Ученики и последователи Монтеверди
Глава №6 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ 1637 году в Венеции открылся оперный театр «Сан Кассиано», который вывел музыкальную драму из круга средств домашнего развлечения во дворцах Сфорца, Гонзага, Медичи и Эсте и передал ее широкой публике.
Не следует думать, что этот оперный театр, существовавший триста лет назад, был похож на театр наших дней. Ложи были заняты абонентами, считавшими эти места своей собственностью. Они обставляли ложи своей мебелью, приносили сюда ковры, прекрасные кружевные занавеси и даже столовые приборы, поскольку венецианские аристократы тут же, в ложах, ужинали, принимали гостей, играли в карты и кости, занимались любовными делами, плели интриги, все это за задернутыми занавесами ложи- гостиной, открывая их только при особенно интересных сценах музыкальной драмы. По традиции эти ложи оставались в собственности семей, снявших их первоначально, которые вследствие своих пожертвований относились к числу основателей театра. «Простой человек с улицы», в понимании феодального мира — буржуа, получал место в партере или на галерее, это уже зависело от денег и ранга данного лица.
В начале своего существования театры оборудовали партер только частично. Многие зрители сами приносили стулья или другую утварь, пригодную для сидения. Это зачастую приводило к ярмарочной пестроте, а нередко даже и к шумным потасовкам, что не удивительно, ведь оперный спектакль три столетия назад проходил совсем не в такой благоговейной тишине, как сейчас: артисты, певцы, дирижер, музыканты в то время были привычны к тому, что им приходилось, в полном смысле этого слова, вести борьбу со зрителями не только за успех, но и за то, чтобы их просто слушали.
Спектакль, которым открылся венецианский театр «Сан Кассиано» (опера Манелли «Андромеда»), был первым, который за соответствующую плату могла посмотреть достопочтенная публика. Это было в 1637 году. В 1684 году открывается неаполитанский театр «Сан Бартоломео», у которого был свой композитор — Алессандро Скарлатти.
В 1656 году открывается опера и в Лондоне, однако, под нажимом пуритан ее вскоре закрывают. Во время Реставрации двери театра вновь открываются для широкой публики. Немного позднее начинает действовать театр «Друри Лейн» (1696), открывается Королевский театр (1705) и «Ковент Гарден» (1732), и лишь значительно позже был основан знаменитый миланский театр «Ла Скала» (1778), который, кстати сказать, в общественном сознании живет как один из древнейших источников европейской оперной культуры.
В течение XVII века открываются оперный театр в Гамбурге (1678) и почти одновременно с ним парижская Опера, иначе называемая «Академи де Мюзик» (1671). Вслед за начинаниями итальянцев, французов, немцев и англичан культ оперы доходит и до империи Габсбургов: в 1725 году открывается оперный театр в Праге, в 1741 году — «Бургтеатр» в Вене. Характерно, что «Бургтеатр» начинает свою деятельность постановкой оперы «Гамлет» итальянского композитора Каркано.
Мы остановились на этом, чтобы показать, как в результате диалектического взаимовлияния каждый центр музыкальной жизни непременно приводит к образованию своего оперного театра, а открывшаяся оперная сцена вдохновляет на творчество новых и новых мастеров. Так, например, театр «Сан Кассиано» вдохновил не только драматический гений Монтеверди, но одновременно сплотил вокруг себя и других мастеров, имевших важное значение в развитии еще молодого жанра. По сохранившимся до наших дней записям мы знаем, что театр «Сан Кассиано» в период между 1641 и 1649 годами показал более 30 новых опер, вышедших из-под пера Гальяно, Луиджи Росси, Кавалли, Чести и Монтеверди.
Венецианские мастера — последователи Монтеверди — еще больше сокращают хоровые эффекты, основывающиеся на традициях мадригала, и все энергичнее выдвигают на передний план сольное пение. Однако для того, чтобы мы имели возможность говорить об арии в нынешнем смысле этого слова, творцам музыки сначала надо было создать эту арию. А для этого события, имеющего чрезвычайно важное значение в истории культуры, должны были родиться новые мастера.
Вторая глава истории оперы развертывается вокруг неаполитанского театра «Сан Бартоломео». Ведущими композиторами здесь были Алессандро Скарлатти, Дуранте, Леонардо Лео и Франческо Фео. Их деятельность в основном падает на рубеж между XVII и XVIII веками, то есть на тот период, который в истории музыки связан с жизнью и творчеством Вивальди, Генделя, Баха.
Флорентийцы отводят ведущую роль речитативной монодии, то есть подчеркнуто песенному исполнению, которому подчинено аккордное сопровождение.
Монтеверди, пользуясь стилем «concitato» (взволнованным), подчеркивает изображение драматических ситуаций и мелодичное, ариозное изложение, развертывающееся из речитативного пения. У неаполитанцев было два волшебных слова:
Da capo aria!
Bel canto!
Da capo aria означает песенную форму, заключенную в симметричные рамки и построенную по формуле А—Б—А, иначе говоря, ту основную музыкальную конструкцию, которая в конечном итоге явится основой для песенной формы и сонаты, а через них — основой всех формул камерной музыки, симфонии, увертюры. А—Б—А — это повторение вставного музыкального элемента главной мысли. Это в общих чертах главная форма классической логики построения, которая в последующие столетия в значительной мере влияет на развитие музыкального языка.
«Bel canto» означает нежную, гибкую мелодию, господствующую над всеми другими музыкальными элементами. Герой мелодии — певец! Таким образом, некоронованным королем оперного театра становится сопрано (настоящая женщина или певец-кастрат) или тенор, который в неподражаемых пассажах, переливах и долгих трелях соперничает как с певицами, так и певцами-кастратами. Герои и героини «бель канто» кладут начало произволу «звезд» в театре. Композитор, директор, дирижер, публика становятся покорными рабами, чья единственная деятельность заключается в безоговорочном поклонении и слепом восхищении певцами.
На сцене появляются Анна Мария Страда, Катарина Висконти, Тоди, Куззони, всемирно известная Фаустина Бордони и певцы-кастраты, которым завидовали, которых ненавидели, обожали, засыпали золотом — Антонио Пази (сопрано), Бернарди (меццо-сопрано), Кузанино (контральто), а также целый ряд певцов-полубогов, купающихся в ярком блеске мировой славы: Фаринелли (мужское сопрано), Джованни Паита, Грегорио Бабби, Джамбаттиста Манчини и Франческо Този (теноры).
В эту эпоху Италия обладает невиданной доселе притягательной силой. В эпоху кватроченто и чинквеченто (XIV и XV века) сюда влекли путешественников и шедевры изобразительного искусства, и, конечно, политическое влияние папской власти. Италия эпохи сеченто и сеттеченто (XVI—XVII века) чарует людей своей музыкой.
Из огромной армии итальянских музыкантов следует выделить уже упоминавшегося нами Алессандро Скарлатти (род. в Палермо, 1659 — умер в Неаполе, 1725). Его деятельность проходила сначала в Риме, затем в Неаполе. По продуктивности он почти не имеет себе равных. История музыки располагает данными о более чем ста его операх, двадцати ораториях, целом ряде кантат, мадригалов и месс. Для нас наиболее важной является оперная деятельность Скарлатти. Среди его замечательных начинаний, которые направляют развитие итальянской оперы по совершенно новому пути, важнейшими являются систематическое применение da capo aria, внедрение увертюры из трех частей (быстрая—медленная—быстрая), в противоположность французской увертюре, делящейся на медленную—быструю—медленную части, и, наконец, мощное звучание оркестра, которое поднимает сопровождаемые партии на более высокий уровень.
Творчество Скарлатти и в наши дни нельзя рассматривать только как памятник истории музыки. Его благородные, чистые мотивы живут и по сей день, воздействуя на слушателя силой подлинного искусства. Неаполитанская школа, сложившаяся вокруг Скарлатти, притягивала к себе мечтающих об учебе и развитии музыкантов со всех уголков земного шара.
Среди музыкантов-гостей Италии мы остановимся прежде всего на наиболее значительной фигуре музыкальной жизни на рубеже XVII—XVIII веков — на Георге Фридрихе Генделе.