Опера Петра Ильича Чайковского «Мазепа»
12.01.2011 в 21:53.Опера в 3 действиях. Либретто по поэме А. С. Пушкина «Полтава» написано В. Бурениным.
Первое представление состоялось 3 февраля 1884 года в Москве на сцене Большого театра.
Действующие лица:
• Мазепа, гетман (баритон)
• Кочубей (бас)
• Любовь, его жена (меццо-сопрано)
• Мария, их дочь (сопрано)
• Андрей (тенор)
• Орлик, палач (бас)
• Искра, друг Кочубея (тенор)
• Пьяный казак (тенор)
• Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
Первое действие
Первая картина. Хутор Кочубея близ Полтавы. Дочь Кочубея, красавица-Мария, выйдя в сад, с замирающим сердцем прислушивается к голосам, доносящимся из дому. Там принимают важного гостя — всесильного гетмана Мазепу. Втайне от родителей полюбила его Мария. Она не внемлет ни голосу рассудка, ни уговорам молодого казака Андрея, с юных лет любящего ее. Мария чувствует, что любовь к старику сулит гибель, но не в силах совладать со своей страстью.
Гетман пожаловал к Кочубею неспроста. Он задумал жениться на его юной дочери и требует согласия отца. Кочубей ошеломлен притязаниями старика, старается образумить его, но тот непоколебим в своем упорстве. Возмущенный Кочубей велит Мазепе удалиться. Вспыхивает ссора, переходящая в столкновение между охраной гетмана и друзьями Кочубея. В разгар столкновения Мазепа предлагает Марии самой решить: с кем ей быть — с ним или с отцом? Мария выбирает седовласого гетмана и покидает отчий дом.
Вторая картина. Комната в доме Кочубея. Он, его жена Любовь и верные друзья во главе с полковником Искрой и Андреем думают о том, как отомстить Мазепе. Кочубей рассказывает о замышляемом гетманом вероломстве: изменник готовится предать родную Украину чужеземным захватчикам. Надо, рискуя жизнью, пробраться в столицу и поведать царю о черных планах гетмана, тогда царь Петр жестоко покарает предателя. Совершить этот подвиг вызывается Андрей.
Второе действие
Первая картина. Подвал одной из башен гетманского замка. Прикованный цепью к столбу томится в заточении Кочубей. Он измучен пытками, а утром старика ожидает смерть. Мазепа узнал о доносе и приказал казнить своего врага. В подземелье входит приспешник гетмана — Орлик. Он выспрашивает у узника, где тот зарыл свои богатства. Но Кочубей стойко хранит тайну. Он исполнен решимости унести ее с собой в могилу. Взбешенный Орлик зовет палача и приказывает вновь подвергнуть Кочубея пыткам.
Вторая картина. В покоях Мазепы. Гетман погружен в мрачное раздумье: что будет с Марией, когда ей станет известно о гибели отца? Но мысли о любимой не могут остановить Мазепу. Он приказывает Орлику утром казнить Кочубея и Искру.
Входит Мария. Она встревожена: за последнее время Мазепа редко бывает с ней. Не охладел ли он? Не полюбил ли другую? Чтобы успокоить Марию и рассеять ее ревнивые подозрения, гетман раскрывает свою тайну. Он признается, что готовится выступить совместно с чужеземными захватчиками против Петра и добыть себе украинскую корону. Оставшись после ухода гетмана одна, Мария предается грустным воспоминаниям о доме, о родителях. Неожиданно появляется Любовь. Она сообщает дочери о том, что ожидает отца. Мария в ужасе. Вместе с матерью бежит она к месту казни, чтобы вымолить у Мазепы помилование Кочубею.
Третья картина. Место казни. Площадь перед эшафотом заполнена встревоженной толпой. С ужасом следит народ за тем, как проходят вооруженные топорами палачи, как стража ведет Кочубея и Искру. Скорбно звучит их предсмертная молитва. Под звуки барабанной дроби осужденные поднимаются на эшафот. Вбегают Мария и Любовь и бросаются в толпу, плотной стеной окружившую место казни. Но они опоздали: Кочубей и Искра казнены.
Третье действие
Заключительному действию оперы предшествует симфоническая картина «Полтавский бой». В ней изображена историческая битва русских со шведами, прославляется великая победа, одержанная русскими воинами под водительством Петра, рисуется радостное торжество победителей.
Хутор Кочубея. Слышны отзвуки стихающего сражения. Андрей все время искал в бою встречи с Мазепой, но предатель скрылся. С сожалением и душевной болью взирает молодой казак на осиротелый, полуразвалившийся дом, на запущенный сад. Поспешно входят спасающиеся от погони Мазепа и Орлик. Узнав ненавистного врага, Андрей кидается на него с саблей, но гетман успевает выстрелить из пистолета. Смертельно раненный, Андрей падает наземь. Появляется Мария — изможденная, простоволосая, в рубище. С ужасом глядит на нее Мазепа, хочет утешить, успокоить ласковым словом, но Мария не узнает своего возлюбленного. В разгоряченном мозгу безумной встают страшные видения казни отца. Орлик торопит гетмана: погоня настигает, надо спасаться, не медля ни минуты. Мазепа и Орлик бегут.
Мария замечает раненого Андрея. Ей чудится, что это спит ребенок. Бережно и ласково убаюкивает она умирающего друга. Склонившись над трупом Андрея, Мария поет задушевную, исполненную нежной лиричности колыбельную песню.
Летом 1881 года Петр Ильич Чайковский отдыхал в столь любимой им Каменке. «Есть одно место в Южной России, которое я не променяю ни на какие другие в мире — это местечко Каменка… Я люблю в ней ее прошлое, она овеяна для меня духом поэзии; образ Пушкина витает предо мною; все здесь настраивает на поэтический лад», — так говорил он об этом украинском имении. Упоминание о «духе Пушкина» не случайно — Петр Ильич в то время задумался о создании оперы на сюжет пушкинского произведения, причем сюжет его имел прямое отношение к Украине. Речь шла о поэме «Полтава».
П. И. Чайковский не был первым композитором, чье внимание привлекла эта поэма. В 1859 году Б. Фитингоф-Шель создал одноименную оперу. Задумывался об оперном воплощении «Полтавы» и К. Ю. Давыдов — директор Санкт-Петербургской консерватории, которого П. И. Чайковский ставил «во главе всех существующих виолончелистов». Либретто написал драматург Виктор Буренин, но К. Ю. Давыдов свой замысел так и не осуществил — он уступил этот сюжет П. И. Чайковскому.
Ознакомившись с либретто В. Буренина, перечитав «Полтаву» А. С. Пушкина, П. И. Чайковский — по его словам — «был тронут некоторыми сценами и стихами» и сразу же принялся писать сцену Марии и Мазепы, которую либреттист перенес из поэмы без изменений. Неудивительно, что в первую очередь внимание композитора привлекла именно лирическая сцена — это вполне соответствовало его творческому облику, но ведь содержание оперы, получившей название «Мазепа», лирикой не ограничивается. Острейшая личная драма героев сочетается с отображением исторических событий, и это потребовало сочетания драматургических принципов исторической оперы и лирико-психологической. Возможно, по этой причине композитор приступил к созданию оперы «Мазепа» не без колебаний, а впоследствии признавался, что это сочинение далось ему с большим трудом.
В заглавие оперы автор вынес имя гетмана Мазепы, перешедшего на сторону шведского короля Карла XII — персонажа в русской истории, несомненно, отрицательного. Но существовало и другое отношение к этой исторической личности. В стихотворении В. Гюго и основанной на нем симфонической поэме Ф. Листа Мазепа предстает в романтическом ореоле героя-мученика — и П. И. Чайковский, знакомый с этими произведениями, не делает Мазепу однозначно отрицательным героем. Стареющий гетман в его трактовке не лишен некоторой привлекательности — в его уста вкладываются прекрасные мелодии (ариозо «Мгновенно сердце молодое» в первом акте, ариозо «О, Мария», во втором). Но не забывает композитор и об иной стороне образа. Через всю оперу проходит тема с жестким пунктирным ритмом, связанная с честолюбивыми замыслами гетмана, впервые она появляется в интродукции, где противостоит теме любви. Примечательно, что на протяжении оперы эта тема появляется в основном в оркестре, в то время как лирические черты героя сосредоточены в вокальной партии — что делает образ Мазепы еще более противоречивым.
Получил развитие в опере «Мазепа» образ Андрея, едва намеченный у А. С. Пушкина — у П. И. Чайковского это пылкий романтический герой, некоторыми чертами предвосхищающий Германа в «Пиковой даме». Самым светлым и поэтичным образом оперы остается Мария, чья партия строится в основном на трепетных лирических мелодиях. Первоначально опера завершалась самоубийством девушки и хором, оплакивающим ее и Андрея, но впоследствии композитор переработал финал, сделав его менее эффектным — и более страшным: обезумевшая Мария поет над телом Андрея нежную колыбельную.
Опера на исторический сюжет немыслима без хоровых сцен. Их в опере немало, и драматургическая роль таких номеров различна. Идиллический хор девушек в первой картине («Я завью, завью венок») оттеняет последующую бурную сцену ссоры Кочубея и Мазепы, масштабную хоровую сцену представляет собой третья картина второго действия (казнь). Столь же значительную роль играют симфонические эпизоды, в особенности антракт к третьему действию — «Полтавский бой». Изображать на оперной сцене военные действия П. И. Чайковский не любил, но писать об этих событиях, опустив Полтавскую битву, было бы немыслимо — и он находит выход в обобщенном симфоническом отражении батальной сцены.
Опера «Мазепа» не лишена некоторых недостатков (в частности, обилие второстепенных эпизодов, задерживающих действие) — но все же вряд ли можно считать справедливыми те уничижительные суждения, которыми «награждали» произведение критики после премьеры, состоявшейся 15 февраля 1884 года в Москве, в Большом театре (и через несколько дней — в Мариинском театре в Петербурге): П. И. Чайковского упрекали в оскудении мелодического дара и даже в полной неспособности создавать оперы. Успех у публики тоже был весьма скромным, через два сезона опера была снята с репертуара. В 1903 году она была возобновлена в Мариинском театре.
Публикации
- Руслан, Тристан и Мазепа в «поэме с героями» (belcanto.ru) (19.08.2024 в 11:31)
- Приморская сцена Мариинки обрела своего «Мазепу» (belcanto.ru) (15.11.2022 в 21:34)
- На VII Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» (belcanto.ru) (04.09.2022 в 22:18)
- Премьера «Мазепы» Чайковского в Большом театре России (belcanto.ru) (25.07.2021 в 00:33)
- Великие русские оперы на пушкинские сюжеты (belcanto.ru) (06.06.2017 в 16:13)
- В «Новой Опере» исполнили «Мазепу» Чайковского (belcanto.ru) (28.01.2015 в 14:46)
- «Мазепа» в Новой Опере (operanews.ru) (19.01.2015 в 11:11)
- Заметки о XXVIII Пушкинском фестивале в Нижнем Новгороде (operanews.ru) (24.11.2014 в 15:50)
- Чайковский и Императорская сцена (belcanto.ru) (30.05.2013 в 16:54)
- Премьера «Мазепы» в Большом театре (belcanto.ru) (13.02.2004 в 14:43)
- Интервью с Робертом Стуруа (belcanto.ru) (29.01.2004 в 21:21)
- Режиссер Роберт Стуруа поставит «Мазепу» на сцене Большого театра (belcanto.ru) (24.01.2004 в 17:58)