Николай Римский-Корсаков (Nikolai Rimsky-Korsakov)
04.12.2010 в 13:35.Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.
В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.
Нике было 12 лет, когда отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.
В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав: 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план всё остальное. А тут ещё осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем: умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.
А осенью 1862 года на петербургской пристани он простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание с твёрдым намерением продолжать заниматься композицией. Действительно, он сразу взялся за сочинение Andante для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ. Однако за время плавания Римский-Корсаков больше ничего не написал.
Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Римский-Корсаков оказывается, наконец, в том мире, который стал для него на всю жизнь единственным. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать и себя их товарищем.
Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал её, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 года она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.
В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре»: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, чёрного южного неба с крупными, блестящими звёздами. «Садко» — первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся ещё недавно недоступными. Тогда зародилась и идея «Антара» — программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.
В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки — Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков всё чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.
Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении Надежды Николаевны пронизанную страхом и тоской мелодию, так странно диссонирующую с перезвоном колоколов, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку».
Мысль об этой опере неотступно преследовала его уже много месяцев. Написанная в начале 1860-х годов, но запрещённая к постановке, пьеса Мея «Псковитянка» привлекла внимание Балакирева и Мусоргского. Они настойчиво рекомендовали её Римскому-Корсакову как основу для оперного либретто. Четыре года продолжалась работа над «Псковитянкой». Это было время до предела заполненное событиями, переживаниями. Многое изменилась в жизни Римского-Корсакова. Умер любимый брат — Воин Андреевич. Душевная близость, возникшая между ним и Надеждой Пургольд в первый год знакомства, постепенно выросла в нежную привязанность. В декабре 1871 года Надежда — милая, добрая девушка, с серьёзным нежным лицом и задумчивыми глазами стала невестой Римского-Корсакова.
Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии. В январе 1873 года состоялась премьера. Публика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло десять спектаклей при полном зале.
Отшумели аплодисменты премьеры, жизнь вернулась в обычную колею. Дел было много. Ещё в 1871 году Римский-Корсаков начал преподавать в консерватории. Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкальном образовании. Как часто пытался он объяснить это друзьям. Но ничего не получалось. Его длительный и нелегкий труд по техническому совершенствованию в 1873-1878 годах, неотделимый от освоения классического наследия, не встретил понимания балакиревцев. Стасов и Мусоргский, горячие поборники эстетических принципов «Могучей кучки», расценивали это как предательство. Мрачные прогнозы балакиревцев будто оправдались, техническое перевооружение не принесло ожидаемых плодов. Новая, Третья симфония, впервые исполненная под управлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского собрания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет. По-видимому, новая композиторская техника ещё довлела над его стилем письма, мешала свободному полету вдохновения.
Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринуждённо. И вот пришло вдохновение, в ярком и пёстром наряде чудесной украинской народной песни, вместе с благоуханием тёплой южной ночи, серебристым сиянием месяца над зеркальной гладью прудов; пришло прямо со страниц поэтичнейших гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Римский-Корсаков хорошо знал «Майскую ночь», не раз читал в детстве, слушал у Балакирева, где любили читать Гоголя вслух, упивался вместе со своей невестой замечательной поэмой в прозе.
«Майская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык её героев. Опера писалась быстро: за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщенно выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. Построение оперы также иное: появляются самостоятельные номера — песни, ансамбли, сцены.
«Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
«Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н.Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена „Снегурочка“ была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей „Снегурочке“ удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
«Снегурочка» наполнила сердце композитора жизненной силой, помогла пережить горе и холод невосполнимых утрат. В феврале 1881 года не стало Мусоргского. Через шесть лет умер Бородин. После смерти Мусоргского и Бородина композитор принялся за сложнейшую работу — завершение их незаконченных произведений. Это Римскому-Корсакову удалось блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижёрская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И всё-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду». «Испанское каприччио», произведение, в котором, композитор обнаружил удивительное богатство воображения. «Шехеразада» — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка её носит ярко выраженный восточный характер.
Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вторую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством» и почти одновременно работал над «Садко». Много лет не давала ему покоя недопетая песня о сказочном гусляре, теперь он решил вернуться к ней, создать крупное эпическое полотно на основе старинных былин и сказаний.
Подобно предыдущим операм, «Садко» был задуман как двуплановое произведение. Но в отличие от них, здесь фантастика не главенствует над реальным миром.
Композитору было уже за пятьдесят, но в душе расцветала весна — праздничная, ликующая, полная вдохновения. Послушный её призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними — две одноактные оперы — «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше. Быть может потому, что знал: теперь не надо просить о постановке. Сумбурный, но талантливый, артистически чуткий директор Частной оперы Мамонтов ждет его новых опер.
Приступая к работе над «Царской невестой», композитор стремился к тому, чтобы стиль оперы был по преимуществу певучим. Поставленной цели композитор добился. Премьера прошла успешно. Аплодисменты, венки, восхищение почитателей, сочувствие публики, торжество театра... Но не обошлось и без ложки дегтя. Холодно встретили оперу «беляевцы»: не одобрил Глазунов, вежливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи.
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон... В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.
Едва закончив «Салтана», композитор начал работать над оперой «Сервилия» на сюжет из эпохи Древнего Рима. Это произведение малоинтересно по содержанию и сценическому решению. Не лучшая участь постигла и «Пана Воеводу» — «оперное интермеццо» из жизни шляхетской Польши, посвященное памяти Шопена.
Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведений — оперу «Кащей Бессмертный».
Наступил страшный день 9 января 1905 года. Жители Петербурга были потрясены «кровавым воскресеньем». Широкая волна забастовок охватила столицу. В консерватории накалу страстей способствовал вопиющий инцидент: один из вольнослушателей — солдат полковой музыкальной команды — бахвалился своими «подвигами» на Дворцовой площади. Студенческая сходка потребовала исключения погромщика. Дирекция отказала. Сходки следовали за сходками, студенты настаивали на прекращении занятий до осени. Римский-Корсаков поддержал требования студентов. В ответ последовало постановление об увольнении Римского-Корсакова. Это событие всколыхнуло общественность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.
Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм. Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Составивший либретто Бельский также считал, что опера должна стать достойной отповедью наступившему разгулу реакции.
«Золотой петушок» был закончен летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился: острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора. Она была исполнена позже, в 1909 году, но её Римскому-Корсакову уже не удалось увидеть.
Незаметно подкралась тяжёлая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушёл из жизни.
Произведения
- Антар (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 10:59)
- Боярыня Вера Шелога (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 14:12)
- Весной (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:07)
- Золотой петушок (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 13:15)
- Из Гомера (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 09:41)
- Испанское каприччио (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 11:07)
- Камерно-инструментальное творчество (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (08.10.2013 в 17:20)
- Кащей Бессмертный (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 13:53)
- Квинтет для фортепиано и духовых (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.08.2024 в 14:55)
- Майская ночь (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 17:15)
- Млада (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 22:39)
- Моцарт и Сальери (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 22:46)
- Ночь перед Рождеством (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 08:58)
- Пан Воевода (Римский-Корсаков) (05.09.2011 в 13:25)
- Песнь о вещем Олеге (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 09:55)
- Похвала пустыне, Сеча при Керженце (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 13:08)
- Поэту (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:01)
- Псковитянка (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 13:02)
- Романсы (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (08.10.2013 в 16:49)
- Садко (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 15:04)
- Садко, музыкальная картина (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 10:52)
- Светлый праздник (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 11:28)
- Свитезянка (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:45)
- Сербская фантазия (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (05.10.2013 в 14:51)
- Сервилия (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 13:59)
- Симфониетта на русские темы (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (08.10.2013 в 14:34)
- Симфоническое творчество (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.10.2013 в 15:42)
- Симфония No. 1 (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (04.10.2013 в 21:19)
- Симфония No. 3 (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (05.10.2013 в 16:07)
- Сказание о невидимом граде Китеже (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 14:10)
- Сказка (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (08.10.2013 в 14:48)
- Сказка о царе Салтане (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 19:53)
- Сказка о царе Салтане, музыкальные картинки к опере (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 11:58)
- Снегурочка (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 15:47)
- Струнный квартет соль мажор (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.08.2024 в 15:31)
- Струнный квартет фа мажор (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.08.2024 в 15:19)
- Струнный секстет (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.08.2024 в 15:46)
- У моря (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 10:04)
- Фортепианное трио (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.08.2024 в 15:05)
- Хоровое творчество (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (24.10.2013 в 15:25)
- Царская невеста (Римский-Корсаков) (12.01.2011 в 23:04)
- Шехеразада (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 11:16)
- Шехеразада, балет (Римский-Корсаков) (belcanto.ru) (02.04.2011 в 20:19)
Публикации
- Валерий Гергиев продолжает и выигрывает… (belcanto.ru) (22.03.2024 в 16:27)
- «И три карты Римского-Корсакова выпадут кряду…» (belcanto.ru) (05.03.2024 в 23:15)
- Грандиозная премьера «Садко» Римского-Корсакова в Уфе (belcanto.ru) (10.12.2022 в 23:24)
- Царские смотрины в НОВАТе (belcanto.ru) (04.10.2022 в 17:36)
- О спектакле Анны Матисон по опере Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре (belcanto.ru) (30.05.2021 в 17:27)
- К годовщине премьеры «Садко» в Большом театре России (belcanto.ru) (18.04.2021 в 15:15)
- «Кащей Бессмертный» в стереофоническом звучании (belcanto.ru) (29.03.2021 в 11:07)
- Премьера «Сказки о царе Салтане» на Новой сцене (operanews.ru) (01.11.2019 в 20:51)
- «Царь Салтан» позвал нас в гости… (belcanto.ru) (17.10.2019 в 13:13)
- Высокий сезон (operanews.ru) (24.09.2019 в 13:45)
- В Мариинском театре начинается фестиваль «Римский-Корсаков – 175» (belcanto.ru) (17.03.2019 в 12:50)
- «Царская невеста» открыла 37-й Шаляпинский фестиваль в Казани (belcanto.ru) (07.02.2019 в 01:36)
- Мариинский театр к 175-летию со дня рождения Римского-Корсакова (belcanto.ru) (25.01.2019 в 23:00)
- Марис Янсонс: «Мы живём в очень разбалансированном мире» (belcanto.ru) (01.09.2018 в 00:03)
- «Снегурочка» и «Волшебная флейта» для больших мальчиков и девочек (belcanto.ru) (24.01.2018 в 22:02)
- Концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом театре (belcanto.ru) (19.10.2017 в 15:23)
- Коллапс Снегурочки в глухой степи Большого театра (belcanto.ru) (21.06.2017 в 02:11)
- Великие русские оперы на пушкинские сюжеты (belcanto.ru) (06.06.2017 в 16:13)
- Опера Сибелиуса «Дева в башне» впервые прозвучит в России (belcanto.ru) (12.04.2017 в 14:32)
- Концертное исполнение «Царской невесты» капеллой Валерия Полянского (belcanto.ru) (16.02.2017 в 11:17)
- Премьера забытой оперы Римского-Корсакова в Камерном театре (operanews.ru) (18.04.2016 в 19:30)
- Черты творческого облика Равеля (belcanto.ru) (15.10.2015 в 20:47)
- «Кащеем» и «Жар-птицей» открылся VII Большой фестиваль РНО (belcanto.ru) (14.09.2015 в 22:41)
- Премьера «Царской невесты» в Белорусской опере (operanews.ru) (30.03.2015 в 20:55)
- Феликс Коробов: «В оригинале я симфонист» (belcanto.ru) (12.03.2015 в 21:21)
- На «Царской невесте» в Михайловском театре (belcanto.ru) (12.03.2015 в 16:22)
- «Снегурочка» на самарской сцене (operanews.ru) (02.03.2015 в 20:01)
- Оперная панорама (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:46)
- «Золотой петушок» в Мариинском театре (operanews.ru) (05.01.2015 в 21:48)
- Вечер романсов к 170-летию Римского-Корсакова (belcanto.ru) (09.10.2014 в 21:00)
- Весенняя «Ночь перед Рождеством» (operanews.ru) (16.03.2014 в 20:11)
- «Царская невеста» вернулась в Большой (belcanto.ru) (02.03.2014 в 21:22)
- Корсаковская программа в белорусском Большом (belcanto.ru) (11.11.2013 в 14:52)
- «Царская невеста» в Берлине (belcanto.ru) (05.11.2013 в 11:41)
- К истории одного апокрифа. Римский-Корсаков — дирижёр (belcanto.ru) (18.03.2013 в 21:38)
- Опера-былина «Садко» Римского-Корсакова в Великом Новгороде (operanews.ru) (19.06.2011 в 10:42)
- Римский-Корсаков по-киевски (belcanto.ru) (03.10.2009 в 13:54)
- Концепция Международного оперного фестиваля имени Римского-Корсакова (belcanto.ru) (13.09.2009 в 15:55)
- В Мариинском театре поставили «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (belcanto.ru) (29.01.2009 в 21:14)
- Римский-Корсаков. Итоги юбилейного года (belcanto.ru) (26.12.2008 в 21:41)
- Вокальный вечер в музее-квартире Римского-Корсакова (belcanto.ru) (22.12.2008 в 21:23)
- Концерт РНО п/у Плетнева к 100-летию со дня смерти Римского-Корсакова (belcanto.ru) (24.09.2008 в 15:59)
- «Китеж» на Сардинии (belcanto.ru) (13.05.2008 в 12:34)
- Премьера «Царской невесты» в Мариинке (belcanto.ru) (13.01.2005 в 11:11)
- К итогам Конкурса молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова (belcanto.ru) (25.11.2004 в 10:29)
- «Млада» на «Звёздах белых ночей» (belcanto.ru) (24.06.2004 в 21:32)
- Премьера «Кащея бессмертного» в «Геликоне» (belcanto.ru) (11.12.2002 в 20:22)
- «Снегурочка» на новой сцене Большого (belcanto.ru) (05.12.2002 в 15:56)
- Опера «Моцарт и Сальери» в Нижнем Новгороде (belcanto.ru) (14.02.2002 в 01:47)
Главы из книг
- Беседа четвертая. Зарождение и развитие русской оперы (XVIII — XIX века)
- Римский-Корсаков
- История русской оперы
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
Словарные статьи
- Гамма Римского-Корсакова (belcanto.ru) (17.09.2011 в 13:59)
- Римский-Корсаков Николай (belcanto.ru) (25.08.2024 в 09:41)
Записи
- Римский-Корсаков. «Шехеразада». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Боярыня Вера Шелога». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Кащей бессмертный». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Млада». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Пан воевода». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Садко». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Сервилия». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Записи в mp3
- Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста». Записи в mp3