Опера Римского-Корсакова «Майская ночь»
12.01.2011 в 17:15.Опера русского композитора Римского-Корсакова (1880, Петербург), в 3 действиях. Либретто композитора по одноименной повести Гоголя.
Главные персонажи: Голова (бас), Левко (тенор), Ганна (меццо-сопрано), Панночка (сопрано), Свояченница Головы (контральто), Писарь (бас), Винокур (тенор), Каленик (баритон).
Левко, сын деревенского Головы, влюблен в Ганну и хочет на ней жениться, однако Голова против. Левко и Ганна гуляют, и в наступившей чудной майской ночи Левко рассказывает девушке легенду о Панночке. Ее отец прогнал из дому, повинуясь воле мачехи. Панночка бросилась в озеро и превратилась в русалку. Однажды, увидев на берегу мачеху, Панночка увлекла ее за собой в воду, но хитрая мачеха-ведьма тоже обратилась в русалку. И теперь по ночам Панночка заставляет всех прохожих отгадывать, кто из русалок ее мачеха. Закончен рассказ и Ганна идет домой. Появляется пьяный казак Каленик, который не в состоянии отыскать свою хату. Гуляющая молодежь, желая подшутить над ним, отправляют его в хату Головы. Тем временем Голова крадется ночью к дому Ганны, он сам влюблен в нее и непрочь жениться. Ганна прогоняет старика, а видевший это Левко с друзьями решает проучить отца и высмеять его в песне.
Между тем, из-за попавшего в дом Головы Каленика, а также шалостей Левко, насмехающегося над отцом, в доме происходят смешные недоразумения. Пытаясь разыскать смутьяна, бросившего камень окно (это был Левко), Голова в темноте хватает свояченницу и запирает в чулан вместо сына.
Левко бродит ночью около озера и размышляет, как ему уломать отца. Неожиданно из озера выходят русалки. Они водят хороводы, играют. Появляется Панночка и просит Левко отыскать мачеху. Юноша находит ее. В награду Панночка обещает помочь ему жениться и дает записку к Голове. Начинает светать, русалки скрываются в водах озера. На дороге показывается Голова с Писарем и Винокуром, которые ищут смутьяна. Они уже собираются связать Левко, но тот вручает отцу записку. В ней от имени комиссара Голове велено женить сына на Ганне. Народ торжественно приветствует жениха и невесту.
Лирико-комическая опера композитора, в которой впервые проявляется его интерес к народно-фантастическим образам. В сочинении много напевно-песенных ариозных построений (песни Левко из 1 и 3 д. и др.), широко использованы хоры и ансамбли, что принесло ему популярность. В опере выступали выдающиеся певцы Шаляпин (Голова), Собинов (Левко), Забела (Панночка) и др. Популярна и за рубежом. В 1995 поставлена на Уэксфордском фестивале с русскими солистами (Маторин, В. Гривнов, И. Долженко, М. Мещерякова и др.).
Дискография: CD — Capriccio. Дир. Лазарев, Голова (Маторин), Левко (Богачев), Ганна (Ерасова), Свояченница (Борисова), Писарь (М. И. Михайлов), Винокур (Кудряшов), Панночка (Брылева), Каленик (Крутиков).
Е. Цодоков
Произведение Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Андреевич Римский-Корсаков полюбил еще в детстве, особенно же нравилась ему повесть «Майская ночь, или Утопленница». Идею создания оперы на сюжет этого произведения подсказала ему в 1872 году пианистка Надежда Пургольд, ставшая вскоре женой композитора – именно ей посвятил композитор оперу «Майская ночь». Впрочем, работу над произведением он начал гораздо позднее – в 1877 году. Либретто композитор создавал сам, стараясь максимально сохранять верность литературному первоисточнику.
Опера «Майская ночь» стала вторым произведением Н. А. Римского-Корсакова в этом жанре, и можно с уверенностью сказать, что она определяет облик последующего оперного творчества композитора. Как бы ни отрицал композитор славу «оперного сказочника», живописующего «чуд морских и земноводных», все-таки из пятнадцати его опер девять основываются на сюжетах сказочных и легендарных, и первой в этом ряду стала опера «Майская ночь».
Период, когда создавалась опера «Майская ночь», сам Н. А. Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» характеризует так: «Я чувствовал, что учение мое окончено, и мне следует предпринять что-нибудь новое и свежее». Неотъемлемой частью того «ученичества», о котором говорит композитор, было изучение народного творчества – и это нашло отражение в новом произведении. Музыкальный язык этой оперы, насыщенной напевными мелодиями, проистекает из народных песен – не только русских, но и украинских, что соответствует месту действия. В ряде случаев композитор цитирует народные песни – например, хор «Просо», песня девушек «Завью венки», на фоне которой звучит прощание Левко и Ганны.
В опере воплощены народные обряды – практически все хоровые сцены связаны с обрядовыми и игровыми песнями. И это не какие-то абстрактные народные сцены – они связаны с определенным периодом славянского «календаря»: семик, русальная неделя. Совершают эти обрядовые действа и реальные люди, и фантастические персонажи (хороводам девушек соответствуют хороводы русалок), и это объединяет два мира – реальный и потусторонний, которые еще не раз будут сопоставляться в операх Н. А. Римского-Корсакова. Как и в созданных позже «Снегурочке» и «Садко», посредником между мирами выступает певец: именно Левко встречается с Панночкой, помогает ей и получает помощь от нее. Впрочем, связь эта выражается не только сюжетно, но и музыкально: хотя песни Левко и имеют жанровую природу (перекликаясь в особенности с украинскими народными песнями), в них звучат отголоски музыкальной характеристики потустороннего мира.
Присутствует в опере «Майская ночь» и еще одна черта, характерная для последующих его творений – сопоставление двух женских образов: реального и фантастического. В данном случае это Ганна и Панночка. Впрочем, эти героини не противопоставляются друг другу, не соперничают за любовь героя – как Купава и Снегурочка или Любава и Волхова.
В отображении реального мира наряду с обрядово-игровой стихией и лирической линией (Ганна и Левко) выделяется еще одна сфера – комедийная. Еще в «Псковитянке» появлялся персонаж, наделенный комическими чертами – Матута, но в произведении с трагическим сюжетом он не мог играть заметной роли, здесь же комическая стихия развертывается во всю мощь. Комических персонажей довольно много: Голова, Писарь, Каленик, Винокур, Свояченица. Музыкальная характеристика их основывается во многом на пародировании «серьезных» жанров и форм: Писаря характеризует гротескный военный марш, во втором акте разговор о винокурне происходит на фоне «торжественного» полонеза, а во втором действии страх Головы, Винокура и Писаря, принявших Свояченицу за нечистую силу («Сатана! Это сам Сатана!), передается элементами такого серьезного жанра, как фуга.
В оркестровке оперы «Млада» ощущается влияние М. И. Глинки: она отличается прозрачностью, большую роль играют тембры солирующих инструментов. Впрочем, такая оркестровка соответствует и общему тону этой лирически-светлой оперы.
Первое представление оперы «Майская ночь» состоялась в Мариинском театре в январе 1880 года. Обстоятельства не благоприятствовали успеху произведения: оперу поставили со множеством купюр, да и исполнение не отличалась совершенством. Не имея особого успеха, опера довольно скоро – после восемнадцати спектаклей – была снята с репертуара, а возобновили ее лишь пятнадцать лет спустя. Но в то время, как шли репетиции «Майской ночи», Н. А. Римский-Корсаков работал над новым произведением – оперой «Снегурочка», в которой получили развитие принципы, заложенные в «Майской ночи», и это творение ожидала судьба более счастливая.
Записи
Публикации
- Продолжение беседы Бориса Блоха и Николая Овчинникова (belcanto.ru) (07.08.2020 в 17:06)
- «Опера для народа» на VI Большом фестивале РНО (belcanto.ru) (01.10.2014 в 21:07)
- Большой фестиваль РНО продолжился «Майской ночью» (operanews.ru) (29.09.2014 в 20:44)
- Юбилейная «Майская ночь» (operanews.ru) (23.03.2014 в 16:31)
- Концертное исполнение «Майской ночи» Михаилом Плетневым и РНО (belcanto.ru) (03.05.2008 в 13:51)
- В Театре Станиславского поставили «Майскую ночь» (belcanto.ru) (13.03.2008 в 14:11)
- «Майская ночь» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (belcanto.ru) (03.03.2008 в 01:02)