Опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста»

12.01.2011 в 23:04.
К. Е. Маковский. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Опера в четырёх действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто композитора и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея.
Первая постановка: Москва, 22 октября (3 ноября) 1899 года.

Действующие лица: Василий Степанович Собакин, новгородский купец (бас), Марфа, его дочь (сопрано), Григорий Григорьевич Грязной, опричник (баритон), Григорий Лукьянович Малюта-Скуратов, опричник (бас), Иван Сергеевич Лыков, боярин (тенор), Любаша (меццо-сопрано), Елисей Бомелий, царский лекарь (тенор), Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена (сопрано), Дуняша, её дочь, подруга Марфы (меццо-сопрано), Петровна, ключница Собакиных (меццо-сопрано), царский истопник (бас), сенная девушка (меццо-сопрано), молодой парень (тенор). Два знатных вершника, опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.

Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившейся ему Марфы. Купец Собакин наотрез отказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Пением и плясками песенников и песенниц Грязной развлекает своих гостей. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. У Грязного к нему есть важное дело. Обещая щедро наградить за услугу, он просит лекаря достать ему такое снадобье, которым можно было бы приворожить девушку. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней; теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Улица в Александровской слободе. Вечереет. Народ выходит из монастыря. Среди прочих — Марфа и Дуняша, сопровождаемые ключницей Собакиных, Петровной. Все мысли Марфы — о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает появление двух неизвестных всадников. Один из них пристально смотрит на Марфу. Это Иван Грозный. Марфа не узнает царя, закутанного в богатые одежды, но пугается властного взгляда. Надвигаются сумерки. Улица пустеет. Любаша подкрадывается к дому Собакиных и заглядывает в окно. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. На стук Любаши выходит Бомелий. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша с возмущением отвергает его притязания. Но беспечно-радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки; в приливе отчаянной решимости она соглашается на позорную сделку с ненавистным ей Бомелием.

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен; взволнован и Грязной. Наконец Марфа возвращается с царских смотрин. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами; он пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Палата в царском тереме. Тяжелое раздумье Собакина, глубоко опечаленного болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить, прервано появлением Грязного. Опричник докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту царя и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Ее помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених, Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной с ужасом убеждается, что обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее. I1е в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Навстречу ему из толпы выбегает Любаша и признается, что подменила зелье. Охваченный яростью Грязной убивает Любашу.

М. Друскин


Автор картины — Константин Егорович Маковский

Опера «Царская невеста» кажется явлением и закономерным, и неожиданным для творчества Николая Андреевича Римского-Корсакова. «Великий сказочник» – такое определение приходит на ум в первую очередь, когда вспоминают о его наследии вообще и об операх в частности. Нельзя сказать, что это не соответствует действительности – между тем, первым, кто возразил против такой характеристики, был… сам Николай Андреевич: «Для меня намечена специальность: фантастическая музыка, а драматической меня обносят. Неужели мой удел рисовать только чуд водяных, земных и земноводных?» И это притом, что первой оперой Римского-Корсакова была все-таки не сказка и не легенда, а «Псковитянка» – драма времен Ивана Грозного, основанная на пьесе Льва Мея

И вот композитор вновь обратил внимание на пьесу того же драматурга, действие которой происходит в ту же эпоху. Это произведение Милий Алексеевич Балакирев порекомендовал ему еще в 1868 году, но тогда его больше увлекла «Псковитянка», и лишь через тридцать лет Римский-Корсаков – к тому времени автор уже восьми опер – обратился к этому произведению. В основу драмы Льва Мея положена печальная история Марфы Собакиной – третьей жены Ивана Грозного, которая была выбрана царем на смотринах и умерла, не успев даже стать его женой фактически. Трагедия несчастной девушки разыгрывается на страшном историческом фоне – эпоха опричнины, жестокая борьба деспотичного царя с боярством. Сам грозный царь появляется в опере лишь однажды – без речей и мимоходом – но постоянно присутствует «за кадром», как некая бесчеловечная сила, ломающая человеческие судьбы. Жертвами этой силы становятся даже те, кто служит ей – в лице опричника Григория Грязного. В таких условиях даже любовь – которая по определению должна быть самым возвышенным из человеческих чувств – превращается в свою противоположность, толкая на злодеяния и самого Григория, и его любовницу Любашу.

Работу над оперой «Царская невеста» Римский-Корсаков начал в 1898 году. Он сам разработал сценарий, а либретто – при его участии написал И. Ф. Тюменев. По своим жанровым особенностям эту оперу нельзя было назвать исторической драмой: хоровые сцены здесь есть, Царская невестано определяющей роли (как, например, в операх Модеста Петровича Мусоргского) они не играют – внимание сосредотачивается на человеческой драме отдельных персонажей. Это определило характер выразительных средств. По словам самого композитора, «стиль оперы должен быть певучий по преимуществу». Действительно, кантиленные мелодии играют в произведении определяющую роль. Другая характерная черта – закругленные сольные и ансамблевые номера, что, впрочем, не мешает единству оперы. Единство это определяется противостоянием двух «миров», представленных уже основными темами увертюры – тревожной главной партии, предвещающей страшные события, и светлой и беззащитной побочной, живописующей «мир Марфы». И все же с точки зрения современников обращение к такой ярко выраженной номерной структуре выглядело отходом от кучкистских тенденций.

При всей реалистичности оперы «Царская невеста» в ней можно усмотреть нечто, роднящее ее с фантастическими операми Римского-Царская невестаКорсакова – противопоставление двух женских образов. Любаша, способная на сильное, страстное чувство, выглядит «сестрой» таких героинь, как Купава или Любава. Марфа, хотя и является – в отличие от Снегурочки или Волховы – живой земной девушкой из плоти и крови, все же кажется несколько ирреальной в силу своего идиллического восприятия жизни: этому наивному существу не место в жестоком реальном мире.

Опера «Царская невеста» создавалась для Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, там и состоялась ее премьера 3 ноября 1899 года – с большим успехом и у публики, и у критики.


«Царская невеста» — одна из самых проникновенных опер Римского-Корсакова. Она стоит особняком в его творчестве. Ее появление вызвало ряд критических упреков в отходе от «кучкизма». Мелодичность оперы, наличие законченных номеров было воспринято многими как возврат композитора к старым формам. Римский-Корсаков возражал критикам, говорил, что возврат к пению не может быть шагом назад, что нельзя в погоне за драматизмом и «жизненной правдой» следовать только путем мелодекламации. Композитор в этом сочинении наиболее близко подошел к оперной эстетике Чайковского.

Премьера, состоявшаяся в Московской частной русской опере Мамонтова, отличалась профессионализмом всех компонентов спектакля (художник М. Врубель, реж. Шкафер, партию Марфы пела Забела).

Незабываемы замечательные мелодии оперы: речитатив и ария Грязного «С ума нейдёт красавица» (1 д.), две арии Любаши из 1 и 2 д., финальная ария Марфы из 4 д. «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» и др. На императорской сцене опера была поставлена в 1901 (Мариинский театр). В 1902 состоялась пражская премьера. Опера не сходит со сцен ведущих российских музыкальных театров.

Дискография: CD — Le Chant du Monde. Дир. Мансуров, Собакин (Нестеренко), Марфа (Вишневская), Грязной (Валайтис), Малюта Скуратов (В. Морозов), Лыков (Атлантов), Любаша (Архилова), Бомелий (Соколов), Сабурова (Андреева) — CDM Russian Season. Дир. Чистяков, Собакин (Глубокий), Марфа (Кудрявченко), Грязной (Верестников), Малюта Скуратов (Низиенко), Лыков (Мишенькин), Любаша (Терентьева), Бомелий (Кудряшов), Сабурова (Удалова).

Е. Цодоков

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова