Чайковский. «Детский альбом»
Album pour enfants, Op. 39
07.04.2014 в 19:18.В феврале 1878 г. Петр Ильич Чайковский, находясь за границей, в одном из писем упоминает о намерении создать фортепианный сборник, подобный шумановскому «Альбому для юношества». По-видимому, именно тогда родился замысел произведения, получившего заглавие «Детский альбом».
Собственных детей у Чайковского не было, но он много и охотно общался с детьми сестры. «Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них», – признавался Петр Ильич. Особенно радовали его музыкальные успехи одного из племянников – Володи Давыдова. Этот мальчик, которого Чайковский называет «маленьким поэтом», пользовался особым расположением композитора, именно ему посвящен «Детский альбом».
Круг образов фортепианного сборника свидетельствует о том, что детскую психологию Чайковский знал прекрасно. Самый близкий для ребенка человек – мать, в пьесе «Мама», которую композитор требует исполнять molto espressivo e dolce («с большим чувством и нежностью») нижний и верхний голоса движутся параллельными децимами – словно голос ребенка и взрослого, находящиеся в единении. Дети любят сказки – и в сборнике появляются страшноватые сказочные образы: в «Няниной сказке» и «Бабе-Яге» господствуют диссонирующие созвучия и отрывистый штрих staccato.
И, конечно, дети проводят время в играх. Стремительная скачка восьмыми в трехдольном размере воспроизводит в «Игре в лошадки» любимую мальчишескую игру. Еще одна игрушка, обычная для мальчиков – солдатики: «Марш деревянных солдатиков» кажется настолько легким, что маршировать под него могут только игрушки. Девочек же особенно увлекают игры с куклами. Но, изображая детские игры, композитор не забывает, что дети непосредственны и эмоциональны – то, что кажется взрослому ничего не значащей мелочью, может оказаться трагедией в понимании ребенка. Совсем не «игрушечной» печали исполнены широкие аккорды-«вздохи» в «Болезни куклы». Дети вообще не терпят фальши – им хочется, чтобы даже в играх все было «по-настоящему», как у взрослых – ведь каждому ребенку хочется поскорее вырасти, и потому мир «Детского альбома» не ограничивается стенами детской с ее играми и куклами – и в этом смысле сборник Чайковского действительно можно сопоставить с «Альбомом для юношества» Роберта Шумана, послужившего для него образцом.
Подобно Шуману, Чайковский знакомит юных музыкантов с разными музыкальными жанрами – прежде всего, с танцевальными, составлявшими неотъемлемую часть русского аристократического быта XIX столетия: вальс, полька, мазурка. Танцевальные ритмы появляются не только в пьесах, имеющих соответствующее жанровое заглавие – они предстают и в своем выразительном значении. Например, в пьесе «Новая кукла» вальсовость передает восторг девочки, радующейся новой игрушке… Но круг жанров сборника не замыкается в пределах аристократического музыкального быта – здесь есть и «Камаринская», и «Русская песня». В этих пьесах использованы подлинные фольклорные мелодии – соответственно одноименная плясовая и «Голова ль моя, головушка». Фольклорный колорит создается органным басом в «Камаринской», ладовой переменностью и элементами подголосочной народной полифонии в «Русской песне». В том же образном русле находится миниатюра «Мужик на гармонике играет» с ее нарочито резкими септаккордами в тесном расположении. Примечательна ладовая основа пьесы – си-бемоль мажор с опорой на доминанту. Именно таким звукорядом обладала «ливенка» – гармоника, созданная в Орловской губернии, в городе Ливны в 1870-х гг. – т.е. незадолго до создания «Детского альбома».
Удовлетворяя детскую любознательность и одновременно решая педагогические задачи, композитор знакомит юных пианистов не только с русским фольклором, но и с музыкой других народов, и здесь тоже не обходится без фольклорных цитат: в «Старинной французской песенке» звучит мелодия народной французской песни «Куда вы ушли?» В «Итальянской песенке», «Неаполитанской песенке» и «Немецкой песенке» фольклорного материала нет, но мелодия, услышанная композитором от уличного музыканта в Италии, использована в пьесе «Шарманщик поет».
Есть в «Детском альбоме» и пейзажные зарисовки – «Зимнее утро» и «Песня жаворонка», и лирическая миниатюра – «Сладкая греза». Сборник обрамляется двумя пьесами, заглавия которых отсылают к духовной тематике – «Утренняя молитва» и «В церкви» (в советскую эпоху название первой миниатюры было заменено на «Утреннее размышление», а последняя именовалась «Хоралом»). В «Утренней молитве» хоральная фактура создает спокойно-созерцательное настроение, а в пьесе «В церкви» прекрасно переданы черты православного церковного пения (даже можно «расслышать» слова – «Господи, помилуй!»).
Ценность «Детского альбома» как педагогического материала не ограничивается расширением музыкального кругозора юных исполнителей. Насыщенность музыкальной ткани многих пьес способствуют развитию полифонического мышления, а выразительные мелодии формируют навыки связного исполнения, «пения» на фортепиано. Впрочем, пьесы «Детского альбома» отличаются такой эмоциональной глубиной, что их не чуждаются даже взрослые музыканты.