Николай Андреевич Римский-Корсаков
Глава №23 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРимский-Корсаков не только одна из крупнейших, но и одна из самых привлекательных фигур в истории музыки. Он — олицетворение самопожертвования. Многие годы посвящает он обработке произведений своего друга Мусоргского. С исключительной заботливостью отделывает он партитуру «Бориса Годунова», чтобы этот шедевр мог предстать перед публикой во всем совершенстве и блеске. Точно так же помогает он Бородину, принимает участие в подготовке к изданию наследия Даргомыжского. Такая готовность к самопожертвованию встречается, пожалуй, еще только у Ференца Листа. Римский-Корсаков был вдохновенным педагогом. Назовем лишь самых известных из его многочисленных учеников: Лядов, Ипполитов-Иванов, Гречанинов, Глазунов, Игорь Стравинский. Римский-Корсаков представлял благородную педагогическую идею, согласно которой роль преподавателя не ограничена занятиями в классе. Когда после революции 1905 года царская охранка начинает донимать его студентов обысками и арестами, Римский-Корсаков вступается за революционную молодежь, борется за сохранение автономии высшей школы, защищает права молодежи. Великий композитор был также образцом в отношении постоянного самосовершенствования, самокритики и поразительного усердия в работе. Многие годы трудится он, усовершенствуя свои знания и свое мастерство. Римский-Корсаков изучает Баха и Палестрину; будучи одним из пионеров современной музыки, он в то же время усваивает технику полифонии, применявшуюся великими композиторами XVI и XVII столетий, так как считает, что лишь в совершенстве владея всеми приемами полифонии, можно свободно и легко создавать музыкальную ткань. Композитор пользуется техникой классиков как своим родным языком. Страстный поклонник народного искусства, горячо любящий народ, он, по примеру Глинки, изучает не только русский фольклор, но и сербское, испанское и итальянское народное искусство. Римский-Корсаков публикует два сборника, содержащих самые красивые древние мелодии русской крестьянской музыки.
Все это — характерные черты Римского-Корсакова, человека, ученого, выдающегося педагога, смотрящего в будущее деятеля просвещения, патриота, который в своем творчестве, в хорах и операх, в концертах и камерных произведениях, в фортепьянных пьесах и романсах воспроизводит мир пленительных мелодий, покоряющих ритмов и тысячи оттенков настроения, — все то, чем так богат русский музыкальный фольклор. Для нас в его портрете важны те черты, которые характерны для одного из выдающихся композиторов XIX века. Удивительный сказочник в «Шехеразаде», лирик в «Майской ночи», сатирик в «Золотом петушке», симфонист в «Антаре», «Сербской фантазии», «Испанском каприччо» или в чудесном концерте для фортепиано с оркестром, он встает перед нами как художник с неистощимой фантазией, богатейшим запасом мелодий, создающий такие возможности для солиста и оркестра, подобных которым мало в богатом музыкой XIX столетии.
В этом наброске уже вырисовывается портрет исключительной личности: хорошего товарища, увлеченного педагога, гениального фольклориста, воинствующего патриота, прогрессивного деятеля и прежде всего — большого композитора.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городке Тихвине Новгородской губернии. Мальчик был необычайно одарен музыкально, и, как вспоминают его близкие, четырех-пяти лет он уверенно напевал все, что ему приходилось слышать, и даже подбирал на фортепиано несложные пьески. В шесть лет начались регулярные занятия фортепианной игрой. К воспоминаниям о музыкальных впечатлениях детства надо добавить тихвинский «бальный» оркестр, состоявший из скрипки и бубна, в который артистически бил Кузьма, маляр по профессии и большой пьяница».
Осенью 1856 года Римского-Корсакова отдают в петербургский Морской корпус. Порядки в корпусе по-военному строгие, и маленькому кадету приходится много учиться. Но все же он берет уроки игры на виолончели и фортепиано у музыканта Улиха, а с 1859 года учится у профессора Федора Канилле.
Еще будучи кадетом, в 17 лет, Римский-Корсаков встречается с Балакиревым. Балакирев как человек имел на своих современников такое влияние, подобного которому мы не встречали в истории музыки. Балакирев — великолепный пианист, блестящий дирижер, композитор, ослепляющий обилием идей. Но прежде всего он — пропагандист, влиянию которого поддаются все музыканты. Он учит, поощряет, увещевает, из ничего создает оркестры, основывает Бесплатную музыкальную школу и собирает вокруг себя группу молодых почитателей Глинки, которые у Даргомыжского учились новому, глубоко русскому способу музыкального выражения и под руководством Балакирева становятся «Могучей кучкой». Римский-Корсаков с воодушевлением примкнул к группе Балаки рева, Бородина, Мусоргского и Кюи.
Однако вскоре после того, как юный Римский-Корсаков серьезно взялся за музыку, он был принужден прервать свои занятия, так как по окончании Морского корпуса его направляют в кругосветное плавание. Целых три года плавает он на клипере «Алмаз». Быть может, ничто другое так не свидетельствует о трудолюбии Римского-Корсакова, как то, что, находясь на клипере, он в течение трех лет беспрерывно занимается музыкой и, запершись в своей маленькой каюте, создает свою первую симфонию, которая была исполнена в декабре 1865 года под управлением его преданного друга и прекрасного дирижера Балакирева.
Завершив плавание, Римский-Корсаков окончательно обосновывается в Петербурге, где в 1871 году становится профессором консерватории по классу инструментовки, теории музыки и композиции.
В 1873 г. он покидает, наконец, военно-морскую службу и вместо этого получает назначение на должность инспектора военно- морских оркестров. Читателю, быть может, покажется, что эта должность была синекурой. Возможно, что так думало и начальство; но композитор воспринял это назначение иначе. Он изучил и испробовал каждый отдельный инструмент, чтобы точно знать, что может дать средний валторнист и на что способен мастер, какие партии можно поручить фанфаре и каких звуковых впечатлений м жно ожидать от ансамбля деревянных духовых инструментов. Неподражаемый мастер оркестровых эффектов усвоил теперь тысячи приемов, что в конце концов привело его к созданию самой блестящей в XIX веке инструментовки.
С 1874 по 1881 год он дирижирует в качестве преемника Балакирева на концертах Бесплатной музыкальной школы. Его дирижерский талант признается не только на родине, но и во всех странах мира.
Римскому-Корсакову было сорок лет, когда он вступил в новый этап своего творчества. Именно тогда развертывается его выдающийся талант оперного композитора. Одна за другой рождаются оперы: «Майская ночь» (премьера в 1880 г.), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Черевички» («Ночь перед Рождеством», 1895), «Садко» (1898), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907), «Золотой петушок» (показан лишь после смерти композитора, в октябре 1909 года).
Если внимательно посмотреть на даты создания или премьер опер Римского-Корсакова, можно заметить интересную особенность его творчества. Первые произведения относятся к тому периоду, когда «Могучая кучка» и вышедшая в то же время на арену школа Рубинштейна—Чайковского борются за свое признание. Последние же — к эпохе, когда начинается борьба между Верди и Вагнером, когда в музыкальном мире повсюду разгорается борьба между консервативным направлением, представителем которого был Брамс, и школой Ференца Листа. Более того, все громче слышатся голоса немецких пост-романтиков — Брукнера, Малера и Рихарда Штрауса, рождаются первые большие произведения Дебюсси...
Посреди этих бурь Римский-Корсаков вырабатывает свой специфический, индивидуальный, но в корне совершенно русский стиль. В самый разгар ожесточенных споров он остается верным русской песне и обращается к слушателям на чудесном языке родных мелодий ... Хотя он мастерски пользуется приемами современной оперной драматургии, его инструментовка самостоятельна и оригинальна. В комбинациях инструментов у Римского-Корсакова не слышно влияния других композиторов. Наоборот, многие мастера современной музыки учатся инструментовке именно у него. В построении мелодий он стремится также освободиться от все более обременительного дуализма мажор и минор. Из своеобразных диатонических модуляций народных песен, из мира мелодий, характерных для Глинки и Даргомыжского, но прежде всего на основе собственной фантазии Римский-Корсаков создает новые и всем доступные сокровища мелодики.
При имени Римского-Корсакова любители опер и концертов сейчас же вспоминают песню индийского гостя из «Садко», полет шмеля из «Царя Салтана» и вкрадчивый голос скрипки из «Шехеразады». Эти мелодии запали в души любителей музыки так же глубоко, как пословицы, тысячи раз использованные и тысячи раз проверенные действительностью. Создатель «Шехерезады» пользуется такой популярностью потому, что говорит на общепонятном языке, потому, что, выражая присущие всем человеческие чувства, он создал самый человечный, понятный музыкальный язык, совершенство и скрытую утонченность которого охотно признают даже самые придирчивые музыковеды. А колоритность потока его мелодий, сверкающая сказочными огнями, покоряет и начинающего слушателя, того, кто, быть может, еще никогда не был на концерте или впервые восхищается оперной сценой.