Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

12.01.2011 в 13:13.
Илья Глазунов. ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА. 1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина

Опера в четырех действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина; либретто композитора по русской эпической поэме «Слово о полку Игореве».
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 года под управлением К. Кучеры.

Действующие лица: Игорь Святославович, князь Северский (баритон), Ярославна, его жена во втором браке (сопрано), Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор), Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (бас), Скула, гудочник (бас), Ерошка, гудочник (тенор), Няня Ярославны (сопрано), Кончак, половецкий хан (бас), Кончаковна, его дочь (меццо-сопрано), Овлур, крещёный половчанин (тенор), Половецкая девушка (сопрано). Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ.

Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях — в городе Путивле, во втором и третьем действиях — в половецком стане в 1185 году.

Пролог

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «Божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идёт защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое

Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?».

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе

В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все мысли её поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним. Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжёлой работы. Спускается ночь. Радостно встречаются влюблённые — Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга — Ярославну. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем — лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками — то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Действие третье

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведёт он за собой. Кончак и половцы приветствуют войско. Ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожжённом Путивле, о горе жён и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей», — обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей — для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей». Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!»

Действие четвёртое

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа — где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг — на выжженные сёла, заброшенные пашни. Болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян.

Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь!

Народ величает князя Игоря.

В. Панкратова, Л. Полякова


Вещилов К. А. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь». Рыночная площадь в Путивле

Опера, которую написал ученый-химик, никогда не учившийся в консерватории — но до таких высот суждено подняться не всякому профессиональному композитору… Опера, которая писалась восемнадцать лет — но так и не была завершена… Это «Князь Игорь».

«Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?», — так говорил Александр Порфирьевич о «Слове о полку Игореве». На этот памятник древнерусской литературы его внимание обратил В. Стасов, и то, что он пришелся композитору «по душе», не удивительно — ведь в нем есть все, что нужно для создания русской эпической оперы: исторический сюжет из «седой древности», сильные личности, в которых ощущается поистине богатырская мощь, множество поводов для создания грандиозных массовых сцен. Есть там и столь любимый А. П. Бородиным Восток — в лице половецкого стана.

Почему же композитор сомневался, что сюжет будет ему по силам? Вероятно, не только потому, что опера — грандиозный труд, требующий большого количества времени и сил, а А. П. Бородин был человеком занятым. В самом сюжете было заключено некое противоречие: князь Игорь — далеко не самая привлекательная фигура в русской истории: стремясь в первую очередь к личной славе, он отправляется в поход против половцев, не согласовав свои действия с другими князьями, потому и терпит неудачу, которая дорого стоит Руси… Эпической же опере нужен безупречный герой. И злополучный князь становится таковым под пером А. П. Бородина, который одновременно создавал и либретто оперы «Князь Игорь», и музыку.

Характерная черта оперного стиля А. П. Бородина — преобладание кантилены над речитативом, который вносил бы слишком много «мелких деталей», не вполне уместных в этой величественной исторической «фреске». Ощущению величия происходящих на сцене событий способствуют и черты эпической драматургии, присущие опере — неторопливое развитие действия, закругленность форм. Характеры героев раскрываются в основном в сольных номерах — ария князя Игоря во втором акте, песня Владимира Галицкого в первом, плач Ярославны в четвертом. Величественный портрет героя нередко предстает в сопоставлении с хором (диалог Игоря с дружиной в прологе, хор поселян, следующий за плачем Ярославны).

Не цитируя подлинных народных мелодий, А. П. Бородин основывает музыкальную характеристику русских персонажей на их интонационном строе. Фольклорные истоки музыкального языка оперы многообразны: в музыкальной характеристике Игоря и связанном с его образом хоровой сцене в прологе соответствует архаичный былинный колорит — трихордовые попевки, плагальные обороты, диатоника, в плаче Ярославны присутствуют черты народных плачей-причитаний, Владимир Галицкий — гуляка, «князь-босяк» — охарактеризован плясовой песней, в хоре поселян разрабатываются приемы народной подголосочной полифонии.

«Миру» Руси в опере «Князь Игорь» противопоставлен «мир» половецкой степи. И хотя речь идет о вражеском стане, А. П. Бородин не мог допустить, чтобы его любимый Восток был представлен исключительно в негативных тонах. Половецкий стан обрисован яркими красками: хроматика, причудливые мелодии, переменность ладовых устоев, синкопы. Кульминацией музыкальной характеристики становятся «Половецкие пляски» во втором акте. Эта грандиозная картина, в которой лирический хор девушек-невольниц сменяется дикой пляской мужчин и гибкой, стремительной пляской мальчиков, поражает своей стихийной мощью — создается даже впечатление, что хан Кончак не развлекает ими Игоря, а запугивает… впрочем, если «Половецкие пляски» и способны вызвать страх — то смешанный с восхищением, как и образ самого Кончака, который отнюдь не выглядит «воплощением зла». Таковым кажется разве что половецкий марш из третьего акта с его жесткими созвучиями и угловатыми оборотами — композитор словно спохватился, что показал половцев слишком красивыми, а ведь они — жестокие враги…

Но даже этот штрих к образу не придает противопоставлению русского и половецкого «миров» характера непримиримой вражды. Примечательна в этом плане любовная линия Владимира Игоревича и Кончаковны — «вечный сюжет», известный со времен «Ромео и Джульетты», здесь не приводит к трагической развязке. Счастливый конец для влюбленных не только обусловлен историческими фактами (исторический Владимир Игоревич действительно был женат на дочери хана Кончака), но и проистекает из самого характера сопоставления двух «музыкальных миров» в опере, которое весьма метко определил А. Луначарский: «Два равно прекрасных народа, которые какая-то нелепая случайность сделала врагами».

Работая над оперой «Князь Игорь» восемнадцать лет — до самой смерти, А. П. Бородин так и не завершил ее. Это сделали Н. А. Римский-Корсаков, А. Глазунов и А. Лядов. Особую сложность представляла увертюра: А. П. Бородин создал ее, но не записал — но композитор не раз играл ее на фортепиано в присутствии своих друзей, благодаря чему А. Глазунов смог восстановить и записать ее по памяти. Оркестровал большую часть оперы Н. А. Римский-Корсаков.

Премьера оперы «Князь Игорь» — с большим успехом — прошла 4 ноября 1890 года в Мариинском театре.

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова