голосование. И, поскольку времени мало, оно проводится прямо по ходу концерта - жюри сидит на сцене или в передних рядах и тут же голосует "за" или "против". Воздерживаться нельзя. Такая категоричность спорна, но понятна - иначе собьется темп.
Надо сразу признать, что в московском концерте многие участники из класса "Б" (дебютанты) были слабыми исполнителями. Но не только это было узким местом в программе Кантаджиро.
Те, кто знаком с итальянским песенным творчеством, могли предполагать, что гвоздем программы будет Ренато Рашель, ибо он один из всех участников концерта широко известен у нас, хотя бы как автор песни "Арриведерчи, Рома". Рашель шел вне конкурса, поскольку он относится к разряду "звезд". Но Рашель не произвел большого впечатления. Фактически он только представился, спев попурри из своих песен. Правда, зритель сразу увидел в нем мастера. Сверхвпечатление, в полном смысле этого слова, произвела Рита Павоне. И, несмотря на то, что жюри присудило Донателле Моретти первое место, Рита Павоне вышла на сцену и встала рядом с призером, ибо так хотели зрители, вернее самая шумливая их часть. Впрочем, вся программа по своему содержанию и по форме была настолько тенценциозно спортивной, что настраивала аудиторию на определенный лад. И тут, конечно, все преимущества были на стороне Павоне. По "спортивным данным" она занимает одно из призовых мест среди "крикуний" Италии. На ее стороне молодость, необузданность темперамента, крепость голосовых связок, страстная убежденность в неотразимости, своей исполнительской интерпретации. Это, наверно, тоже талант. Иначе говоря, у нее все качества напористого бойца- "крикуна", побить которого можно лишь певцу, наделенному такими же качествами, но облеченными в подлинно художественную форму. Многое конечно, зависит и от самой песни. Вспомним, как Тони Даллара на X фестивале на финише одержал победу над Модуньо. Исход поединка решила исполнительская манера Даллара, которая оказалась эффектнее исполнения Модуньо, и песня "Романтика", позволившая Даллара извлечь из нее необходимое количество эмоций для победы.
Чтобы составить представление о характере программы Кантаджиро, достаточно остановиться на официальном призере, Донателле Моретти, и неофициальном - Рите Павоне. Именно они определили характер программы, на одном полюсе которой оказалась лирическая мелодичная песня и исполнитель-мелодист, а на другом - суперритмическая песня и суперритмическая певица.
Исполнение Моретти отвечало нормам традиционной лирической манеры, которой присущи напевность, кантиленность, задушевность. Успех Моретти у жюри и слушателей был обусловлен музыкальностью и проникновенностью исполнительской манеры певицы. Ее приятно было слушать, ее пение доставляло эстетическое удовольствие. У Моретти везде ровное звучание, без напряжения и форсирования, без перехода на гуттуральный звук.
В совершенно иной манере выступила Рита Павоне, исполнившая песню "Он". Экзальтация, голосовая и "телесная" аффектация должны были, видимо, подчеркнуть чувственную страсть к "нему". "Он" был всем для "нее". "Он" заставлял певицу приседать чуть ли не до пола в ритмическом экстазе. Надо отдать должное Павоне, она умеет это делать мастерски. Ее собранный в комок темперамент хлесткими выкриками бил по зрителям всякий раз, когда рефреном шла фраза "он, он, он". У Риты Павоне было много неподдельной, даже искренней страсти, правда односторонней, и мало настоящего певческого искусства. Его у "крикунов" заменяет резкий, открытый горловой звук.
Если взять концерт в целом, он произвел сумбурное впечатление, вызвал ощущение непродуманной, наспех собранной и непомерно раздутой программы.
И последнее, о чем хотелось бы сказать в связи с Кантаджиро. Многих удивило, что оперная певица Вирджиния Дзеани, завоевавшая признание как исполнительница классического оперного репертуара, вышла на эстраду после юношей и девочек-дергунчиков, взывавших к радостям твиста, с тем чтобы спеть под рояль арию Мими из "Богемы" и отрывок из "Мадам Баттерфляй". Вирджиния Дзеани выступила в условиях, отнюдь не подходящих - шел дождь, дул ветер, пианист "импровизировал". И все-таки выступление в таких условиях было принято горячо, зрители отдали должное мастерству певицы, ее проникновенному пению.
Выступление итальянских оперных певцов в различных песенных конкурсах - не случайное явление. До недавнего времени оперные певцы не выступали вместе с эстрадными певцами, а тем более с "крикунами". Теперь это стало возможным. Одним из стимулирующих факторов является популярность эстрадной песни. В ней заинтересованы песенные короли, создавшие настоящую песенную индустрию: помимо организации многочисленных фестивалей и конкурсов миллионными тиражами выпускаются пластинки. Оперный театр в силу своей специфики не имеет такой широкой аудитории, как песня, и его популярность значительно поубавилась по сравнению с началом этого века, когда итальянцы чтили оперу и оперное пение чрезвычайно высоко. Поэтому так остро ощущается необходимость в пропагандировании оперного искусства.
Потребность проверять жизненность оперного искусства на широком зрителе возникает еще и потому, что в Италии существует тенденция противопоставить песню опере, джаз - симфонической музыке, очевидно, с целью доказать популярность одного жанра и непопулярность другого. Это глубоко ошибочная тенденция и неверное понимание развития музыкального искусства. Оно основано на голой статистике. Однако доступность или недоступность еще не определяет симпатий и понимания: того или иного жанра и не обязательно ставит широкого зрителя вне театра и раз и навсегда отвергает его от оперного искусства, целиком и полностью делая сторонником песни, которую он может послушать бесплатно в баре, невольно оказавшись слушателем, потому что сосед по столику имел в кармане "лишние" лиры и "запустил" их в джу-бокс.
Пропаганда театра и борьба за его массовость - необходимы для итальянского театрального искусства. Этим, очевидно, объясняется в известной мере стремление оперных певцов Италии к выступлениям на эстраде вместе с представителями песенного жанра. Возможно, эта потребность имеет подчас случайное выявление и частный характер. Но можно сказать, что потребность эта порождена объективными причинами обусловливающими ход развития итальянского оперного и песенного искусства.
В большом споре ритма с мелодией, современности с традицией, эстрады с театром оперные певцы наконец переходят от пропаганды оперы в театре, по радио и телевидению к общению с массовым слушателем с эстрады, включаясь в песенные конкурсы и фестивали. Между прочим, они редко выступают с сольными концертами. Они так много поют по контрактам в театрах, что у них почти не остается времени для концертной деятельности. Поэтому репертуар их в основном ограничивается оперными ариями, в чем смогли убедиться москвичи во время гастролей "Ла Скала" в сентябре 1964 года.
Итальянские певцы выступили с несколькими концертами в консерватории и во Дворце съездов и у многих слушателей оставили чувство неудовлетворенности. Впечатление было такое, что наши гости совсем не собирались выступать с концертами, и когда им сделали такое предложение - ничего не оставалось, как спеть то, что они знали: отрывки из исполняемых ими на сцене оперных партий. Если бы не блестящее вокальное мастерство певцов, искренность и вдохновленность, эти концерты не представили бы большого интереса.
Участие оперных певцов в телевизионных передачах, конкурсах, направленных на пропагандирование песни, весьма важно потому, что они несут на эстраду не всякое произведение. Только та песня звучит в их исполнении, которая наделена качествами, свойственными итальянской национальной песне: мелодичностью, напевностью и поэтичностью. В некотором смысле новую тенденцию оперных певцов можно назвать продолжением "оперной традиции" в песне, которую утверждали Карузо, Джильи, Скипа и другие.
Как-то Верди, полемизируя с "авангардистами", сказал: "Нужно вернуться назад, это будет прогрессом". Правда, после этого он создал "Отелло" и "Фальстафа". В реплике Верди прозвучала обида большого художника за национальное искусство, за итальянскую оперу и ее будущее. Великий композитор отстаивал национальный характер развития итальянской музыки и выступал против яростных вагнерианцев, принижавших ее достоинства. Верди по-своему был прав, утверждая, что следует вернуться назад, ибо это укрепляло веру в достигнутые образцы и давало силы для создания шедевров, обогащенных новым опытом.
По-видимому, песенное творчество Италии переживает сейчас тоже такой период, когда необходимо обернуться назад, на богатейший песенный фольклор, "утвердиться в вере" и отстоять национальную песню, не дать ей раствориться в море стереотипных созданий, которые порой невозможно отличить друг от друга.
В самой Италии существуют разные взгляды на современную песню. Сторонники традиции полагают, что итальянская лирическая песня под влиянием американизированной ритмической песни лишилась главных своих качеств - поэтичности и мелодичности. Более того, по их мнению, подлинная итальянская песня погибла. Приверженцы ритма утверждают, что итальянская песня приобрела новый динамический характер, отвечающий духу времени. Умеренные настроены оптимистично и судят о характере песенного творчества современной Италии так: итальянская песня впитала новые ритмы, не потеряв своего лица. "Эволюция - да, но не ассимиляция".
И нужно, действительно, быть умеренным и в то же время оптимистом, чтобы дать верную оценку тому, что сейчас происходит с лирической песней в Италии. И прежде всего следовало бы сбросить со счетов рекламно-коммерческую песню, спутника моды и быстропреходящих вкусов.