Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)
04.12.2010 в 13:35.Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Боткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни — по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, — были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.
В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.
Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих.
В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения — сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге.
Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера — Августа.
Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».
Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.
В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя.
Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А.Н. Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.
Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб». Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.
Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование.
«Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.
В «Зимних грезах» проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.
В январе 1866 года, приняв приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна (брата Антона Григорьевича Рубинштейна), Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.
В 1860-70-х годах установились и прочные связи Чайковского с композиторами «Могучей кучки» — Балакиревым и Римским-Корсаковым, а также со Стасовым. Балакирев и Стасов неоднократно подсказывали Чайковскому сюжеты для его программных произведений. С Балакиревым и Римским-Корсаковым Чайковский делился своими творческими планами; последнему он помогал также советами в его самообразовании по теории музыки. Композиторы обменивались записями народных песен.
Так, в общении с представителями передового русского искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.
К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в их числе — оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.
Большая часть произведений московского периода связана с народными песнями. В них Чайковский нередко включал подлинные народные песни — русские или украинские. Так, например, записанная под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынька» вошла в оперу «Воевода» («Соловушка в дубравушке»). Песня «Сидел Ваня на диване», услышанная Чайковским на Украине в Каменке, стала главной темой медленной части Первого струнного квартета.
Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний), поэтические образы природы — цикл «Времена года».
В других же сочинениях московского периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869). Драматичен по своему характеру также созданный в эти годы балет «Лебединое озеро» (1877).
Увертюра-фантазия — яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев. Увертюра — выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно это утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты.
Новаторство «Лебединого озера» — необычность и непохожесть его на все предшествующее — если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни Упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, что музыка прекрасна, более того — даже слишком хороша для балета. Тем не менее премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки.
Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке „Лебединое озеро“ — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания...»
Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского этих лет: здесь — и лирико-бытовая драма (по Островскому) «Воевода», и лирико-фантастическая опера «Ундина» (на сюжет, переведенный Жуковским), историко-бытовая опера «Опричник» (по роману Лажечникова), наконец, лучшее из оперных произведений «доонегинского» периода — лирико-комическая опера «Кузнец Вакула» по повести Гоголя. Уже этим ранним операм присущ целый ряд ярких творческих достижений. Однако им чаще недостает достаточной драматургической цельности, завершенности. Вот почему некоторые из своих ранних опер Чайковский впоследствии уничтожил, а оперу «Кузнец Вакула» в 1880-х годах значительно переработал. Опера в новом варианте получила название «Черевички».
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев — выдающийся русский композитор и пианист, ставший его близким другом.
Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального музыкального образования. Его личный педагогический опыт нашел отражение в созданных им учебных пособиях, из которых особенно большое значение имеет «Руководство к практическому изучению гармонии» (1871) — первый в России учебник для консерваторий по данному курсу, принадлежащий русскому автору.
18 июля Петр Ильич женился на двадцатилетней Антонине Милюковой. «Это бедная, но добрая девушка с безупречной репутацией, которая меня любит», — так ее охарактеризовал композитор. Но сам Чайковский испытывал к ней лишь платонические чувства. Неудачная женитьба, нервное заболевание, вызванное напряженной работой, послужили причиной отъезда Чайковского в конце 1877 года из Москвы за границу. В Италии композитором были завершены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». Огромным было их значение в биографии Чайковского. Подытожив предшествующий опыт, он одновременно открыл в них новые, широкие горизонты для дальнейшей творческой деятельности. Появление этих произведений стало выда-юшимся событием и в жизни всего русского искусства.
Симфонию Чайковский посвятил своему «лучшему другу» — Н.Ф. фон Мекк. Рассказывая Надежде Филаретовне о содержании сочинения, Петр Ильич отмечал, что симфония стала «верным отголоском» всего пережитого им в зиму 1876-1877 годов, надолго оставившего «воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Это было время, когда композитором все больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.
В этом произведении — своей первой инструментальной драме — Чайковский воплотил еще более определенно мысль о единении художника с народом, который может дать силу, вернуть к жизни после страданий и потерь.
В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, которая происходила в условиях реальных, правдивых. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу.
Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов (арий или ариозо) по своей певучести и интонационной выразительности не отличается от речитативов — «музыкальных разговоров» — диалогов. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому, как поют романсы на стихи поэтов, и сочиняет необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.
В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создает в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская Дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы — «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина. В ней на фоне исторических событий рас-крывается лирическая драма дочери Кочубея — Марии. Следующая опера этого десятилетия — «Чародейка» (1887) по драме И.А. Шпажинского — лирико-трагическая и одновременно на-родно-бытовая опера. На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики — опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина.
«Пиковую даму» Чайковский создавал как монооперу: через образ Германна — героя драмы, — как сквозь призму «пропускал» все события и развитие действия. В музыке он раскрывал смысл, подтекст происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа «Пиковой дамы». Подобно тому, как в своих симфониях, в этой опере композитор разрабатывал две основные темы. Одну из них, связанную с тайной трех карт, составляют два мотива, из интонаций которых вырастают многие темы оперы. Другая — тема любви. На разработке этих тем построена музыкальная драматургия всего сочинения.
В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры — «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888). В начале 1880-х годов он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов (например, трагический романс «На . нивы желтые...»), а наряду с этим — цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».
Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.
В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.
Исключительно разнообразно творчество композитора последних трех лет жизни. Сразу же после «Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции». В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта» на сюжет драмы датского писателя Герца и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана (в обработке Дюма). Продолжалась работа и в области романса и камерно-инструментальных жанров. Наконец, в 1893 году появилась Шестая симфония («Патетическая», как назвал ее сам автор) — вершина его симфонического творчества.
«В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал ее одним из «наиискреннейших» своих произведений.
«...Эта симфония есть высшее, несравненнейшее создание Чайковского. Душевные страдания, замирающее отчаяние, безотрадное, грызущее чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силою и пронзительностью потрясающею, — подчеркивал позже В.В. Стасов. — Кажется, еще никогда в музыке не было нарисовано что-нибудь подобное и никогда еще не были выражены с такою несравненною талантливостью и красотою такие глубокие сцены душевной жизни».
В этот период сочинение музыки всецело захватило Чайковского. Много путешествуя по разным странам (Италия, Швейцария, Германия, Чехия и др.) и живя, в перерывах между заграничными поездками, то в Москве, то в Петербурге, то у своей сестры на Украине, в Каменке, Чайковский ни на один день не прекращал своего интенсивного творческого труда. Однако и в эти годы он находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской (дирижерской) деятельности.
В 1885 году Чайковский был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, а через год — почетным членом Русского музыкального общества. Не будучи уже в эти годы педагогом Московской консерватории, Чайковский тем не менее продолжал проявлять большой, интерес к ее жизни, посещал экзамены, концерты, постоянно общался с молодыми композиторами, которые всегда находили У него совет, поддержку и искреннюю и беспристрастную оценку своих произведений.
Начиная с 1880-х годов, его имя становится популярным не только в России, но и за рубежом. Чайковский с большим успехом выступает как дирижер симфонических концертов и опер, совершает ряд концертных поездок по городам Европы, где исполняются его произведения. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 году. После нее Чайковский записал в свой дневник: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».
С огромным энтузиазмом чествовали Чайковского и на музыкальных вечерах в Париже, где он встретил большое внимание к своему творчеству со стороны выдающихся французских музыкантов. В 1891 году с большим успехом прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашен для участия в музыкальном фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала — Карнеги-холла. Публика и пресса восторженно отзывались о великом русском композиторе.
В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему музыканту мира.
Еще в 1885 году Чайковский ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселился сначала в окрестностях города Клина — в Майданове, затем во Фроловском, а с 1891 года на окраине самого Клина. В Клину и его окрестностях в общении с любимой русской природой Чайковский создал свои лучшие произведения, в том числе и Шестую симфонию. Она была впервые исполнена в Петербурге под управлением автора. Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. Болезнь оказалась смертельной. В ночь с 25 на 26 октября композитор скончался.
Жизнь великого русского музыканта оборвалась в то время, когда он был в расцвете сил и полон новых, разнообразных творческих замыслов.
Интересные факты
1. свистун
Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...
- Наверно, этот свистун плохо кончил?
- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.
2. позор семьи
Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:
- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!
3. перепутал...
Небезызвестно, что брак Чайковского был крайне неудачным. На вопросы о том, как его угораздило жениться, Чайковский неизменно отвечал:
- Все очень просто, я спутал свою жену с моей Татьяной. (Имеется в виду Татьяна из оперы Чайковского "Евгений Онегин").
4. замечательная квартира!
Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, -просто замечательная, такая уютная, такая маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался.
5. вот в чем дело!
Чем замечательна "Пиковая дама"? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты "Волжское слово":
"Опера замечательна тем, что два великих художника, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Ильич Чайковский, пришли к одной и той же мысли - пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам".
6. лучшая похвала
Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:
- Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?
- Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, - ответил композитор. - И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами...
Произведения
- 12 пьес, Op. 40 (Чайковский) (belcanto.ru) (11.02.2024 в 17:06)
- 16 песен для детей (Чайковский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 22:04)
- 18 пьес, Op. 72 (Чайковский) (belcanto.ru) (11.02.2024 в 17:24)
- 1812 год (Чайковский) (belcanto.ru) (10.08.2011 в 18:21)
- 6 романсов, Op. 73 (Чайковский) (belcanto.ru) (13.02.2024 в 18:03)
- 9 духовно-музыкальных сочинений (Чайковский) (belcanto.ru) (13.02.2024 в 18:48)
- Балетное творчество (Чайковский) (belcanto.ru) (22.03.2014 в 13:52)
- Большая соната (Чайковский) (08.04.2014 в 12:17)
- Буря (Чайковский) (10.08.2011 в 17:07)
- Вариации на тему рококо (Чайковский) (belcanto.ru) (05.04.2014 в 18:02)
- Воевода (Чайковский) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 10:30)
- Воевода (Чайковский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 12:29)
- Вокальное творчество (Чайковский) (08.04.2014 в 13:31)
- Воспоминание о Флоренции (Чайковский) (06.04.2014 в 14:18)
- Времена года (Чайковский) (07.04.2014 в 18:58)
- Всенощное бдение (Чайковский) (12.01.2011 в 21:38)
- Гамлет (Чайковский) (belcanto.ru) (10.08.2011 в 18:25)
- Гроза (Чайковский) (belcanto.ru) (11.02.2024 в 21:36)
- Детский альбом (Чайковский) (07.04.2014 в 19:18)
- Евгений Онегин (Чайковский) (12.01.2011 в 13:01)
- Иоланта (Чайковский) (12.01.2011 в 13:20)
- Итальянское каприччио (Чайковский) (10.08.2011 в 17:18)
- Концертная фантазия (Чайковский) (belcanto.ru) (05.04.2014 в 17:33)
- Лебединое озеро (Чайковский) (belcanto.ru) (29.03.2011 в 09:37)
- Литургия cв. Иоанна Златоуста (Чайковский) (12.01.2011 в 21:44)
- Мазепа (Чайковский) (12.01.2011 в 21:53)
- Манфред (Чайковский) (11.03.2011 в 20:37)
- Москва (Чайковский) (belcanto.ru) (13.02.2024 в 22:08)
- Москва (Чайковский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 21:56)
- Оперное творчество (Чайковский) (belcanto.ru) (15.02.2014 в 13:59)
- Опричник (Чайковский) (12.01.2011 в 17:13)
- Оркестровая сюита No. 1 (Чайковский) (belcanto.ru) (14.02.2014 в 15:24)
- Оркестровая сюита No. 2 (Чайковский) (belcanto.ru) (15.02.2014 в 12:44)
- Оркестровая сюита No. 3 (Чайковский) (belcanto.ru) (15.02.2014 в 13:02)
- Орлеанская дева (Чайковский) (12.01.2011 в 16:18)
- Пиковая дама (Чайковский) (12.01.2011 в 15:53)
- Ромео и Джульетта (Чайковский) (10.08.2011 в 17:01)
- Серенада для струнного оркестра (Чайковский) (belcanto.ru) (15.02.2014 в 13:19)
- Симфоническое творчество (Чайковский) (belcanto.ru) (12.02.2014 в 16:10)
- Симфония No. 1, «Зимние грёзы» (Чайковский) (11.03.2011 в 12:36)
- Симфония No. 2 (Чайковский) (11.03.2011 в 12:50)
- Симфония No. 3 (Чайковский) (11.03.2011 в 19:54)
- Симфония No. 4 (Чайковский) (11.03.2011 в 20:20)
- Симфония No. 5 (Чайковский) (11.03.2011 в 20:52)
- Симфония No. 6, «Патетическая» (Чайковский) (11.03.2011 в 21:07)
- Скрипичный концерт (Чайковский) (belcanto.ru) (05.04.2014 в 17:46)
- Славянский марш (Чайковский) (belcanto.ru) (11.02.2024 в 22:00)
- Снегурочка (Чайковский) (belcanto.ru) (05.04.2014 в 16:00)
- Спящая красавица (Чайковский) (belcanto.ru) (29.03.2011 в 10:00)
- Струнный квартет No. 1 (Чайковский) (05.04.2014 в 18:29)
- Струнный квартет No. 2 (Чайковский) (belcanto.ru) (06.04.2014 в 12:51)
- Струнный квартет No. 3 (Чайковский) (belcanto.ru) (06.04.2014 в 13:23)
- Ундина (Чайковский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:35)
- Фатум (Чайковский) (belcanto.ru) (11.02.2024 в 21:49)
- Фортепианное творчество (Чайковский) (belcanto.ru) (07.04.2014 в 15:55)
- Фортепианное трио (Чайковский) (belcanto.ru) (06.04.2014 в 13:44)
- Фортепианный концерт No. 1 (Чайковский) (05.04.2014 в 16:44)
- Фортепианный концерт No. 2 (Чайковский) (05.04.2014 в 17:07)
- Фортепианный концерт No. 3 (Чайковский) (belcanto.ru) (05.04.2014 в 17:21)
- Франческа да Римини (Чайковский) (10.08.2011 в 17:13)
- Хоровое творчество (Чайковский) (belcanto.ru) (08.04.2014 в 15:16)
- Чародейка (Чайковский) (12.01.2011 в 14:07)
- Черевички (Чайковский) (12.01.2011 в 14:15)
- Щелкунчик (Чайковский) (belcanto.ru) (29.03.2011 в 10:17)
- Щелкунчик, сюита из балета (Чайковский) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 10:40)
Публикации
- «Снегурочка» Островского и Чайковского в Большом (belcanto.ru) (16.02.2024 в 22:00)
- Начало без конца (belcanto.ru) (11.01.2023 в 12:46)
- В Екатеринбурге состоялась премьера оперы Чайковского «Черевички» (belcanto.ru) (06.12.2022 в 15:30)
- «Иоланта» в Краснодаре: драгоценная шкатулка из тьмы и света (belcanto.ru) (03.11.2022 в 12:30)
- «Пиковая дама» Валерия Гергиева в Венской опере (belcanto.ru) (08.02.2022 в 16:44)
- «Спящая красавица» в новой редакции Джона Ноймайера (belcanto.ru) (16.01.2022 в 21:35)
- О том, как в Венской опере исполнили один немецкий шедевр одного великого итальянца (belcanto.ru) (23.10.2021 в 12:38)
- Михайловский театр показал в Москве майскую премьеру (belcanto.ru) (15.10.2021 в 16:34)
- О концерте Берлинских филармоников на Зальцбургском фестивале (belcanto.ru) (28.09.2021 в 21:30)
- Премьера «Мазепы» Чайковского в Большом театре России (belcanto.ru) (25.07.2021 в 00:33)
- 34-й Нуриевский фестиваль: от классики до неоклассики (belcanto.ru) (05.06.2021 в 13:36)
- О недостижимости прозрения: «Иоланта» в Мариинском театре (belcanto.ru) (02.06.2021 в 16:08)
- Премьера в Мариинском: «Орлеанская дева» Чайковского (belcanto.ru) (13.05.2021 в 09:28)
- К 20-летию новой старой редакции «Лебединого озера» Юрия Григоровича (belcanto.ru) (05.04.2021 в 12:58)
- Нур-Султан и Алматы в онлайн-эфире Пятого фестиваля «Видеть музыку» (belcanto.ru) (12.11.2020 в 10:54)
- Даниил Австрих: «Играть нужно так, будто готов повздорить с Бахом» (belcanto.ru) (31.01.2020 в 15:27)
- Концертная программа Зальцбургского фестиваля (belcanto.ru) (18.09.2019 в 13:33)
- Огонь, рояль и медные трубы на конкурсе Чайковского (belcanto.ru) (05.07.2019 в 20:54)
- 125 лет со дня смерти Чайковского (belcanto.ru) (06.11.2018 в 20:49)
- «Пиковая дама» Чайковского на Зальцбургском фестивале (belcanto.ru) (14.08.2018 в 16:15)
- «Лебединое озеро» как иллюзия Людвига II Баварского: балет Джона Ноймайера (belcanto.ru) (17.04.2018 в 11:10)
- Великие русские оперы на пушкинские сюжеты (belcanto.ru) (06.06.2017 в 16:13)
- Телеканал Mezzo показал «Пиковую даму» в версии Мариинского театра (belcanto.ru) (20.03.2017 в 16:42)
- «Пиковая дама. Игра» как новосибирский оперный бренд (belcanto.ru) (31.10.2016 в 21:25)
- На восьмом Большом фестивале РНО (belcanto.ru) (19.10.2016 в 21:32)
- Призрак «Ундины»: не забыть, но и не вспомнить… (belcanto.ru) (28.11.2015 в 13:14)
- Косметический ремонт «Иоланты» (belcanto.ru) (04.11.2015 в 18:51)
- Ильич — forever!.. (belcanto.ru) (04.11.2015 в 16:55)
- Чайковский и вокруг него: фестивальная перезагрузка (operanews.ru) (21.07.2015 в 21:37)
- «Чайковский-гала» в Большом зале Московской консерватории (operanews.ru) (16.06.2015 в 23:41)
- Чайковский и фон Мекк встретились в БЗК (operanews.ru) (16.06.2015 в 23:41)
- В Москве открылся XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского (belcanto.ru) (15.06.2015 в 22:40)
- Чайковский и его «милый друг» в Большом зале консерватории (belcanto.ru) (09.06.2015 в 14:18)
- «Чайковский-гала»: пир для меломанов (belcanto.ru) (05.06.2015 в 21:33)
- «Пиковая дама» в Мариинском театре (belcanto.ru) (03.06.2015 в 22:53)
- Алексей Степанюк: «В музыке Чайковского есть тревога» (belcanto.ru) (21.05.2015 в 21:41)
- Итоги Зальцбургского Пасхального фестиваля-2015 (belcanto.ru) (14.05.2015 в 18:09)
- «Милый друг». Концерт, посвящённый 175-летию Чайковского (belcanto.ru) (02.05.2015 в 13:59)
- 175-летие Чайковского отметят в Мариинском театре (belcanto.ru) (29.04.2015 в 17:46)
- В БЗК открылся XIV Московский пасхальный фестиваль (belcanto.ru) (16.04.2015 в 14:53)
- IX Юношеский конкурс им. Чайковского пройдёт в Новосибирске (belcanto.ru) (31.03.2015 в 18:25)
- «Пиковая дама» как тайная недоброжелательность (belcanto.ru) (10.03.2015 в 21:33)
- «Пиковая дама» в Большом театре (operanews.ru) (09.03.2015 в 19:53)
- «Иоланта» и «Замок герцога Синяя Борода» в Метрополитен-опера (belcanto.ru) (07.03.2015 в 16:40)
- Генюшас и Борисоглебский выступили с оркестром «Новой оперы» (belcanto.ru) (03.02.2015 в 17:31)
- Интервью с хореографом Сергеем Бобровым (belcanto.ru) (30.01.2015 в 22:06)
- В «Новой Опере» исполнили «Мазепу» Чайковского (belcanto.ru) (28.01.2015 в 14:46)
- «Мазепа» в Новой Опере (operanews.ru) (19.01.2015 в 11:11)
- На закрытии VI Большого фестиваля РНО (belcanto.ru) (03.10.2014 в 18:31)
- Концертное исполнение оперы Чайковского в Большом театре (operanews.ru) (29.09.2014 в 20:38)
- Премьера балета «Цветоделика» в Екатеринбургском театре (belcanto.ru) (30.07.2014 в 20:03)
- Цикл «Все романсы Чайковского». Эпилог (belcanto.ru) (29.07.2014 в 18:17)
- Семён Скигин с Глинкой, Чайковским, тенорами и баритоном (belcanto.ru) (25.06.2014 в 21:32)
- Все романсы Чайковского. Часть 5 (belcanto.ru) (01.05.2014 в 18:04)
- Все романсы Чайковского. Часть 4 (belcanto.ru) (03.02.2014 в 22:27)
- «Пиковая дама» Тителя в Одессе (operanews.ru) (03.11.2013 в 12:43)
- Все романсы Чайковского. Часть 3 (belcanto.ru) (24.10.2013 в 13:06)
- Все романсы Чайковского. Продолжение (belcanto.ru) (19.07.2013 в 22:23)
- «Лебединое озеро» в Мариинском театре (belcanto.ru) (01.06.2013 в 18:13)
- Чайковский и Императорская сцена (belcanto.ru) (30.05.2013 в 16:54)
- О переписке Чайковского и фон Мекк (belcanto.ru) (11.05.2013 в 10:59)
- Разный Плетнёв (belcanto.ru) (23.04.2013 в 12:46)
- Все романсы Чайковского. Начало (belcanto.ru) (16.02.2013 в 20:13)
- Морально-нравственная дихотомия «Чародейки» (belcanto.ru) (04.07.2012 в 14:09)
- Кума в «Чародейке» была, а Большой показал, что может быть разным (operanews.ru) (01.07.2012 в 15:39)
- Балет Джона Кранко «Онегин» на сцене театра Ла Скала (belcanto.ru) (16.11.2010 в 15:41)
- Молодёжное «Crescendo» покорило Париж (belcanto.ru) (20.12.2007 в 17:50)
- Цена «Жизни» (belcanto.ru) (25.05.2006 в 21:00)
- «Пиковая дама» в Ла Скала (belcanto.ru) (24.03.2005 в 18:35)
- «Апокриф» Аделя Аль-Хадада (belcanto.ru) (20.01.2005 в 23:48)
- «Мы услышали голос Чайковского...» (belcanto.ru) (21.11.2003 в 19:12)
- Вышел в свет Кёхель по Чайковскому (belcanto.ru) (21.11.2003 в 17:50)
- Чайковский и музыкальный театр (belcanto.ru) (19.12.2002 в 20:51)
Главы из книг
- Беллини, Пуччини, Чайковский
- Беседа четвертая. Зарождение и развитие русской оперы (XVIII — XIX века)
- Чайковский
- История русской оперы
- Пётр Ильич Чайковский
- Жизнь и творчество Чайковского
- Сценическая музыка Чайковского
Словарные статьи
- Чайковский Пётр (belcanto.ru) (06.03.2024 в 00:56)
Записи
- Чайковский Пётр. «Времена года». Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Балеты. Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Концерты и концертные пьесы. Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Опера «Евгений Онегин». Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Опера «Пиковая дама». Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Романсы. Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Симфоническая музыка. Записи в mp3
- Чайковский Пётр. Трио «Памяти великого художника». Записи в mp3