Жан Батист Люлли
Глава №8 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКто такой Люлли?
Вопрос задаем не только мы, так спрашивали и многие его современники.
Ответ мог звучать примерно так:
Поваренок, учитель танцев, скрипач, придворный, богач, предприниматель, любимец короля, интриган, миллионер, но прежде всего — один из крупнейших музыкальных гениев своей эпохи.
В 1646 году (когда Люлли было лишь 14 лет) герцог Гиз рекомендовал его ко двору «Мадемуазель», младшей сестры французского короля. Но как поваренок, мальчик оказался нерасторопным и даже вообще непригодным для работы на кухне, зато очень скоро в нем открылись незаурядные музыкальные способности. Вскоре он становится руководителем домашнего оркестра принцессы. Как придворный музыкант он выступает и при королевском дворе, где сначала танцует в балете, а позднее получает новую должность и новый оркестр. Итак, Жан Батист Люлли — руководитель придворных музыкантов Его величества, официально называемых «скрипки короля».
В 1664 году Люлли встречается с гигантом французской сцены, Мольером. После многих созданных ими совместно произведений рождается шедевр: «Мещанин во дворянстве» (1670).
Люлли — первый музыкант Франции. Он не испытывает недостатка и в официальных наградах: он «королевский советник» и «Маэстро». С этой минуты он и официально становится крупнейшим авторитетом в музыке.
Слава, чины и деньги льются на него потоком. Он приобретает право исключительной постановки оперных спектаклей. И, разумеется, он не только директор театра, но и композитор. На целое столетие он определяет путь развития французской оперы. Основной упор он делает на речитативы на французском языке, на красочные и частые интермедии, на ритм, полный жизни, на богатое оркестровое сопровождение.
Приводим перечень его главных опер: «Кадмий и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678), «Беллерофона» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис Гальский» (1684), «Роланд» (1685), «Армида и Рено» (1686), «Ацис и Галатея» (1686).