Гендель и его эпоха
Глава №7 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюТворческий путь композитора Георга Фридриха Генделя (1685—1759) начался в Гамбурге — городе, который в те времена был как бы копилкой Германии, набитой золотом. Море колыхало лес мачт у его причалов. Собравшиеся сюда со всех уголков света купцы возрождали сказочный блеск старинных городов Ганзы. Под сенью благополучия расцветает и искусство: в Гамбурге был основан первый немецкий оперный театр. Возглавил его Кейзер, человек большой одаренности. В Германии того времени уже действовали оперные труппы, но руководство в них принадлежало итальянцам. Бродячие маэстро ловко устраивались на ведущие позиции: своими легковесными произведениями, носящими следы неглубокого вдохновения, они закрывали дорогу медленно разверчивающим свою деятельность немцам. Преклонение перед всем итальянским приняло такие размеры, что многие молодые немецкие музыканты даже принимали итальянские имена, ибо считали, что только таким путем они могут обеспечить свое будущее. (Например, Франц Рёсслер стал Франческо Розетти.) Венской оперой на протяжении десятилетий также руководили итальянцы. Единственным чистокровным немцем был Фукс, но придворным композитором наряду с ним был итальянец Джузеппе Порсиле. Такое же положение было и в мюнхенской опере. Исключая краткий период правления Керля, во главе театра стояли итальянцы: сперва Порта, позднее Траэтта. В Дрездене господствовали итальянцы Бонтемпи и Лотти, чему позднее положил конец выдающийся музыкант Иоганн Адольф Гассе. Брауншвейгской оперой руководил Стефанни, позднее ставший епископом и дипломатом. Музыкальную жизнь Берлина возглавлял Граун, состоявший в дружеской связи с королем Фридрихом Великим, увлекавшимся сочинением музыки и игрой на флейте. Однако первенство здесь, несомненно, принадлежало Кейзеру, немецкому музыканту, человеку с властным характером. Он умело руководил огромным музыкальным театром и одновременно снабжал его своими сочинениями. К нему наблюдается массовое паломничество музыкантов. Гендель также присутствовал почти на каждом спектакле. Он усваивает все, чему можно научиться у Кейзера, и когда молодой музыкант чувствует, что у него достаточно сил для того, чтобы работать в совершенно новом для того времени стиле, он создает свою первую оперу — «Альмира». Опера произвела настоящую сенсацию: публика сразу же стала требовать новых опер Генделя. Однако Кейзер, который до того безраздельно господствовал в опере, вовсе не был в восторге от появления новой звезды. Он взялся за работу и вскоре сам написал музыку на то же либретто, что и опера Генделя. Поединок однако не состоялся из-за неожиданного разорения гамбургской оперы. Сражавшиеся стороны, лишившись театральной сцены, прекратили соперничество. Тут Генделю очень кстати пришло приглашение герцога Медичи приехать в Италию.
В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло.
Гендель жадно впитывает знания. Каждую новую гармонию, фразу откладывает он в сокровищницу своей феноменальной памяти. Все это появится позднее в качестве украшений, ажурной лепки, мозаики грандиозного здания его будущих великих произведений. Он хотел побить итальянцев на их же территории: на оперной сцене. «Агриппину» он предложил венецианской Опере, тому самому театру, который совсем недавно прогремел благодаря произведениям Алессандро Скарлатти. Весть о триумфе Генделя долетела и до Германии. Он получает приглашение ко двору герцога Ганноверского, которое и принимает, однако вскоре просит отпуск и едет в Лондон.После Галле, Гамбурга, Флоренции, Рима, Неаполя, Венеции, казалось бы, здесь Гендель находит, наконец, тихую гавань. Однако судьба позаботилась о том, чтобы ему, человеку борьбы, никогда не суждено было отдыхать. У него оказывается соперник. В Лондоне появляется довольно известный итальянский композитор Бо- нончини. Бонончини принадлежал к кругу болонских музыкантов и был учеником Джованни Баттиста Колонна, который как учитель был известен на всем континенте. Появление Бонончини не было случайным, оно было результатом козней английской аристократии. Досаждая Генделю, любимцу короля, она хотела досадить самому монарху. Гендель после длительной, упорной борьбы заставил итальянца сдать позиции и уехать. Однако вскоре театру «Хаймаркет» угрожает еще большая опасность. В этом театре Гендель сочетал в одном лице «домашнего» композитора, директора, дирижера, режиссера, драматурга и учителя пения. На одном спектакле две примадонны подрались на сцене. Скандал принял такие размеры, что по этому случаю Гей и Пепуш написали оперу- персифляж — «Оперу нищих». Аристократы бойкотировали театр «Хаймаркет», а Поп и Свифт во имя хорошего вкуса и подлинного искусства выступили против вредных крайностей музыкомании.
Тот факт, что английские писатели чуждались оперного жанра, был не нов. Дело в том, что английская публика тянулась скорее к традиционному представлению «масок», нежели к импортированному с итальянской земли оперному стилю. «Маски» — это драматическое представление, в которое были вкреплены музыкальные части. Английским авторам постоянно надо было заботиться о русалках, гномах, феях и блуждающих душах, в роли которых затем можно было втиснуть и вокальные номера. Артистов, играющих роли простых смертных, живых людей, публика просто освистала бы, если бы они ни с того, ни с сего вдруг начали бы петь. Герой — простой смертный — пел лишь тогда, когда этого категорически требовало действие пьесы: на гулянье, на пиру или если по ходу спектакля он сходил с ума. Героическая фигура английской национальной музыки, композитор Г. Перселл, который внедрил «итальянскую», то есть целиком музыкальную драму, также был вынужден упорно бороться с вождем английского литературного мира — Драйденом.
Гендель никогда не испытывал недостатка в соперниках. Сначала против него настраивали другого воспитанника болонской школы Ариости, а позднее двух наиболее популярных композиторов континента — Порпору и Гассе. Гендель не отступил перед ними. Более того, борьба удесятеряла его незаурядные силы. Он пишет вечно прекрасную оперу «Ацис и Галатея» (на английский текст; остальные его произведения были написаны на итальянские стихи) и одновременно оперу «Эсфирь». Дважды он вдоль и поперек изъездил Италию: вновь набранной труппой певцов он хочет поразить лондонцев. И одновременно чуть ли не каждый месяц создает по новой опере: «Юлий Цезарь», «Тамерлан», «Роделинда», «Сиро», «Аталанта», «Береника» и еще почти сорок опер представляют его труды в области музыкальной драмы.
Но все титанические усилия Генделя были тщетны. Влиятельные магнаты, ведя политическую игру, а то и просто со скуки, организовали травлю композитора и оказались сильнее его. После многолетней изнурительной борьбы, проиграв битву, предоставленный самому себе, Гендель уходит из театра «Хаймаркет», уступив место своим соперникам, Порпоре и Гассе. В 1737 году он покидает Англию и уезжает на континент. На некоторое время он исчезает из поля зрения своих преследователей.
Если Гендель, находясь в Англии, хоть немного интересовался условиями музыкальной жизни во Франции, — что несомненно, так как для его гения были характерны непрерывные поиски, живой интерес ко всему новому, — то он видел в общих чертах следующую картину прошлого и настоящего французской оперы.
Опера или, — что одно и то же, — итальянская опера, вступила в «Пале Рояль» в субботу 2 марта 1647 года. Композитора звали Луиджи Росси, оперу, поскольку речь шла о верном ученике Монтеверди, — «Орфей». Правда, Луиджи Росси, по желанию своего хозяина, кардинала Мазарини, обожавшего помпу, и не в последнюю очередь по желанию французского дворянства, основательно изменил характер либретто. У Монтеверди в опере участвуют Орфей, Эвридика, Сильвия, Харон, Плутон, Персефона, Аполлон и символическая Надежда. В опере Росси уже чувствуется дух последующих музыкальных зрелищ. Вот перечень действующих лиц: Орфей, Эвридика, Эндимиона, отец Эвридики, Аристей, сатир, нянька, Венера, Юнона, Прозерпина, Юпитер, Меркурий, Плутон, Аполлон, Амур, Харон, Гименей, Ревность, Подозрение, три Грации, три Парки, дриады, Авгур и его свита, небесный двор и другие.
Эффект, вызванный оперой, и противодействие ей современный читатель почти не может представить. Часть публики, отождествляя итальянских комедиантов с ненавистным Мазарини, поистине извергала громы и молнии: была мобилизована светская и церковная знать, чтобы изгнать из «Пале Рояля» аморальное, скверное, пошлое, крикливое, развратное музыкальное представление. Сторонники же Мазарини таяли от наслаждения: дескать, итальянцы принесли на землю рай. Финансисты кляли итальянцев, говоря, что «Орфей» влетел почти в пятьсот тысяч дукатов. Сторонники Мазарини более или менее справедливо заявляли: в зрительном зале театра мирно сидели рядом приверженцы кардинала и их враги, и, таким образом, пятьсот тысяч дукатов все же меньший расход, чем гражданская война. Представление «Орфея» вызвало такой прилив взаимной ненависти в двух враждующих лагерях Франции, что во время движения Фронды привлекли к ответственности всех декораторов, сценографов, механиков, и некоторым из них лишь с трудом удалось избежать эшафота.
Но все же следует сказать, что добрая часть публики с момента вступления в Париж «Орфея» Луиджи Росси стала в ряды восторженных сторонников оперы. Их требования были столь настойчивыми, что сам гениальный музыкант XVII века, Жан Батист Люлли решил стать оперным композитором.