Опера Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»
12.01.2011 в 15:47.Опера в четырёх действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто автора по пьесе А. Н. Островского.
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 29 января (10 февраля) 1882 года.
Действующие лица: Весна-Красна (меццо-сопрано), Дед Мороз (бас), Девушка Снегурочка (сопрано), Леший (тенор), Масленица — соломенное чучело (бас), Бобыль Бакула (тенор), Бобылиха (меццо-сопрано), Царь Берендей (тенор), Бермята, ближний боярин (бас), Лель, пастух (меццо-сопрано), Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано), Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (баритон), Первый Бирюч (тенор), Второй Бирюч (бас), Царский отрок (меццо-сопрано). Свита весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки — и другие, берендеи обоего пола и всякого возраста, бояре, боярыни и свита Царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девки, лешие, цветы.
Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог — на Красной горке вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея; первое действие — в заречной слободе Берендеевке; второе действие — во дворце царя Берендея; третье действие — в заповедном лесу; четвёртое действие — в Ярилиной долине.
Пролог
Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.
Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев и умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать ее на присмотр в слободку, к Бобылю? Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!» Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.
Красная горка заполняется народом. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку. Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью. Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью в глухом лесу. Отныне она будет жить среди людей.
Действие первое
Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, но вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Ей обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Она чувствует, что в ней не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.
Действие второе
Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя, «блюстителя мира». Сам царь, сидя на золоченом стуле, расписывает разноцветными узорами деревянные резные столбы. Но на душе Берендея неспокойно. Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы Солнца: лето год от году короче, а вёсны холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, — с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяте,- не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти».
Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика — Мизгиря — за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее нежная, хрупкая красота глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и сравнивает Снегурочку с весенним цветком — ландышем. Он уверен, по красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви. Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь,- с жаром восклицает он,- любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!»
Действие третье
В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель», — доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним не проходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пробраться сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу.
Светает. На поляну выходят Лель и Купава. Они говорят о своей любви и вместе готовятся встретить Ярилин день. Едва сдерживая слезы, наблюдает за Лелем и Купавой Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности, так и не раскрывшись для любви. «О мать, Весна-Красна! — в отчаянии восклицает Снегурочка.- Отдай любовь иль жизнь мою возьми!»
Действие четвертое
Ранним утром у озера, поросшего осокой и водяными лилиями, Снегурочка ждет свою мать. Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев: «С рассветом дня вступает бог Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил... родник неистощимый». Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы, завороженная его чудесной красотой. Но Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов и таить свою любовь от глаз Ярилы-Солнца. Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства. Она не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря.
Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их союз. Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не могут омрачить праздник Солнца. С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной. Он не сможет больше студить сердца и души. Ярило-Солнце вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие.
Сценическая судьба многих творений Николая Андреевича Римского-Корсакова оказалась более счастливой, чем судьба их литературных первоисточников: практически не ставятся драмы Л. Мея, в то время как оперы «Царская невеста» и «Псковитянка» сохраняются в репертуаре, да и оперу «Снегурочка» в оперных театрах можно увидеть гораздо чаще, чем «весеннюю сказку» А. Островского… и теперь уже трудно поверить, что при первом знакомстве в 1874 году это произведение особого впечатления на композитора не произвело — царство берендеев, по его словам, «показалось странным». Н. А. Римский-Корсаков открыл для себя «Снегурочку» зимой 1879—1880 гг. — «точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту».
Над оперой «Снегурочка» композитор работал на даче в деревне Стелёво. «Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне», — вспоминал Н. А. Римский-Корсаков. К созданию русской сказочной оперы здесь располагало все: лес «Волчинец» представлялся композитору заповедным лесом, Копытецкая горка — Ярилиной горой, и даже в каком-нибудь поросшем мхом пне можно было «увидеть» лешего… Благодаря этим вдохновляющим образам русской природы сочинение оперы давалось Н. А. Римскому-Корсакову удивительно легко. Начав 1 июня работу над прологом, 12 августа он уже завершил заключительный хор. Еще полгода ушло на оркестровку оперы.
По словам Н. А. Римского-Корсакова, в процессе работы над оперой «Снегурочка» он «прислушивался к голосам народного творчества и природы». В произведении своем он цитирует подлинные народные мелодии — «А мы просо сеяли», «Ай во поле липенька» и другие — всего семнадцать песен и инструментальных наигрышей, а клич бирючей, по признанию композитора, связан с воспоминаниями детства, когда в Тихвине снаряженный от монастыря верховой скликал: «Тетушки, матушки, красные девицы, пожалуйте сенца пограбить для Божьей матери». Собственные мелодии, создаваемые композитором, тоже близки к фольклорным. Это потребовало особых выразительных средств — в частности, несимметричных размеров, которые крайне редко можно встретить в западной музыке, но для русского музыкального фольклора они обычны. В частности, заключительный хор «Свет и сила, бог Ярила» написан в размере одиннадцать четвертей (композитор иронизировал по этому поводу, предполагая, как нелегко придется дирижерам, и советовал, дирижируя этот хор, мысленно повторять одиннадцатисложную фразу: «Римский-Корсаков совсем с ума сошел»). В опере множество обрядовых сцен. В сочетании с присутствием потусторонних персонажей, тоже связанных с силами природы — Мороз, Весна, Леший — это создает тот «языческий пантеизм», о котором говорил Н. А. Римский-Корсаков применительно к своему произведению.
Развитие действия оперы «Снегурочка» отмечено чертами эпической драматургии — сопоставление разнохарактерных сцен, закругленность музыкальной формы номеров. Они представляют собой либо традиционные арии, либо песни — в чем тоже проявляется связь с фольклором. В первую очередь это относится к пастуху Лелю — олицетворяющему собой, по словам автора, «вечное искусство». У этого персонажа, наделенного именем славянского бога любви, вообще нет арий — он охарактеризован тремя песнями. Этот образ можно считать полумифическим, полуреальным — как и царя Берендея. Н. А. Римский-Корсаков делает неожиданный штрих — казалось бы, партию мудрого старца логичнее поручить басу, но партию Берендея исполняет тенор.
Образы в большинстве своем предстают в законченном виде уже в экспозиции. Наиболее развивающийся образ — заглавная героиня. Эта нежная «девушка-ландыш», как называл ее композитор, оказывается на перепутье между миром природы (потусторонним миром — с точки зрения древнего славянина-язычника) и миром людей. Появляясь в прологе с предельно виртуозным — почти инструментальным — вокализом (голос природы, «слов» которой никто никогда не слышал и не понимал), она завершает свой путь ариозо, исполненным глубоко человеческого чувства.
В опере «Снегурочка» с ее яркими картинами в полной мере раскрывается присущее Н. А. Римскому-Корсакову мастерство оркестровки. Инструментовка оперы необыкновенно красочна, здесь немало звукоизобразительных моментов — и чисто звуковых (крик петуха в прологе), и связанных со зрительными образами (колокольчики, «изображающие» светлячков). Многие персонажи наделены лейттембрами (валторна у Весны, кларнет у Леля, флейта у Снегурочки).
Премьера оперы «Снегурочка» состоялась в Мариинском театре в начале 1881 года. Опера была поставлена неудачно, к тому же, с многочисленными купюрами — ничего, кроме разочарования, этот спектакль автору не принес. Подлинное сценическое рождение произведения состоялась в 1893 году в Москве.
Оперу «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков считал своим лучшим произведением. Композитор говорил: «Кто не любит моей „Снегурочки“, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня».
Записи
Публикации
- О спектакле Анны Матисон по опере Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре (belcanto.ru) (30.05.2021 в 17:27)
- Премьера оперы «Снегурочка» в Мариинском театре (operanews.ru) (02.09.2020 в 01:20)
- Воронежский театр оперы и балета откроет сезон премьерой «Снегурочки» (operanews.ru) (21.08.2019 в 12:00)
- «Снегурочка» и «Волшебная флейта» для больших мальчиков и девочек (belcanto.ru) (24.01.2018 в 22:02)
- Париж тоже станет ближе! (belcanto.ru) (15.10.2017 в 22:51)
- «Снегурочка» как антиутопия (belcanto.ru) (21.06.2017 в 02:29)
- Коллапс Снегурочки в глухой степи Большого театра (belcanto.ru) (21.06.2017 в 02:11)
- «Снегурочка» на самарской сцене (operanews.ru) (02.03.2015 в 20:01)
- На XXIII фестивале «Сыктывкарская весна» (operanews.ru) (09.06.2013 в 21:14)
- «Снегурочка» в «Зазеркалье» (operanews.ru) (24.03.2013 в 14:02)
- «Снегурочка» в Мариинском театре (belcanto.ru) (20.02.2010 в 13:15)
- Из «Снегурочки» сделали яичницу (belcanto.ru) (30.04.2004 в 13:31)
- Премьера оперы «Снегурочка» в Мариинском театре (belcanto.ru) (24.04.2004 в 18:01)
- «Снегурочка» на новой сцене Большого (belcanto.ru) (05.12.2002 в 15:56)