Опера Петра Чайковского «Черевички»

12.01.2011 в 14:15.

«Черевички» / «Кузнец Вакула» — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского в 4 действиях (8 картинах), либретто Я. Полонского по повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

История создания оперы «Черевички» была весьма сложной. Либретто на сюжет повести «Ночь перед Рождеством» из гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» написал Яков Полонский, а оперу дирекция Русского музыкального общества заказала А. Н. Серову. Но в 1871 году композитор умер, не успев создать это произведение, и три года спустя Русское музыкальное общество объявило конкурс, посвященный его памяти – участникам предстояло сделать то, что не успел А. Н. Серов. Среди других композитов участие в конкурсе принял и Петр Ильич Чайковский. Сюжет увлек его, и опера, получившая название «Кузнец Вакула» была написана в течение трех месяцев.

На конкурсе П. И. Чайковскому присудили сразу две премии – первую и вторую, но при постановке Мариинском театре, состоявшейся в 1875 году, публика приняла произведение без особого восторга. В неуспехе автор самокритично винил себя, утверждая, что опера «слишком загружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами». Все эти промахи Петр Ильич учел десятью годами позже, когда переработал произведение – ввел несколько новых номеров, облегчил оркестровую фактуру. Изменения казались столь значительными, что автор даже дал этой новой редакции другое название – «Черевички», и именно она вошла в репертуар оперных театров.

П. И. Чайковский дал «Черевичкам» подзаголовок – «комико-фантастическая опера», но все же главную роль в произведении играет не столько комическая или фантастическая стихия, сколько лирическая линия. Композитора даже упрекали в том, что он чрезмерно «осерьезил» жизнерадостную повесть Н. В. Гоголя. Элегические оттенки встречаются в партиях практически всех персонажей, за исключением Беса и Солохи – даже в музыкальной речи Чуба и Головы. Но главным средоточием лирических мелодий становятся партии Вакулы и Оксаны. В этих мелодиях присутствуют обороты, характерные для украинских народных песен, с которыми П. И. Чайковский был хорошо знаком. Украинский музыкальный колорит присущ не только партиям главных героев, но и массовым сценам – например, сцене колядования во втором действии или хору кобзарей в финале оперы. Но речь идет именно о воспроизведении характерного мелодического склада, а не о цитировании народных мелодий. Прямых фольклорных цитат в опере «Черевички» только две: песня Солохи «Ой, как светит месяц ясный» и заключительный хор, основанный на свадебной песне «Та не бiйся матiнко». Используя народные мелодии, П. И. Чайковский свободно обращается с ними – например, лирическая мелодия свадебной песни приобретает у него величественное, почти эпическое звучание.

Несмотря на господство лирической стихии, комических образов в опере «Черевички» немало. Карикатурно-торжественной темой, исполняемой фаготами и кларнетами в октаву, охарактеризован Голова. Речь дьяка, переименованного в Школьного учителя (вывести на оперную сцену священнослужителя в комическом варианте цензура не позволила), пародирует клиросное чтение. Комическими (а не фантастическими) персонажами предстают Бес и Солоха, музыкальная характеристика которых строится на плясовых мелодиях. Буффонная скороговорка Беса начисто лишает этот образ каких бы то ни было демонических черт. Удались П. И. Чайковскому и картины зимней природы – в частности, картина метели, основанная на теме эпического характера. В сцене на берегу Днепра, куда приходит Вакула в отчаянии, деревянные духовые своим холодным тембром замечательно передают ощущение стужи.

Над новой редакцией оперы, получившей название «Черевички», П. И. Чайковский работал с февраля 1885 года в имении Майданово недалеко от Клина. Опера была принята к постановке в Большом театре, но возникли неожиданные сложности: дирижер И. К. Альтани, который начал работать над оперой, заболел, что грозило срывом спектакля. И вот тогда П. И. Чайковский предложил в качестве дирижера себя. Учитывая склад характера Петра Ильича, можно предположить, что такое решение далось ему нелегко – тем более, что встать за дирижерский пульт ему предстояло впервые.

Премьера оперы «Черевички» состоялась 19 января 1887 года на сцене Большого театра. Если «Кузнеца Вакулу» зрители в свое время приняли холодно, то теперь спектакль, дирижировал которым сам автор, прошел с успехом.

Необычный подарок получил композитор по случаю премьеры оперы «Черевички» от Надежды Филаретовны фон Мекк: помещенные в бархатный футляр изящные серебряные туфельки, на которых были выгравированы мелодии из оперы. К подарку прилагалась краткая записка: «Угадали ли?»

Создание оперы «Черевички» П. И. Чайковским сыграло неожиданную роль в творческой судьбе другого композитора – не желая огорчать Петра Ильича, Н. А. Римский-Корсаков долго не брался за весьма увлекавший его сюжет гоголевской «Ночи перед Рождеством».

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова