Новая французская опера
Глава №118 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКому довелось бродить по Парижу сто лет назад, тот сразу же мог обнаружить, что существует не только город богачей с блистательной «Гранд-Опера», но и другой Париж, более скромный, но не менее богатый вдохновенными музыкантами. Музыкальное искусство живет и в студенческих кварталах, на подмостках кабаре на Монмартре. В Париже есть музыканты, мечтающие о гигантском искусстве и симфонических битвах, о подвигах в искусстве, подобных победам Наполеона под Маренго и Аустерлицем (Берлиоз). Где-то звучно хохочет Париж водевилей, развлекающий слушателей бесстыдным поддразниванием, гримасами, «хилым городским творением» народной музыки (Оффенбах). В Париже есть и другие культурные центры. В одних из них процветает культ Баха (Франк), в других — Вагнера (Д'Энди), в третьих возрождают дух Рамо или Куперена (Дебюсси). Все эти различные культурные центры и музыкальные стили в одном схожи: для них гегемония «большой оперы» ушла в прошлое! Представители их сознают, что нужно создавать новое французское искусство, которое могло бы противостоять снобизму завсегдатаев оперных лож и партера, всеобъемлющее искусство, универсальную музыку; что нужно воскресить камерную музыку и симфонию, пантомиму и песню, инструментальные жанровые картины и саму музыкальную сцену освободить от традиций и интернациональной моды ... Оперу нужно было возвратить подлинному искусству. А некоторые эту фразу дополняли словами: возвратить подлинному французскому искусству.
Один из самых важных парижских музыкальных центров группировался вокруг Сезара Франка (1822—1890). Органист храма Святой Клотильды, Франк играет преимущественно Баха и свои импровизированные фантазии. Навеянную органом серьезность, сосредоточенность, полифоническую конструктивную сущность он переносит и в консерваторию, где к нему примыкают все наиболее выдающиеся представители новой французской музыки. Искусство Франка нашло свое наиболее полное место и выражение прежде всего в оратории «Заповеди блаженств», симфонии ре-минор, фортепьянном произведении «Прелюдия, хорал и фуга» и замечательной сонате для скрипки и фортепьяно. Франк предпринимает попытку сочинять новые оперы, несколько модернистские по своему звучанию.
Его опера «Слуга на ферме» так и не была поставлена. Два других сценических произведения, «Гульда» и «Гизель» попали на сцену после смерти автора: первая опера в 1894 и вторая в 1896 году, то есть в то время, когда ученики Франка уже «выиграли сражение». Иначе говоря, современная французская музыка получила права гражданства в концертных залах и на оперных подмостках.
Эрнест Рейер (1823—1909) примкнул к новому лагерю французской музыки благодаря двум важным обстоятельствам его жизни. Первое из них — юность, проведенная в Алжире, второе — знакомство с музыкой Берлиоза.
Произведение Рейера для оркестра «Ле Селям» произвело сенсацию, особенно среди молодежи. Для значения оперы «Статуя», показанной в 1861 году, характерно, что Бизе оценил ее как важнейшее творение четверти века.
Приводим список основных произведений Рейера:
Мэтр Вольфрам (1854), Герострат (1862), Сигурд (1884), Саламбо (1890).
Во второй половине XIX века в музыкальную жизнь входит целый ряд французских композиторов, в творчестве которых нет-нет да и блеснет искра из грядущего царства музыки Дебюсси. Эти превосходные мастера собирают кирпичики, создают мелкие строительные элементы, украшения, плафоны для великого здания, которое воздвигнет и увенчает силой своего эпохального гения Клод Дебюсси.
Из этой многочисленной группы упомянем лишь некоторых. Это Эдуар Виктор Антуан Лало (1823—1892), Эммануэль Шабрие (1841-1894), Габриель Форе (1845-1924), Бенжамен Годар (1849-1895), Эрнест Шоссон (1855-1899).
Хотя большинство этих композиторов работало в области камерной музыки, песен, симфонических произведений, фортепьянных пьес, ораторий и прочих инструментальных жанров, тем не менее они делают существенные усилия, чтобы взять и бастионы оперы. Вот несколько из важнейших произведений для сцены:
Годар: Жоклен (1888), Педро де Заламея (1884), Маркитантка (1895), Гельфы, Рюи Блаз.
Шоссон: Король Артус (1903).
Форе: Прометей (1900), Пенелопа (1913).
Лало: Фиеско (1867), Король города Из (1888), Жакерия (не окончена).
Шабрие: Звезда (1877), Гвендолина (1886), Король поневоле (1887), Бризьейда (не окончена, премьера 1899).
Многие из этих произведений несут на себе печать сильного влияния Вагнера. Переворот, произведенный приверженцами симфонической музыки, невольно вызывал подражание Вагнеру, одна из основных характерных особенностей творчества которого — симфоническое звучание, подчеркивание роли оркестра.
Венсан д'Энди (1851—1931) своим творчеством способствовал усилению немецкого влияния. Одно из его главных произведений было навеяно драмой Шиллера «Валленштейн», другое — поэмой Уланда «Зачарованный лес»; в музыкальной же драме «Фервааль» он предстает перед нами как последователь Вагнера.
Его главные сценические произведения:
Фервааль (1897), Чужестранец (1903), Легенда о св. Кристофе (1920).
Творчество Альфреда Брюнё (1857—1934) является резкой противоположностью баховской полифонии, благородному пафосу Франка, изящному камерному тону Лало, Форе, Шабрие, а также явно оппозиционно псевдовагнеризму, представителем которого явился д'Энди. Брюнё опирается на тяжеловесный реализм Золя. Он хочет, чтобы его музыка была сродни голосу Золя в эпосе о шахтерах, «Жерминале», в беспощадной картине морали большого города, которую рисует «Нана» или «Дамское счастье».
Большую часть своих либретто Брюнё построил на сюжетах романов и новелл Золя.
Им написаны для сцены следующие произведения:
Мечта (1891), Осада мельницы (1893), Ошибка аббата Муре (1907), Анжел о (1928), Виржиния (1931).
Не подвергая сомнению педагогическую деятельность Сезара Франка и Форе, следует сказать, что с точки зрения формирования музыки будущего ни один из них не сыграл столь большой роли, как музыкант, творения и имя которого почти позабыты, но тем не менее его влияние всегда чувствуется во всей современной французской музыке, что объясняется его прозорливостью, смелыми, хотя и непоследовательными экспериментами, гениальным предсказаниям. Этот необычный музыкант — Эрик Сати (1866 — 1925). Всего лишь один год он учился в консерватории, затем играл в музыкальных кафе, писал музыку на стихи поэтов из предместий.
Позже Сати завязывает связи с ведущими представителями современной музыки. Он пишет главным образом для рояля, но не пренебрегает и музыкальной сценой. Он создает балеты («Парад», «Реляш и Меркурий»), музыкальные пьесы («Женевьева де Брабант» и «Сократ»), а затем небольшую пантомиму «Джек в шкатулке» (инструментовку последней осуществил Мийо).