Опера

12.01.2011 в 12:27.
Опера

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское «opera» буквально - труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна.

Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах.

Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию. В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе.

А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии «Ты взойдешь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля». Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной «инструмент» развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии, ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта.

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» Чайковского, «Травиата», «Риголетто» и «Отелло» Верди, «Кармен» Бизе, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Нос» и «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Кола Брюньон» и «Семья Тараса» Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

Л. В. Михеева


Однажды один знакомый музыкант показал мне старинные ноты и сказал, что нашел совершенно неизвестную оперу. На нотах действительно было написано opera.

Пришлось, однако, разочаровать его. Слово opera по-итальянски буквально означает «сочинение», что и имелось в виду в издании тех вокальных пьес. Новый и всем известный смысл это слово приобрело в XVIII веке, через сто лет после создания самого жанра, когда оперы стали появляться в большом количестве.

Те, кто придумали оперу, предполагали нечто иное, чем то, что мы знаем по более поздним образцам. И произошло это так.

Самый конец XVI века, 1590-е годы. Италия, Флоренция. Общество молодых людей, любителей и знатоков искусств, представителей аристократической элиты. Они назвали свой кружок «Камерата», что-то вроде товарищества. Изучали всю доступную античную литературу, были тонкими знатоками живописи, скульптуры, архитектуры. Лишь древняя музыка не давалась им в своем познании. Нотные записи не расшифровывались, их звуки ушли в небытие.

Впрочем, если бы флорентийцы ставили своей целью только восстановить античную музыку, они бы этого сделать не сумели и остались бы ни с чем. Но их заинтересовало другое. Зная по современной им музыке, какой силой и одновременно тонкостью, каким неисчерпаемым разнообразием обладает мелодия, они решили распеть целую драму. Получилось необычно, неожиданно увлекательно и красиво. А главное, благодаря мелодии и привлечению инструментов появились огромные, поистине сказочные возможности для прорисовки персонажей, чувств, явлений природы и т. д. Если авторы нового сочинения («Эвридика») Я. Пери и Дж. Каччини и поняли, что они открыли, то, конечно, лишь частично и на том уровне, на котором позволяло тогдашнее музыкальное искусство. Тем более, что главной для них оставалась драма. Поэтому ранние оперы, которые появлялись на протяжении первой половины XVII века в небольшом количестве, назывались dramma per musica, так сказать, «омузыкаленная драма», или, как потом стали проще называть, «музыкальная драма». Таким образом, опера выросла из драматического театра.

Музыка и драма — это союзницы и соперницы одновременно. Так сказать, женская дружба. На протяжении всей истории оперы между ними разворачивается борьба за первенство. Лидирует то одна, то другая. Но, несмотря на крайности, в которые они время от времени впадают, их отношения союзничества и соперничества очень плодотворны. Именно благодаря этому и появляются шедевры. Благодаря этому не утихают споры вокруг оперы: какой она должна быть. И наконец, именно атмосфера споров побуждает композиторов искать новые пути. Так, в XVIII веке во Франции разгорелась война глюкистов и пиччиннистов, в XIX веке в Германии — дискуссия между приверженцами творчества Вагнера и Брамса. Бурной была история оперы и в России.

И все же шаг за шагом, век за веком музыка укрепляет свои позиции. Разумеется, не за счет драмы. Ведь ее, как таковую, никто не отменял. Напротив, драматический театр живет собственной жизнью. И более того, активно привлекает музыку. Сколько песен и другой театральной музыки пережили те постановки, к которым они создавались?

Что же касается оперы, то ее подлинная история и триумф начались тогда, когда итальянские любители музыки осознали магию профессионального пения. Поразительная, пронзительная красота воспитанного, окультуренного специальным дыханием и работой голосовых связок певческого тембра (вообще настоящая школа пения — это целая наука!) вот уже три века собирает цветы и аплодисменты. И это несмотря на появление таких соперников, как балет, симфония, джаз, рок. Многие любители музыки помнят чарующие голоса Т. Гобби, М. Дель Монако, Ф. И. Шаляпина, М. Каллас, И. В. Ершова и многих других замечательных певцов.

Тут есть важный секрет. Когда человек слушает музыку, особенно пение, его собственные голосовые связки тоже напрягаются. Он поет внутренне. Поэтому он небезразличен к тому, что слышит. Слушая плохое или фальшивое пение, он испытывает физический дискомфорт; от прекрасного пения он получает не только эстетическое, но и неосознанное физическое удовольствие. Прекрасное пение — bel canto — так назвали итальянцы эту великую и бессмертную школу пения.

Понятно, что бельканто поселилось в опере надолго. Однако гармоничный союз между драмой и музыкой достигался не всегда. В первые несколько десятилетий (начиная с конца XVII и добрую половину XVIII века) бельканто заполонило театр, заставляя слушателей забыть о перипетиях пьесы и страданиях героев, а только любоваться блестящей техникой пения и красотой голосов. Столь сильный крен в сторону музыки (а скорее не самой музыки, а пения, ставшего чем-то вроде спорта) был не на пользу опере. Ее начали высмеивать, называли концертом в костюмах, создавали едкие пародии.

Кто главный в опере: певец или композитор? А кто судья — публика? Публика разная. Одни приходят слушать певцов, другие — оперный спектакль. Но певцы приходят и уходят, а музыка остается. (Теперь, правда, исполнители не совсем уходят, остается звуковая и видеозапись.) Следовательно, судья — история. Вот она и рассудила так, что выжили те оперы, где интересное, без длиннот, либретто и где выразительная, темпераментная и красивая музыка, наиболее точно выражающая чувства героев. А именно такая музыка дает возможность певцам показать не только свой голос (который со временем надоедает), но душу и сердце их как артистов, как личностей.

Вот почему, даже если вы не были в оперном театре, то по радио, наверное, слышали отрывки из опер и должны были обратить внимание на то, что и музыка трогательно-пре- красная и пение необыкновенное. А уж когда лучшие певцы поют лучшие оперы — это ни с чем не сравнимое наслаждение для каждого цивилизованного человека.

Это все были рассуждения в целом. А вообще об опере культурному человеку надо знать следующее.

Хотя в опере главное — пение, но кроме этого могут быть разговорные сцены, балет, симфоническая музыка, может включаться даже кино. Все зависит от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра.

Оперы пишутся на сюжеты сказок и трагедий, рассказов и комедий, романов и хроник. Оперы бывают большие, пышные — и камерные, одноактные; в опере может быть только одно действующее лицо, тогда это моноопера.

По законам драматического театра опера делится на действия (акты), действия — на картины, картины — на сцены. Впрочем, все это не строго обязательно. А вот высказывания героев имеют специфически оперные названия. Наиболее протяженные из них — арии, каватины, монологи и т. д.; покороче — ариетты, ариозо. Полупение-полуречь называется речитативом.

Диалог героев — дуэтом. Одно из преимуществ оперы по сравнению с драмой состоит в том, что герои иногда поют одновременно. При внешне слаженном едином ансамбле у них могут быть свои собственные, непохожие на другого, мысли и чувства. Такие ансамбли обычно звучат в конце действий, когда интрига завязана, герои конфликтуют, и дальнейший ход событий неясен. Партия каждого героя отражает его устремления, но все вместе на сцене звучит очень стройно.

Оперный театр — очень сложный организм. Он требует просторного и красивого помещения с хорошей акустикой. Между сценой и зрительным залом находится оркестровая яма. В ней располагается оркестр и дирижер, который управляет как оркестрантами, так и певцами на сцене. Все остальное — как во всех театрах, кроме того, что требуется больше репетиционных помещений для певцов, хора, балета.

Оперы создаются на тех языках, на которых говорят в той или иной стране. У нас сейчас идет дискуссия о том, нужно ли переводить либретто. Поскольку пение очень связано со словом и, кроме того, музыканты обычно гастролируют по всем странам, принято исполнять оперы на языке оригинала. В нашей стране, где после революции в театр пришла малоподготовленная публика, сложилась традиция перевода опер на русский язык. Возможно, это со временем изменится. Ведь либретто можно напечатать в отдельной программке. А музыка от этого выиграет.

С оперой можно познакомиться не только в театре. Многие оперы записаны на грампластинки и кассеты, создано множество кино- и видеофильмов, издаются партитуры, клавиры, путеводители, либретто. Оперу нельзя полюбить, не узнав ее, а узнав — не полюбить просто невозможно.

М. Г. Рыцарева

Книги

Главы из книг

Публикации

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова