Опера Петра Чайковского «Орлеанская дева»

12.01.2011 в 16:18.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854

Опера в 4 действиях. Либретто по одноименной драме Шиллера (в переводе В. А. Жуковского), драме Ж. Барбье «Жанна д'Арк» и по либретто оперы О. Мерме того же названия написано самим композитором.
Первое представление состоялось 13 февраля 1881 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

Действующие лица:

• Иоанна д'Арк, меццо-сопрано или сопрано
• Тибо д'Арк, отец Иоанны, бас
• Раймонд, ее жених, тенор
• Лионель, бургундский рыцарь, баритон
• Дюнуа, французский рыцарь, баритон
• Карл VII, король, тенор
• Агнеса Сорель, сопрано
• Архиепископ, бас
• Бертран, крестьянин, бас
• Воин, бас
• Голос соло в хоре ангелов, сопрано

Первое действие

Франция XV века, разгар Столетней войны. Поляна перед заветным вековым дубом в селе Домреми. Беседуя, входят старик-крестьянин Тибо д'Арк, его дочь и жених ее Раймонд. Тибо торопится со свадьбой. В полное опасностей военное время, полагает он, Иоанне надо иметь защитника-мужа. Отказ Иоанны, убежденной, что ее ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. У Тибо крепнет подозрение, что его дочь, уже давно упорно ищущая одиночества, спозналась с адскими силами. Раймонд пытается защитить Иоанну от страшного обвинения. В этот миг поляна заполняется крестьянами, спасающимися от английских солдат. Страшную весть принесли беглецы: осажден Орлеан, над родиной нависла смертельная опасность. При этом известии совершается перелом в душе Иоанны. Девушка выступает вперед. Она ободряет отчаявшихся, уверяя, что вождь англичан, непобедимый Салисбюри, уже не страшен. Иоанна сулит соотечественникам скорую победу над врагом. Ее слова, сперва встреченные недоверчиво, получают неожиданное подтверждение. Салисбюри убит под Орлеаном,— возвещает явившийся с поля боя воин. Народ во главе с Иоанной молится о победе и мире для исстрадавшейся родины. Толпа расходится. Вечереет. Глубокое волнение охватывает Иоанну. Ее час наступил. Но сомнение в своих силах тревожит девушку. Ей больно навсегда покинуть родное село, страшно взять на себя тяжкое бремя воительницы. Колебания длятся недолго. Иоанна решается на подвиг.

Второе действие

Зала в королевском замке Шинон. Слабый и переменчивый Карл VII готовится к бегству. Напрасно военачальник Дюнуа пытается вдохнуть в короля мужество. В момент полной безнадежности внезапные звуки труб возвещают о победе. Это Иоанна остановила бегущих и, выхватив из рук знаменосца боевое знамя, повела французов на врага. Вот она сама входит в залу, сопровождаемая воинами. Король под бурное ликование собравшихся вверяет спасительнице отчизны французское войско.

Третье действие

Первая картина. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники бургундцы разбиты. Победоносная Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля и уже готова поразить его, когда их взгляды встречаются. Смелая, беспощадная воительница полюбила впервые в жизни. Все воспитанные поколениями религиозно-аскетические представления восстают в ней против этой любви. Она чувствует себя отступницей от своего долга, великой грешницей. Лионель, охваченный любовью к Иоанне, переходит на сторону французов. Ласково принимает его Дюнуа, принесший радостную весть: Реймс, где должен венчаться на царство Карл VII, отворил ворота королю.

Вторая картина. Площадь перед Реймским собором. Коронация только что окончилась. Сбылись самые восторженные мечты Иоанны. Спасена от врагов Франция. Король и народ славят Иоанну. Но нерадостно у нее на сердце. И когда среди всенародного торжества на площади внезапно является Тибо д'Арк и бросает дочери чудовищное обвинение в союзе с адскими силами, она молчит, не считая себя вправе защищаться. Ведь она согрешила, позволив земной любви овладеть своим сердцем. Разражается гроза. Оглушительные удары грома кажутся толпе, только что прославлявшей героиню, знаком божьего гнева. Все в страхе оставляют Иоанну. Один Лионель не бежит от нее, но потрясенная Иоанна видит в нем причину своего несчастья — он погубил ее душу. Вне себя от ужаса Иоанна убегает.

Четвертое действие

Первая картина. Уединенное место в лесу. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства. Она мучительно тоскует по Лионелю и страстным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Но чувство вины снова овладевает Иоанной. Ей кажется, что она должна искупить свой грех пленом и смертью. Приближаются английские солдаты. Уже слышны их трубы. Иоанна молит Лионеля спастись бегством. Врываются враги. Защищая любимую, Лионель получает смертельный удар. Иоанна целует умирающего и без борьбы позволяет сковать себя.

Вторая картина. Площадь в Руане. Провожаемая дружеским сочувствием народа, Иоанна всходит на костер. Страх и боль не пугают ее. «Кончены страданья!» — восклицает она. Огонь и дым охватывают Иоанну д'Арк, спасительницу своей родины.


Оперу «Орлеанская дева» Петр Ильич Чайковский написал вскоре после «Евгения Онегина», и во многих отношениях эти два произведения были противоположны друг другу: «лирические сцены», которые композитор даже оперой назвать не решился — и драматический сюжет на историческом фоне, пушкинская «энциклопедия русской жизни» в качестве литературного первоисточника — и обращение к истории другого народа, новаторское в драматургическом отношении произведение — и вполне привычная публике «большая опера».

Количество художественных произведений, посвященных Жанне (Иоанне) д’Арк, известной как Орлеанская дева, огромно. В 70-80-х годах XIX века была особенно популярна переведенная В. Жуковским драма Ф. Шиллера «Орлеанская дева» — правда, пьеса была запрещена к постановке в России, но актриса М. Ермолова часто читала на студенческих вечерах монологи из нее. П. И. Чайковский был знаком с шиллеровской драмой, как и другими произведениями о французской героине — драмой Ж. Барбье «Жанна д’Арк», оперой О. Мерме «Орлеанская дева». Всеми этими источниками он воспользовался, когда решил после лирического «Евгения Онегина» создать монументальное историческое полотно. Все же в первую очередь при создании либретто, которое он написал сам, композитор опирался на Ф. Шиллера — правда, финал был изменен: в драме героиня погибает на поле битвы, у П. И. Чайковского же она сгорает на костре по приговору инквизиции — как это и было в действительности. Но это не просто возвращение к историческим фактам: у Ф. Шиллера в финале — героический апофеоз, у П. И. Чайковского — трагедия.

И все же назвать «Орлеанскую деву» героической оперой нельзя: внимание главным образом сосредотачивается на драме героини (подобно «Опричнику» — предыдущей опере П. И. Чайковского на исторический сюжет): Иоанна разрывается между любовью к Лионелю — бургундскому рыцарю, союзнику англичан — и сознанием того, что она нарушила свой обет, пощадив врага. Это внутреннее противоречие, переживаемое героиней, становится одним из источников развития образа: от элегической арии («Простите вы, поля мои родные»), интонационно родственной «секвенции Татьяны» из «Евгения Онегина», через декламационно-выразительный рассказ («Святой отец, меня зовут Иоанна») во втором акте, драматические интонации в сценах с Лионелем в третьем действии, лирический — в духе романса — дуэт в первой картине четвертого акта — к страстным призывам к небесам в мрачной заключительной картине.

В противоположность Иоанне, другие характеры подобного развития не получают и остаются такими, какими предстают в экспозиции: старый Тибо, отец героини — фанатичный, рыцарь Дюнуа — мужественный и доблестный, король Карл VII — слабый и безвольный, Лионель — лирический герой. Все эти действующие лица окружают Иоанну, являя собой фон для ее «портрета».

Опера на исторический сюжет немыслима без хоровых сцен — и в «Орлеанской деве» их немало. Произведение начинается пасторальным хором девушек, своим светлым колоритом оттеняющим последующие драматические события (этот контраст ощущают даже персонажи оперы: «Не по душе мне эти песни, Раймонд!» — восклицает старый Тибо). В первом акте непосредственно за арией Иоанны следует хор ангелов, лаконичная тема которого в дальнейшем станет своеобразным «внутренним голосом» героини, напоминающем о долге. В начале второго акта хор менестрелей, основанный на подлинной французской песне «Куда же вы ушли», вводит в атмосферу королевского двора (композитор использовал эту мелодию еще раз — в «Старинной французской песенке» из «Детского альбома»), а в финале действия героиня прославляется в развернутом ансамбле с хором. Вторая картина четвертого акта также представляет собой масштабную хоровую сцену.

О том, как захватил Петра Ильича сюжет оперы «Орлеанская дева» и в особенности образ главной героини, свидетельствуют строки из его письма к Н. Ф. фон Мекк: «Когда дошел до последних дней Иоанны, ее мучений, казни… мне до того в лице ее стало и больно и жалко за человечество, что я почувствовал себя совершенно уничтоженным». Но были и другие причины, заставившие его приняться за такое произведение: одна из предыдущих опер — «Кузнец Вакула» — была принята публикой весьма холодно, на счастливую сценическую судьбу для «Евгения Онегина» он не рассчитывал, и композитору хотелось создать такое произведение, которое наверняка имело бы успех. «Орлеанская дева» с ее эффектными ансамблевыми и хоровыми сценами казалась именно такой оперой. Поначалу казалось, что ожидания композитора оправдываются: премьера в Мариинском театре 13 февраля 1881 года имела большой успех, но на последующих спектаклях он не повторился. Критики упрекали оперу в мелодической бедности. В дальнейшем «Орлеанская дева», хоть и появлялась иногда в репертуаре оперных театров (и появляется до сих пор) — все же она не удостоилась такой любви публики, как «Евгений Онегин» или «Пиковая дама». И даже сам П. И. Чайковский признавал, что эта опера не была «лучшим и наиболее почувствованным» из его творений.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова