Революция в области либретто
Глава №81 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНовая опера поднимает и назревавшую в течение столетий проблему — проблему либретто. Уже на пороге XVIII и XIX веков недостаток в либретто стал для оперы «вопросом жизни». В значительной мере именно это обстоятельство объясняет тот факт, что произведения Шуберта полностью, произведения Карла Марии Вебера в большей их части исчезли со сцены. Дилетантская работа авторов либретто убила шедевры композиторов. Это обстоятельство уже в начале XIX века обусловило вступление на оперную сцену мировой литературы. Сюжеты опер начинают брать из произведений Вальтера Скотта, Виктора Гюго, Дюма-сына, Эжена Скриба, а несколько позже — Бальзака, Стендаля, Мопассана; на музыкальной сцене появляются произведения Флобера и Метерлинка.
Это торжественное вступление литературы на сцену оперного театра еще более возрастает в последней четверти XIX века. Композиторы берутся за произведения Ибсена, Золя, Сельмы Лагерлеф, Ростана, Сарду, а несколько позже за шедевры великих русских классиков — Гоголя, Достоевского, Тургенева и Толстого.
Одновременно с новыми темами, «во что бы то ни стало» приуроченными к сегодняшнему дню, появляются и темы прошлого. Современный человек ищет вневременные темы: героев драм тысячелетней давности, фигуры, воспринимаемые, как символы, почти забытых поэтов. Потом во вневременную тематику вдыхают жизнь и, как манекен, покорно соглашающийся на любое одеяние, одевают ее так, что античное становится современным, и новое нераздельно сливается с прошлым. На оперную сцену вместе с убийцей и мучеником Раскольниковым вступают герои Софокла и Эсхила. Конечно, благородные складки одеяний древних героев треплет современный ветер, а их речи отражают скорее проблемы сегодняшнего большого города, чем мир канувшей в вечность Эллады. Но не только античный мир появляется на сцене в современном костюме. Воскрешаются французские «Окассен и Николетт» XIII века, появляется английский поэт XVII века Буньян, гигант XVI века Джефри Чосер и, после знаменитой «Процессии пилигримов» Ральфа Вогена Вильямса, по воле композитора Чарльза Вильерса Стэнфорда в музыке начинают звучать и «Кентерберийские рассказы». Композиторы делают героями своих опер живущих людей, воскрешают мертвых, ищут вечные темы, вневременное античное содержание, пишут музыку к сказкам Андерсена и Гримма, к «Тысяче и одной ночи», обращаются к Сакунтале, и в страстных поисках сюжетов они, начиная от Палестрины до Гофмана, приходят к биографическим темам. Мы видим выведенными на сцену, в исполнении басов и теноров, Дюрера и Матиаса Грюневальда, Рембрандта и Гейнсборо. Встречаются и либретто опер, сюжет которых заимствован не из жизни живописца, а из истории какого-нибудь одного творения изобразительного искусства. Так, например:
Джан-Карло Менотти — «Ночные гости» (идея заимствована у картины Иеронима Босха «Поклонение волхвов»).
Рихард Штраус — «День заключения мира» (по картине Веласкеса «Сдача Бреды»).
Гранадос — «Гойеска» (иначе: по картинам Гойи).
Стравинский — «Похождения повесы» (по циклу картин Хогарта того же названия).
Рейнбергер — «Семь воронов» (по картине Швинда).
В своем стремлении найти новый сюжет, современное либретто мобилизует античных богов, забытых поэтов, современные романы, старинные легенды, живописцев и живопись, детские сказки и современные сатиры и подходит к самым новым произведениям литературы наших дней. Так сливается поэзия Ведекинда с музыкой Альбана Берга («Лулу»), так большой австрийский поэт Гофмансталь неразрывно связан с целой главой в жизни современной оперы. В результате сотрудничества Рихарда Штрауса и Гофмансталя появились на свет оперы «Кавалер роз», «Арабелла», «Елена Египетская», «Ариадна на Наксосе», «Электра» и «Женщина без тени».
Приводим здесь содержание трех опер, наделавших при своем появлении много шуму. Их музыка и либретто являются не только смелым начинанием, но и несомненно проявлением созидательных, благородных намерений.