Оперная сцена и оперные произведения Америки
Глава №127 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРедактор американского журнала «Харперз Мегезин» в одной из своих статей, написанной в 1859 году, заявил:
«Все, что из достижений Старого Света подходит нам, мы переймем ... Что же касается живописи и скульптуры Старого Света, то их мы в подходящий момент купим».
Универсальное и простое решение: или будем подражать или купим! И действительно, в начальной стадии американская оперная культура отражает именно этот принцип. Поставленная в 1735 году «Флора» (премьера состоялась в Чарльстоне, Южная Каролина) напоминает английскую оперу-балладу. В то же время в Нью-Орлеане «разбили свои шатры» артисты французской оперной труппы (на этот раз в буквальном смысле слова: комедианты ставили свои палатки во дворах богатых людей). Только в 1859 году был построен первый «каменный театр», выступали в нем только мировые знаменитости, прибывшие из Парижа.
Вскоре английская опера-баллада и французская опера уступают место итальянцам: перечень их начинается Паэзиелло, продолжается Россини, а сокрушающий успех итальянской музыки олицетворяется в творчестве Беллини.
Публика, разумеется, еще находится целиком под влиянием итальянских композиторов и артистов, когда начинает вучать и американская музыка: поставленная в 1794 г. опера Джеймса Хьюита «Тэменни» (1794), сюжет которой взят из жизни индейцев. Затем появляется опера Пелисьера «Эдвин и Анжелина» и опера Бенджамина Карра «Семья Арчер», но оба композитора подражают европейской оперной манере. Вильям Генри Фрай своими операми «Леонора» (1845) и «Собор Парижской Богоматери» (1864) также идет по следам Беллини. Либреттисты той эпохи тоже не отличаются своеобразием. Они перекладывают великие европейские романы и драмы, от Шиллера до Виктора Гюго.
Не меняют положения дел даже конкурсы с весьма высокими премиями. Сбывается предсказание редактора журнала «Харперз Мэгезин»: Америка подражает и покупает.
Первая выдающаяся фигура в истории американской оперы — Вальтер Дамрош (1862—1955). Им были написаны оперы «Алая буква» (1896), «Сирано де Бержерак» (1913), «Человек без родины» (1937), «За кулисами» (1942).
Отец его был другом Вагнера и первым дирижером, под управлением которого в театре Метрополитэн зазвучали немецкие оперные шедевры. Немец по происхождению и культуре, Дамрош, разумеется, не отказался от германского духа и в своих произведениях: оперу «Алая буква» критики по праву называют «Песней о нибелунгах» Америки.
Однако было бы ошибкой считать, что только Дамрош, будучи немцем, оказался невосприимчив к голосам Нового Света. Чисто американские композиторы — Конверс, Горацио Паркер, Генри Хадли, Говард Хэнсон тоже играют на старых струнах: европейские темы, античные сюжеты, и даже в случае более свежих по содержанию либретто музыка является подражанием Беллини, Верди, Вагнеру, Штраусу и порой Бизе.
Первая знаменательная дата в истории американской оперы — 7 января 1933 года. В этот день состоялась премьера оперы Луи Грюнберга «Император Джонс», на сюжет одного из шедевров американской драматургии, пьесы Юджина О'Нила. Тема ее волнующе современна. Выросший в рабстве негр, семья которого столетие назад была увезена из Африки, возвращается в джунгли, где поистине изнемогает под гнетом страха и ужасов, которые они вызывают в нем. Американская тема получает у Грюнберга подлинно американскую музыку, точнее, такую музыку, которая представляет собой сплав напевной декламационной речи, характерной для рубежа столетия, с негритянскими религиозными песнопениями и танцевальными ритмами.
Однако коренной сдвиг в области американской оперы связан с именем Джорджа Гершвина.
Летом 1929 года, во время каникул, Гершвин прочел роман Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги и Бесс», который глубоко потряс композитора. По его просьбе Дюбос Хейуард пишет либретто, а Айра Гершвин (брат композитора) — стихи к нему.
Композитор столь серьезно подошел к задаче, что не довольствовался уже имеющимися сборниками религиозных песнопений американских негров, записями на фонографе и модным джазовым материалом. После затянувшейся на несколько лет подготовки к работе над оперой, Гершвин едет на остров Фолли-Айленд, где изучает жизнь негров-гуллаков, их духовные обряды, танцы, песни, движения, нравы. Как Яначек изучал интонацию и обороты речи своего родного языка, так и Гершвин анализирует речь негров, специально изучает возгласы уличных торговцев, лавочников, нищих, ритм выкриков зазывал, потешные ярмарочные мелодии. Из всего этого позднее выкристаллизуется особая напевная речь, декламация оперы «Порги и Бесс».
Работа, по существу, начинается только теперь. Лишь сейчас находит композитор свой голос, стиль. После девяти месяцев напряженного, беспрерывного труда партитура «Порги и Бесс» была готова.
Но постановка оперы еще требовала серьезной борьбы. Знатоки музыки не собирались принимать творение Гершвина в качестве оперы. На премьере опера была сокращена на четверть первоначального варианта, а может быть, и на треть. Кое-где в мелодиях были сделаны некоторые уступки вкусу Бродвея. Однако подлинное искусство всегда одерживает победу над чванливым снобизмом. За премьерой в Бостоне, состоявшейся в сентябре 1935 года, последовала премьера в нью-йоркском «Эльвин-театр», но подлинно триумфальное исполнение оперы состоялось лишь в 1942 году, уже в полной инструментовке, в полном объеме, так, как мечтал об этом Гершвин: безо всяких уступок, безо всякой бродвейской косметики.
Мировой успех «Порги и Бесс» имеет большое значение и с точки зрения идеологической, поскольку Гершвин воспевает в опере униженных, презираемых негров. Он выводит на сцену не прославленных героев, а нищих, уличных торговцев, бездомных бродяг. Под волшебным действием музыки эти люди сбрасывают свои лохмотья и предстают перед публикой глубоко человечными героями драмы. Сладко убаюкивающая колыбельная песня, траурная мелодия, потрясающая даже в своей гротескности, любовные мечты, трогательный дуэт влюбленных и целый ряд других мелодий, полных захватывающего ритма, оказались сильнее придирок критиков. Опера «Порги и Бесс» не только пользуется успехом во всем мире, но и явилась первой истинно американской оперой.
В мае 1939 года на сцене нью-йоркского «Лирик-театр» ставится опера Дугласа Мура «Дьявол и Даниэль Вебстер», в которой композитор еще дальше развивает англо-сакский юмор и иронию, столь характерные для Гершвина. В произведении смешаны народная баллада с пародией, насмешка с серьезным и лиричным, музыка — с прозой, популярная уличная мелодия — с симфонической музыкой.
По следам Мура идет Вирджил Томсон. Его опера «Мать всех нас» (премьера в мае 1947 г.) — проявление самой безудержной комедии дель арте; в ней действуют как живые личности, так и почитаемые исторические герои, происходит полное смешение стилей: сплавляются ревю и опера, иначе говоря, музыка Бродвея, песни фермеров, танцевальная музыка и цитируемая порою классическая музыка.
Творчество Джан-Карло Менотти (1911) означает некоторый шаг назад по сравнению с упомянутыми композиторами. Он начал учение в Миланской консерватории, и только в 1928 году переселился в Америку. Само собой разумеется, он привез с собой и итальянский стиль, если и не голос великих «Старцев», то во всяком случае стиль Пуччини. И хотя его творчество на протяжении уже трех десятилетий проникнуто настроениями, отзвуками американской жизни, по стилю музыка Менотти все-таки остается итальянской.
Этот пользующийся большим успехом композитор сам пишет все либретто для своих опер. Не пытаясь умалить его музыкальные способности, смело можно сказать, что своим огромным успехом он в немалой мере обязан написанным им либретто.
Наиболее важные оперы Менотти:
Амелия отправляется на бал (1937),
Старая дева и вор (1939),
Бог острова (1942),
Медиум (1946),
Телефон (1947),
Консул (1950),
Ночные посетители (1951),
Святая с улицы Бликер (1954).
Наиболее своеобразная личность среди американских композиторов — Марк Блицштейн (1905). Его предшественники говорили о больших общественных и социальных проблемах Америки лишь символически, эзоповским языком. Блицштейн же без обиняков заговорил голосом непоколебимого социалиста. Историк американской музыки Джильберт Чейз так характеризует его: «Пролетарский роман тридцатых годов обретает музыкальную форму в социалистических операх Блицштейна, в которых ставятся вопросы классовой борьбы и проблемы общественной справедливости».
Наиболее значительные произведения Блицштейна: Колыбель будет качаться (1937), Отвечать нечего (1941), Лисички (1949).
Одним из последних успехов американской оперы является опера Уильяма Шумана «Силач Кейзи» (1953). Герой ее — некоронованный король бейсбола, и драма представляет собой историю жизни выдающегося «центра нападения».