Гендель и его эпоха (окончание)
Глава №10 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюБыть может, временами и Генделю приходила мысль окончательно порвать с Лондоном, начать новую жизнь в другом месте. Но его воинственная, твердая натура побеждает: нет, назад, на поле боя! После непродолжительной передышки Гендель возвращается в Лондон и с яростным усердием приступает к работе. Его встревоженная душа раскрывает свою самую сокровенную, самую подлинную сущность: словно удар грома, обрушиваются на публику гигантские шедевры Генделя: оратории «Саул», «Израиль в Египте» и «Мессия».
Было бы ошибкой предполагать, что творец чудесных ораторий, наконец, избавился от своих врагов. Нет! Борьба продолжалась, только Генделя уже не очень беспокоили действия его соперников. Из-под его пера буквально лился поток шедевров. Громогласно звучит «Деттингенский Тедеум», он создает «Самсона», «Балтасара», «Геракла» и «Иуду Маккавея», гениальные, неповторимые образцы оратории и одновременно музыкальной драмы.
«Саксонец» словно держал в руке не дирижерскую палочку, а грозный меч: после ожесточенной борьбы все его враги были повергнуты в прах. В почти семидесятилетнем возрасте Генделя постигает тяжелый удар: он теряет зрение. Его оперирует тот же врач, который пытался помочь Баху, и так же безуспешно. Уже слепым он завершает свой последний, потрясающий шедевр — ораторию «Иевфай». В ней звучат все трагические тона сумерек жизни.
Восемь лет мучается слепой, беспомощный композитор. Иногда он еще пытается рассказать о своих муках при помощи звенящих труб органа. И люди каждый раз прислушивались, как слепой Самсон потрясает решетки своей темницы.
Медленно угасло высоко вздымавшееся пламя жизни. В 1759 году навсегда сомкнулись веки гения. С тех пор прошло два столетия. И Англия, и Германия, каждая считает его теперь своим композитором.
Но творчество Генделя перешагивает через границы века: оно принадлежит всему человечеству!