Мастера советской оперы
Глава №43 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМногие композиторы и певцы писали о том, с каким волнением было встречено в театрах появление новой публики. Эта публика устремлялась в Большой театр, в музеи и концертные залы не из снобизма. Она хотела учиться! Восхищаться! Видеть в классических произведениях выражение своих чувств: слез и смеха, своей ненависти и любви! Эта новая публика принимала смерть Джильды, проклятия Азучены и героический обет Манрико не со скептической улыбкой по отношению к «жестоким» драмам, написанным сто лет тому назад. Сердца новых зрителей бились в такт с сердцами героев оперы, публика лила слезы над страданиями жертв, плакала вместе с ними, ибо для нее театр был не просто игрой, а тысячекратным по силе отражением действительности.
Новая публика изменила и стиль театра. Композиторы и постановщики советских опер скоро поняли, что народ требует жизнеутверждающего, реалистического искусства. Формирование нового стиля оперной игры, создание реалистических оперных спектаклей берет в руки сам Станиславский. Для актера становится заповедью: не просто пропеть высокое до, а спеть, сыграть свою роль, передать ее внутреннее ссдержание. Представлять себя не на концертной эстраде, а в среде, соответствующей содержанию оперы. Помнить, что музыка состоит не из отдельных источников звуков в различных местах сцены и оркестра, а из единого, сплоченного ансамбля, членами которого являются все, участвующие в представлении.
Вместе с новым стилем и новой интонацией появляется еще одно требование к опере: новая тематика!
На сцене появляется сперва опера, отражающая рождение советской власти — «Тихий Дон», затронутая в нем тема — гигантская борьба старого и нового мира — звучит дальше в «Поднятой Целине».
Среди советских композиторов музыкальной драмы (под этим названием мы подразумеваем как оперы, так и балет) выделяются: Иван Дзержинский, Борис Асафьев, Рейнгольд Глиэр, Тихон Хренников, Захарий Палиашвили, Юрий Шапорин и Дмитрий Кабалевский. Западной же публике особенно хорошо известны три имени: Прокофьев, Шостакович и Хачатурян.
В стороне от советской жизни и советского искусства стоит Игорь Стравинский, один из самых значительных, самых оригинальных композиторов нашего времени. Говоря об истории русской музыки, нельзя не упомянуть имени Стравинского. Хотя бы потому, что на его примере мы становимся свидетелями удивительного замкнутого круга. После Глинки и Даргомыжского родилась классическая русская музыка, достигшая полного расцвета в творчестве Мусоргского и Чайковского. Отсюда путь разветвляется: русские, а потом советские композиторы идут новыми тропами, а самую крутую, самую головокружительную тропинку избрал как раз Игорь Стравинский. Но, создавая модернистские произведения, этот композитор XX века, всю жизнь занимавшийся экспериментами, заявляет, что настоящим примером для него всегда оставался Глинка, а любимым композитором — Чайковский.