Опера Римского-Корсакова «Пан Воевода»
05.09.2011 в 13:25.Николай Андреевич Римский-Корсаков создал пятнадцать опер. Сценическая судьба их сложилась по-разному: «Снегурочка», «Садко» и многие другие произведения приобрели широкую известность, войдя в репертуар многих театров. Опера «Пан воевода» к их числу не принадлежит – ей даже сам композитор не придавал большого значения, именуя «оперным интермеццо». Между тем, произведение весьма интересно – и прекрасной музыкой, и драматичным сюжетом, и как пример обращения русского композитора к культуре другого славянского народа.
Польская музыка интересовала Римского-Корсакова всегда – он с детства помнил мелодии польских песен, услышанных в детстве от матери, очень ценил Фредерика Шопена, причем в музыке этого композитора его привлекал в первую очередь польский национальный элемент. В 1892 г. он написал Мазурку на польские темы для скрипки с оркестром (правда, автор не счел нужным опубликовать ее). Учитывая столь живой интерес к музыкальной культуре Польши, можно сказать, что создание оперы на польский сюжет было для Николая Андреевича делом времени – и это время наступило в 1902 г. Композитор тогда ждал, когда будет завершено либретто «Сказания о невидимом граде Китеже», и решил заполнить ожидание воплощением своей давней идеи.
Опера «Пан воевода» не имеет какого-либо литературного прообраза, сюжет ее сочинен автором либретто – Ильей Тюменевым. Римский-Корсаков не хотел, чтобы произведение вызывало политические ассоциации, акцентировало внимание на межнациональной вражде – он требовал сосредоточить внимание на личной драме. Так и поступил либреттист, не соотнеся сюжет с конкретными историческими событиями, даже действие указано весьма неопределенно – XVI или XVII век.
Воевода, которому «сам король не страшен», творит всевозможные бесчинства, ощущая полную безнаказанность. В его владениях живут молодой шляхтич Болеслав Чаплицкий и его невеста Мария, девушка-сирота. Счастье влюбленных, встретившихся на опушке леса, омрачается только воспоминаниями Марии о встрече с Воеводой. Внезапно идиллию прерывают звуки охотничьего рога – появляется Воевода, окруженный толпой прихлебателей, рядом с ним Ядвига, его возлюбленная. Не желая встречаться с ними, влюбленные уходят в лес. Охотники располагаются на опушке, но Воевода мрачен: он не может забыть красавицу, которую встретил недавно. Внезапно Мария выходит на опушку, Воевода рад встрече с нею, но девушка не расположена отвечать на его пылкие признания. Она зовет на помощь, на ее крик прибегает Чаплицкий. Юноша вступает в схватку со слугами воеводы. Раненого и связанного, его бросают в лесу, а Воевода заявляет о своем намерении жениться на Марии.
Охваченная ревностью Ядвига ночью отправляется к Дорошу, ведь говорят, что этот старый пасечник – колдун. За нею следует юный Олесницкий – сосед Воеводы, влюбленный в нее. Гадание Дороша не сулит Ядвиге ничего хорошего – супругой Воеводы ей не быть, в заговоренной воде она видит своего возлюбленного у алтаря с Марией. Но если Ядвиге не суждено быть счастливой, она насладится хотя бы местью: выпросив у колдуна яд, она задумывает убийство, но Олесницкому говорит, что это зелье, убивающее любовь: разлюбив Воеводу, она, возможно, полюбит юношу – пусть только тот ей поможет! Олесницкий догадывается, что это яд, и все же соглашается стать соучастником. Тем временем в лесу собираются шляхтичи во главе с Чаплицким – они задумывают нападение на замок Воеводы в день свадьбы, чтобы спасти девушку – и не подозревают, что Ядвига слышит их разговор.
Воевода в своем замке празднует бракосочетание с Марией. Ядвигу на торжество никто не приглашал, но она приходит и сообщает о готовящемся нападении. Тем временем Мария поет печальную песню об умирающем лебеде, тщетно зовущем подругу. Воевода понимает, что она все еще любит Чаплинского. Праздник прерывается вторжением шляхтичей, возглавляемых Чаплинским.
Атака отбита, Чаплицкий схвачен, его ожидает казнь, мольбы и слезы Марии не трогают сердце Воеводы. Он успел раскаяться, что изменил Ядвиге – и она готова простить его… Свидетелем этой сцены становится Олесницкий, который несет новобрачным бокалы с вином. По наущению Ядвиги он подсыпал яд в бокал, предназначающийся Марии, но поняв, что Ядвига обманула его, подносит отравленное вино Воеводе. Тот падает замертво, выпив его, по приказу Марии слуги освобождают Чаплицкого.
Создавая «Пана воеводу», Римский-Корсаков стремился к преодолению номерной структуры, однако закругленные номера в опере присутствуют – дуэты, ариозо, оркестровые эпизоды. Среди последних особенно примечателен ноктюрн «Лунный свет» из второго акта, воплощающий мечтания Олесницкого. Появление ноктюрна в опере не случайно – ведь она посвящена памяти Шопена, с большим успехом разрабатывавшего этот жанр. Польский колорит яснее всего передан в танцевальных номерах – Краковяке, который танцуют крестьяне, Мазурке и Польском, звучащих на свадебном торжестве. Национальное начало проявляется и в лирических страницах оперы – особенно в песне Марии об умирающем лебеде, перекликающейся с поздними шопеновскими мазурками.
Опера Римского-Корсакова «Пан воевода» была впервые поставлена в Санкт-Петербурге в 1904 г., дирижировал Вячеслав Сук.