Опера Петра Ильича Чайковского «Опричник»
12.01.2011 в 17:13.Опера в четырех актах, пяти картинах. Либретто П. Чайковского по одноименной трагедии И. И. Лажечникова.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 12 апреля 1874 г., под управлением Э. Направника.
Действующие лица:
• Князь Жемчужный (бас)
• Наталья, его дочь (сопрано)
• Молчан Митьков, жених Натальи (бас)
• Боярыня Морозова, вдова (меццо-сопрано)
• Андрей Морозов, ее сын (тенор)
• Басманов, молодой опричник (альт)
• Князь Вязьминский (баритон)
• Захарьевна, мамка Натальи (сопрано)
• Народ, опричники, сенные девушки, слуги Жемчужного
Действие происходит в Москве во время опричнины.
Сад перед теремом князя Жемчужного. Вдали виден Кремль. Вечереет. Молчан сватает у князя его дочь Наталью. Князь согласен на свадьбу. Оба уходят. Из терема появляются Наталья и Захарьевна, окруженные поющими сенными девушками. Наталья тоже запевает — про злую тоску, про неволю в теремочке. Девушки стремятся развеселить ее. С веселой песней они уходят, а в это время Басманов и Андрей разбирают тын, ограждающий сад, и прячутся в кустах. Андрей пришел повидаться с Натальей, которую давно любит. Он был обручен с ней, но князь Жемчужный ограбил его, выгнал из родного дома и отказал в руке дочери. Андрей, чтобы отомстить, хочет поступить в опричники. Басманов призывает его не ждать Наталью, а поспешить к матери за благословением. Андрей следует за ним. Выбежавшая Наталья, которой послышался шум шагов, остается в горестном раздумье, не обращая внимания на Захарьевну и девушек, снова старающихся развеселить ее.
Изба боярыни Морозовой. Она горюет о нужде, в которой приходится жить после того, как Жемчужный погубил ее мужа и разорил их. Входит Андрей и подает матери кошель с деньгами, который получил от Басманова. Он обещает смыть кровавую обиду. Морозова опасается, как бы сын не стал опричником, и Андрей понимает, что должен скрыть от нее свое решение.Царские хоромы в Александровской слободе. Звонит колокол. Опричники один за другим входят, склонив головы, и становятся вокруг накрытого для трапезы стола. Последним входит Вязьминский, и все садятся. Вязьминский провозглашает славу царю Ивану. Чтобы не мешать молиться царю, находящемуся в ближних покоях, все собираются идти бражничать в дальние хоромы, но вошедший Басманов останавливает их: государь велит принять в опричники Андрея Морозова, примчавшегося из Москвы. Вязьминский возмущен: он поклялся мстить роду своего врага боярина Морозова! Но государю надо повиноваться. Басманов вводит Андрея, который по требованию Вязьминского клянется служить верно, отрекшись ото всех близких. Андрей в растерянности и отчаянии — только ради матери и Натальи пошел он в опричнину. Но отступать поздно, и он дает страшную клятву. Смерть настигнет его, если он окажется отступником. Опричники славят нового сподвижника и грозного царя.
Площадь перед церковью в Москве. Народ горюет о том, что царь оставил их своей милостью и удалился в Александровскую слободу. Постепенно толпа расходится. Морозова идет молиться за сына. Вбегает Наталья и бросается в ее объятья, моля о приюте. Она убежала от жестокого отца и постылого жениха. Все ее думы — об Андрее, которого она давно любит. Морозова уговаривает ее вернуться, не губить себя, но Наталья непреклонна: Андрей или смерть — вот ее выбор. Жемчужный, окруженный слугами, появляется на площади. Наталья на коленях молит отца не разлучать ее с любимым. За девушку вступается Морозова, но князь велит слугам связать непокорную. Вбегает толпа опричников с Басмановым и Андреем, они отбивают Наталью. Морозова, узнав правду о сыне, проклинает его. Опричники увозят ее и Наталью в Александровскую слободу.
В Александровской слободе свадебный хор славит Наталью и Андрея. Все пляшут. Андрей счастлив: царь простил его, отпустил из опричнины и разрешил жениться на любимой. Но до полуночи он еще опричник и по-прежнему связан клятвой. Наталье страшно: сердце ждет беды. Нежданным гостем является на пиру Вязьминский. Со злорадством сообщает он, что государь, прослышавший о красоте княжны, желает видеть ее — одну, без жениха. Андрей не согласен отпустить невесту одну — он тоже пойдет с ней! Вязьминский угрожает царским гневом и приказывает схватить непокорного. Наталья без чувств падает на руки опричников. Отворяются двери в царские хоромы. Басманов кидается туда и возвращается со страшной вестью: настал последний час для Андрея. Опричники уводят его. Вязьминский приводит Морозову и в окно показывает плаху, приготовленную для сына. Боярыня падает мертвая. Опричники славят царя Ивана.
Л. Михеева
Начало творческого пути Петра Ильича Чайковского в оперном жанре оказалось непростым. Первая опера — «Ундина» — была отвергнута коллегией дирижеров императорских театров, вторая — «Воевода» — имела успех при постановке, но сам композитор остался недоволен своей работой, обе партитуры автор уничтожил. И вот в 1870 году П. И. Чайковский вновь обращается к оперному жанру.
Внимание композитора привлекла трагедия И. И. Лажечникова «Опричник». По словам критика Г. Лароша, это литературное произведение «содержит в себе почти готовую оперу: сократите число действующих лиц, сократите разговор, уничтожьте несколько сцен, обременяющих оперное действие, и вы получите либретто замечательное по складности». В сущности, этим путем и пошел П. И. Чайковский, самостоятельно создавая либретто будущей оперы — в частности, из числа действующих лиц исключен царь, присутствующий в опере лишь «за кадром».
Трагедия И. И. Лажечникова «Опричник» располагала к созданию произведения в духе французской большой оперы, но на русском материале. Действие происходит в один из самых драматичных периодов русской истории — во времена Ивана Грозного. Эта эпоха привлекала внимание многих русских писателей и художников — примечательно, что одновременно с созданием оперы «Опричник» П. И. Чайковским Н. А. Римский-Корсаков работал над «Псковитянкой». Но в центре внимания оказывается не «народная драма» (как это, вероятно, было бы у М. П. Мусоргского), а личная трагедия героя, воплощающего типичный для П. И. Чайковского мотив — обреченность стремления к счастью. Молодой боярин Андрей Морозов влюблен в дочь своего врага — князя Жемчужного, который подделал завещание его отца, в результате чего Андрей и его мать лишились всего. Ради мести и брака с любимой Андрей не останавливается ни перед чем — даже перед вступлением в опричнину, которая не могла вызывать симпатии у бояр. Но этот поступок не достигает цели: Андрея проклинает мать, а самого его — в результате происков князя Вязьминского (другого врага его отца) — ведут на казнь.
Музыкальная драматургия оперы «Опричник» строится на сочетании непрерывного развития с чередованием речитативных построений, ариозных сольных эпизодов, ансамблей и хоров. Симфонизация оперы, которая впоследствии станет характерной чертой творчества П. И. Чайковского, проявляется в проведении нескольких тем на протяжении всего произведения. Среди них особенно выделяется тема опричников, предвосхищающая темы фатума в симфониях.
Среди героев оперы выделяются женские персонажи, наделенные наиболее яркими музыкальными характеристиками — Наталья, возлюбленная Андрея, и его мать. Печальная песня «Соловушко», вложенная в уста Натальи в первом акте, основана на народной песне, которую П. И. Чайковский записал в Подмосковье — это не столько индивидуальная характеристика героини, сколько обобщенный «портрет» страдающей русской женщины. Иная грань образа раскрывается в страстном ариозо «Почудились мне будто голоса…», в драматической сцене из третьего акта. Образ боярыни Морозовой, страдающей от унижения и безуспешно пытающейся смирить гордыню, раскрывается в большой арии во втором акте: благородно-сдержанная основная тема контрастирует с взволнованными эпизодами, строящимися на речитативных фразах.
«Соловушко» — не единственный пример народной мелодии, процитированной в опере «Опричник» — их здесь довольно много (гораздо больше, чем в последующих операх П. И. Чайковского). Богатым источником послужил для композитора сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Мелодии народных песен в основном создают фон действия: игры и песни девушек во втором акте, пляска опричников в последнем.
Работа над произведением давалась П. И. Чайковскому нелегко: «Опера моя идет очень вяло», — признавался он в 1870 году, связывая подобную сложность с тем, что сюжет — при всех его достоинствах — ему «не по душе». Впрочем, в 1871 году работа над произведением по-настоящему захватила автора — до такой степени, что он «не в состоянии был бы отвлечь себя от этой работы» Однако завершил композитор оперу «Опричник» только весной 1872 года. Вопрос об ее постановке в Мариинском театре был решен осенью 1873 года. В процессе репетиций дирижер Э. Направник просил П. И. Чайковского о некоторых изменениях в партиях соответственно возможностям солистов. Композитор на это не обижался — напротив, он был благодарен дирижеру.
Первое исполнение оперы «Опричник» состоялось 12 апреля 1874 года. Премьера прошла успешно, П. И. Чайковский даже получил премию за это произведение. Впоследствии оно «затерялось» в тени таких шедевров композитора, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», да и сам автор не особенно ценил свою оперу, усматривая в ней неровность стиля и недостаточность драматического движения. И все-таки «Опричник» стал первым успехом П. И. Чайковского в оперном жанре.
Публикации
- Михайловский театр показал в Москве майскую премьеру (belcanto.ru) (15.10.2021 в 16:34)
- «Опричник» в современной обертке (operanews.ru) (16.11.2015 в 20:20)
- Чайковский и Императорская сцена (belcanto.ru) (30.05.2013 в 16:54)