Русская опера после Чайковского
Глава №42 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ биографических заметках о великих русских композиторах упоминались имена некоторых композиторов, творчество которых относится уже к музыке XX столетия. Оно является переходным от музыки «могучей кучки» или Чайковского к музыке советской. Мы не можем подробно останавливаться на этом вопросе и назовем здесь лишь несколько имен наиболее выдающихся композиторов. К значительным композиторам, творившим уже в XX веке, относятся Н. В. Лысенко (1842-1912) и Цезарь Кюи (1835-1918). Хотя оперное творчество Кюи по значению не может соперничать с творчеством Мусоргского, Бородина, Чайковского или Римского-Корсакова, он все же был интересным композитором. Важнейшими написанными им операми являются:
Кавказский пленник (1859),
Вильям Ратклиф (1869),
Анджело (1876),
Матео Фальконе (1908),
Мадмуазель Фифи (1909),
Капитанская дочка (1911).
Видным в свое время композитором и музыкальным критиком был А. Н. Серов (1820—1875), который после поездки в Германию попал под влияние вагнеризма, переживавшего тогда эпоху расцвета. В дальнейшей своей деятельности Серов выступает как противник национального романтизма в русской музыке. Он имел также большой успех и как автор опер. Уже его первая опера «Юдифь» (1863) обратила на себя внимание публики. Успех следующей оперы — «Рогнеда» (1865) — еще более укрепил его авторитет. В 1867 году он пишет оперу «Вражья сила», которая осталась неоконченной и была завершена Соловьевым.
Упомянем еще нескольких выдающихся русских композиторов, жизнь и творчество которых непосредственно примыкает к нашей эпохе.
Танеев (1856—1915). Музыкальная трилогия «Орестея» (1895) по трагедии Эсхила.
Аренский (1861 — 1906). Оставил много сценических произведений: оперы «Сон на Волге» (по драме Островского), «Рафаэль», «Наль и Дамаянти» и балет «Египетские ночи».
Глазунов (1865—1936) вписал свое имя в историю русской музыкально-сценической литературы балетами «Раймонда» и «Времена года».
Из числа русских композиторов, более близких к нашему времени, надо выделить Черепнина, Глиэра и особенно Сергея Прокофьева.
Рассматривать дальнейшее развитие русской музыки и формирование советской музыки как простое продолжение музыкально-исторического процесса, с которым мы познакомились выше, было бы механическим и бесплодным занятием. В творчестве мастеров советской оперной музыки сочетается богатое историческое наследие, мощные силы обновленной страны и расцветшая за последние четыре десятилетия культура народов Советского Союза. В строй советской музыки все чаще вплетаются мелодии героического народа-борца, народа-строителя. Современные стремления оказывают свое влияние на музыку. Как русскую классическую оперу оплодотворяли произведения классической литературы от Пушкина до Толстого, так творчество советских композиторов обогащается тематикой советской литературы. Достаточно назвать оперы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Молодая гвардия». Новая публика требует нового звучания оперы. В самом деле, если до революции опера была развлечением избранных, то теперь она стала музыкальной пищей десятков миллионов трудящихся.