Жан Филипп Рамо
Глава №9 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле музыкального «правления» Люлли наступило «междуцарствие» Детуша и Кампра. Вслед за ними в музыкальную жизнь входит один из значительнейших мастеров в истории европейской музыки — Жан Филипп Рамо. Он родился в Дижоне на два года раньше Генделя. На сцену его произведения попали, лишь когда он достиг зрелого возраста, хотя к этому времени он создал немало замечательных произведений, не говоря уже о целом ряде теоретических работ, которые с французским блеском мысли проливают свет на сложное царство теории музыки. Добившись успеха оперой «Ипполит и Арисия», Рамо к своему несчастью вязался в борьбу буффэнистов и антибуффонистов и восстановил против себя не скучающих вельмож, а вождей французской духовной жизни Дидро, Д'Аламбера, Руссо, Гримма, словом, энциклопедистов. Эти писатели, великолепно образованные, сведущие и в музыке, защищали легковесные произведения (буффонады) появившегося тогда Перголези. Музыку Рамо называли шумной, оскорбляющей слух, противоестественной. Руссо даже дошел до того, что сам написал музыку для сцены, словно желая доказать, что французский язык может быть преподнесен в такой же легкой, стройной музыкальной форме, какой Перголези сопровождал итальянские вирши. Энциклопедисты упрекали Рамо за плохие либретто, недисциплинированных певцов, за тружащихся до пота теноров, словом, за все, в чем только можно обвинить оперного композитора. Спор решило властное слово короля: итальянской оперной труппе было запрещено выступать во Франции. Вот тут-то и разгорелась подлинная борьба! В этой мере энциклопедисты видели — и по праву — попытку остановить свободное развитие духовной жизни, хотя, с другой стороны, это решение способствовало становлению самостоятельной национальной оперы. Теперь уже энциклопедисты не знали пощады. Они заявили, что французская опера своими тяжеловесными, неприятными звуками вообще не может соперничать с итальянской, легкой, как крылья мотылька, филигранной музыкой. (Вечный припев: «Оперу могут писать только итальянцы!»; под этим лозунгом боролись позже против Глюка, Моцарта и даже Вагнера.) Замечательные энциклопедисты в данном случае видели только внешние стороны явления: доведение до крайности унаследованных от Люлли театральных явлений, мощные звуковые эффекты, которые были тяжелы для слуха, привыкшего к музыке рококо; но они не замечали новаторских гармоний Рамо, обилия оркестровых красок, современной сущности в изображении характеров, мощного построения увертюр.
Приведем перечень важнейших произведений Рамо: «Ипполит и Арисия» (1733), «Галантная Индия» (1735), «Кастор и Поллукс» (1737), «Дарданус» (1739), «Торжества Полигимнии» (1745), «Торжества Гименея и Амура» (1747), «Зороастр» (1749), «Платея» (1754), «Аканта и Цефис» (1754), «Паладины» (1760).