Бородин. Опера «Князь Игорь»
Глава №22 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в четырех действиях, с прологом. Либретто написано композитором.
Премьера — 4 ноября 1890 г. в Петербурге.
Действующие липа: Игорь Святославич, князь Северский — баритон; Ярославна, его жена — сопрано; Владимир Игорьевич, его сын от первого брака — тенор; Князь Галицкий, брат Ярославны — баритон; Кончак, половецкий хан — бас; Кончаковна, его дочь — альт; Гзак, половецкий хан — баритон; Овлур, крещеный половчанин — тенор; Брошка, Скула, гудочники — теноры; Половецкая девушка — меццо-сопрано; Няня Ярославны — меццо-сопрано; Первая девушка — сопрано; Вторая девушка — меццо-сопрано; русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, воины, народ, половецкие ханы, половецкие девушки.
Действие происходит: пролог, 1-е и 4-е действие — в городе Путивле; 2-е и 3-е действие — в половецком стане. Время действия: 1185 год.
Пролог
В Путивле на площади дружина князя Игоря готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают князя Игоря и его сына Владимира:
Солнцу красному слава!
Слава князю Игорю!
Мл аду Володи миру слава!
С Дона великого до лукоморья
Слава звенит по степям половецким!
И на Дунай-реке славу поют вам девицы!
Льется их голос от моря до Киева,
Храбрым дружинам слава!..
Игорь растроганно слушает величание и обещает защитить родину, говоря, что бьется не за сокровища, а за русскую землю и русский народ.
В этот момент начинается солнечное затмение. Все погружается в темноту. Толпа испуганно спрашивает: что это значит? Меркнет солнце... Народ видит в этом недоброе предзнаменование и умоляет князя:
Окутал землю ужасный мрак, настала ночь,
Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!
Подожди дома, подожди еще, князь!
Но Игорь непоколебим, его не страшат дурные предзнаменования. Отчизна нуждается в защите. Надо выступать в поход.
Идем за правое мы дело,
За великую родину Русь,
Ужель нам без боя воротиться?!
И путь открыть врагу?
Его решимость вливает отвагу в сердца малодушных. Только два гудочника, Скула и Ерошка, потихоньку скрываются. У Игоря их ждут битвы, опасности, быть может, смерть. Они ищут нового хозяина:
Пойдем, поишем службы по себе
К Володимиру Ярославичу, князю Галицкому.
Сытно, пьяно и целы будем!
Скоморохи бросают оружие и направляются к дому Галицкого.
Перед тем, как тронуться в путь во главе своей дружины, Игорь с тяжелым сердцем прощается с Ярославной. Слезы застилают глаза княгини, она умоляет мужа отказаться от похода, ее волнуют страшные предчувствия.
Но и мольбы жены не могут поколебать Игоря. Он поручает жену ее брату князю Галицкому, который не скупится на обещания. Ведь он всем обязан Игорю. Когда отец выгнал его из дому и он пришел в Путивлъ как бедный странник, Игорь дал ему оружие, деньги, власть, вернул его вотчину. Как не заплатить благодарностью за все эти благодеяния!..
Священник благословляет знамя идущих в поход воинов. Народ славит Игоря и его дружину.
Действие первое
Картина первая. Во дворе князя Галицкого; гуляет пьяный сброд, здесь же Скула и Ерошка. От их песни дрожат хоромы.
Беспутному князю нравится эта песня, он благосклонно смотрит на собравшихся у него пьянчуг. Галицкий откровенно заявляет: «Я бы княжил не так, как Игорь! Девок поцелуи, пиры и забавы — вот, что мне надо! Если вы выберете меня князем в Путивле, то не раскаетесь..
Он так разохотился, что уже видит себя князем на Путивле. Ярославну же решает отправить в монастырь.
Одурманенные винными парами гости одобряют бесчестные планы Галицкого. В это время в терем вбегают переполошившиеся девушки, прося у князя защиты: слуги князя похитили их подружку.
Обращаться к Галицкому за защитой! Хуже нельзя было и придумать! Похитители девушки старались как раз для Галицкого. По мнению князя, это большая честь: ведь она будет жить у него как балованная наложница. Напрасны мольбы девушек. Князь грубо прогоняет их. Только Скула немного струсил. Если Игоря и нет дома, то у жены его рука тоже крепкая. Но скоро его сомнения уносит вино, обильно текущее из бочек князя.
Картина вторая. Ярославна со своими сенными девушками сидит за вышиваньем, но работа не спорится: княгиню мучит тревога за воюющих где-то далеко мужа и пасынка.
Приходит старая мамка Ярославны и сообщает ей, что во дворе ждут женщины, пришедшие с жалобой, просят впустить их. Княгиня выслушивает женщин и узнает, что речь идет о похищении девушки, но имя преступника женщины решаются назвать только после долгих уговоров: украденная девушка заперта у князя Галицкого. Из рассказа женщин выясняется, что с тех пор, как Игорь покинул город, Галицкий держит жителей в постоянном страхе, преследует женщин и девушек. Его пьяные приспешники поджигают дома, грабят беззащитных жителей, похищают самых красивых девушек.
В этот момент в терем входит Галицкий. Уже его первые слова грубы: «Что ты держишь совет со смердами подлыми! Прогони их!» Женщины в страхе убегают. Брат и сестра — Галицкий и Ярославна — стоят теперь лицом к лицу. Ярославна призывает князя Галицкого к ответу. Но тот только пожимает плечами. Поведение его становится все более вызывающим, пока, наконец, Ярославна не заявляет ему, что расскажет обо всем Игорю. Тут и раскрывается низкая натура Галицкого. «Я никого не боюсь, — говорит он, — ведь власть почти у меня в руках! Стоит мне только кивнуть, и народ посадит меня на престол: эти пьяные смерды, эти холопы ноги мне целуют со слезами, — хвастается Галицкий и добавляет: — Когда я сяду княжить, я за все заплачу тебе, сестрица».
Видя возмущение сестры, он меняет тон: «Все это ведь шутка! Я только хотел, чтобы от гнева закраснелось твое лицо». И снова начинает оскорблять сестру: «Такая красавица уж, наверно, не проводит дни и ночи одна; уж, наверно, нашелся кто-нибудь утещить ее в одиночестве!»
На это жена Игоря с негодованием отвечает:
Да ты забыл, что я — княгиня!
Что князем власть мне здесь дана!
Да я велю тебя отправить под верною охраной
К отцу в Галич на поруки!
Пусть ведается он с тобой!
Галицкий несколько оробел: «Ладно, ладно, отпущу девушку». Но тут же бесстыдно добавляет: «А завтра заведу другую».
Как только Галицкий уходит, в терем входят бояре. Они приносят печальные вести, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном у хана в плену.
Ярославна бессильно падает в кресло, старая мамка спешит ей на помощь.
Но княгиня скоро пересиливает себя. Игорь в плену! Теперь она должна спасти родину и народ! Ханское войско, которое все разоряет и рушит на своем пути, уже стоит под стенами Путивля. Слышен набат, в окнах видны красные отсветы пожаров — половцы жгут деревни вокруг города. Бояре твердо стоят на стороне Ярославны. Все мужчины должны взяться за оружие и вместе защищать Путивль.
Действие второе
Половецкий стан.
Отдыхая на ложе, Кончаковла, дочь половецкого хана, любуется танцующими половецкими девушками.
Спускается ночь. Стража обходит стан. Все идут на покой.
Появляется сын Игоря, Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви.
Вход в шатер открывается, показывается Кончаковна, она спешит к юноше. Их уста сливаются в поцелуе. Но приближается Игорь, дочь хана и пленник скрываются в своих шатрах. Молодым влюбленным половецкая ночь казалась волшебной. Но томящемуся в неволе князю вечер приносит лишь муку и страдание:
Ни сна, ни отдыха измученной душе, Мне ночь не шлет отрады и забвенья. Все прошлое я вновь переживаю Один в тиши ночной.
О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить,
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу!
К князю подходит половецкий воин Овлур и предлагает ему устроить побег. Овлур уже давно принял христианство, и сердце влечет его не к хану-язычнику, а к православным русским. Пленный князь сначала гонит Овлура, ему претит даже мысль о побеге, но доводы Овлура оказываются сильнее: «Ты должен бежать не для себя, а для Руси».
И мысль о побеге овладевает Игорем. Он видит, что другого пути нет. Но его сомнения все еще не рассеяны. Он не хочет обмануть доверие хана, который предоставил ему в половецком стане полную свободу.
«Клятва, которую ты дал народу и Руси, — отвечает Овлур, — крепче и священнее, чем благодарность пленника своему тюремщику».
Овлур уходит, зная, что надежда и жажда свободы запали в душу пленного князя.
Возвращается с охоты хан Кончак. С уважением и доверием говорит он с Игорем, предлагая ему свою дружбу и союз. Видя, как грустен князь, он предлагает ему и свой шатер, и коня, и меч, и прекрасную пленницу.
Но Игорю не нужны ни конь, ни меч, ни красавицы-рабыни. Он просит лишь отдать ему свободу. Но он не скрывает и того, что если он снова получит свободу, то будет не союзником хану, а смертельным врагом.
Эта откровенность не отталкивает хана. Наоборот, он ценит мужественную прямоту пленного князя.
Стан снова оживляется. Появляются певцы и танцоры. Но и музыка не может рассеять тени на челе Игоря.
Действие третье
Шатер пленного Игоря ...
Владимир спит, но Игорь бодрствует: он погружен в думы о родной стране и о своем освобождении.
В шатер прокрадывается Овлур: «Готовься! сейчас путь свободен ... вся стража пьяным-пьяна ... по ту сторону реки, с оседланными конями, я буду ждать тебя и княжича. В полночь ты услышишь резкий свист. Это знак к бегству. Бесшумно переплывите реку и сейчас же на коней!»
Ночью у князя окончательно созрело решение бежать. Он соглашается с планом Овлура и начинает готовиться к побегу.
Но Кончаковна проведала, что ее возлюбленный собирается бежать. Она вбегает в шатер пленников и бросается в объятия Владимира. Она молит его остаться.
В шатер входит Игорь. Он тотчас же замечает, что в душе сына происходит борьба между любовью и верностью родине и своему народу.
Игорь с негодованием восклицает: «Что вижу я? Ты хочешь изменить мне и моему народу?.. Ты стал рабом женщины?!»
Кончаковна на коленях умоляет Владимира: «Останься со мной». Но отец хватает сына за руку и влечет его за собой к выходу из шатра. Княжич оборачивается и просит у девушки лишь один прощальный поцелуй. Но Кончаковна бросается к барабану и поднимает на ноги весь стан. Игорь должен спасаться. Владимир уже не может следовать за ним.
Шатер наполняется воор женными половцами. Девушка своим телом защищает возлюбленного.
Весть о побеге доходит до Кончака. Хан великодушен: «Он был мне друг, — говорит он, — и достоин меня ... он бежал, и я скажу: это было мудро».
И потом принимает решение: нерадивая стража будет наказана. Князь же Владимир пусть женится на Кончаковне.
Действие четвертое
В Путивле на городской стене Ярославна горько плачет, причитая. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, спрашивая у них, где же Игорь.
Приближается толпа. Бездомные люди, несущие на спине свой нехитрый скарб, сразу же хватаются за инструменты, чтобы вместо сожженных жилищ построить новые.
Горькие слова вырываются из уст княгини: «Разорение повсюду, опустевшие жилища, до тла выжженные селения, где раньше счастливо жили люди! Веселая песня стала плачем!»
Но вдруг голос ее оживляется. Она замечает вдали двух всадников. Кто они? Разведчики ли врага, за которыми идет ханское войско? Друзья или родственники, спешащие на помощь?
Всадники уже достигли стен города.
«Игорь!» — восклицает Ярославна и мчится навстречу мужу. Через мгновение они, счастливые, обнимают друг друга. Все направляются в княжеские хоромы.
Скоморохи Скула и Ерошка еще не знают о прибытии Игоря. Они и сейчас распевают песенку, выученную на подворье у Галицкого, в которой высмеивается князь. Но увидев Игоря, умолкают и бросаются к колокольне, чтобы звоном колоколов сообщить народу радостную весть и, кто знает, быть может, спасти свою жизнь. На колокольный звон собирается народ, и это чуть не стоит жизни обоим бездельникам. Если бы не защита стражи, то негодующие путивляне не пощадили бы их.
На радостях Игорь прощает их. Народ величает князя Игоря.