Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок»

12.01.2011 в 13:15.
Додон встречает Шемаханскую царицу

Небылица в лицах, опера в трех актах (с введением и заключением) Н. А. Римского-Корсакова; либретто В. Бельского по сказке А. С. Пушкина.
Первая постановка: Москва, оперный театр Зимина, 24 сентября 1909 года.

Действующие лица: Царь Додон (бас), Шемаханская царица (сопрано), Звездочёт (тенор), Царевич Гвидон (тенор), Царевич Афрон (баритон), Полкан (бас), Амелфа (меццо-сопрано).

Действие происходит в Тридесятом царстве.

Введение

Перед занавесом с волшебным ключом в руках появляется Звездочет. Он говорит зрителям:

Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

Действие первое

В обширной палате во дворце славного Додона идет заседание боярской думы. Царь обращается к боярам за советом, как охранить царство от нападения. Старший сын царя, Гвидон, считает, что «весь источник наших бед в том, что близок к нам сосед... Уберем же рать с границы и поставим вкруг столицы...» Бояре и царь Додон выражают шумное одобрение. Только старый воевода Полкан позволяет себе усомниться в этом проекте.Царевич Афрон предлагает распусппь рать совсем, «а за месяц перед тем, как напасть на нас соседям, мы навстречу им поедем». Додон растроган сообразительностью сына. Но Полкан отклоняет и предложение Афрона, справедливо сомневаясь, что злой сосед станет предупреждать Додона за месяц о своем нападении. Дума не знает, на что решиться. Бояре предлагают погадать, только вот на чем: на бобах или на квасной гуще? Разгорается спор. В это время в палату входит Звездочет. Он дарит Додону волшебного Золотого петушка, который будет предупреждать об опасности. Царь обещает Звездочету все, что тот пожелает: «Волю первую твою я исполню, как мою». Старец уходит; успокоенный же Додон ложится подремать, и скоро спит непробудным сном весь его двор. Но вдруг тишина нарушена резким криком Петушка: «Кирики, кирикуку! Берегись, будь начеку!» Начинается шум и суета. Царь снаряжает войско во главе с сыновьями-царевичами, а сам снова ложится спать. Но сон его недолог. Петушок вторично возвещает об опасности, и Додону самому приходится отправляться в поход.

Действие второе

Ночь. Тусклый месяц озаряет ущелье, на дне которого лежат убитые царевичи — братья вонзили свои мечи друг в друга. В ущелье спускается рать Додона. Царь с ужасом взирает на страшную картину. Начинает светать, и изумленный Додон видит пестрый шатер. Из шатра выходит красавица и песней встречает восходящее солнце. Додон покорен ее внешностью и пением и спрашивает незнакомку, кто она и откуда. Та отвечает, что она — Шемаханская царица и собирается завоевать его город. Тогда Додон предлагает царице стать его женой. Она соглашается, но это не мешает ей зло издеваться над тупым и неповоротливым Додоном, чего последний, впрочем, даже не замечает. Они садятся в золотую колесницу и уезжают.

Действие третье

Народ ждет возвращения царя. Под звуки труб вьезжает колесница; в ней Додон и Шемаханская царица. Народ приветствует их. Сквозь толпу пробирается Звездочет. Он напоминает царю об его обещании и просит подарить ему Шемаханскую царицу. Додон пробует образумить старика, предлагая хоть полцарства своего, но Звездочет упрямо стоит на своем. Тогда, осерчав, Додон ударяет его жезлом по лбу, и Звездочет падает мертвым. Солнце прячется за тучи, раздается удар грома. Петушок е тихим звоном слетает со спицы и клюет Додона в темя. Додон умирает. Когда тьма рассеивается, то уже нет и следа Шемаханской царицы и Петушка.

Заключение

«Вот чем кончилася сказка», — заключает оперу Звездочет, —

Но кровавая развязка,
Сколь ни тягостна она,
Волновать вас не должна.
Разве я лишь да царица
Были здесь живые лица,
Остальные — бред, мечта,
Призрак бледный, пустота...

В. Панкратова, Л. Полякова


Последняя опера Римского-Корсакова поставлена посмертно в оперном театре Зимина с замечательными декорациями И. Билибина. В этом сочинении значительное место занимают оркестровые эпизоды, мелодика насыщена хроматизмами, множество пародийно-гротескных образов и, прежде всего — Додон. Наиболее ярко написана роль Шемаханской царицы (ее партия весьма виртуозна). После успешной премьеры, в том же году опера была поставлена в Большом театре (дир. Сук, партию Шемаханской царицы исполнила Нежданова).

Дискография: CD — MCA Classics. Дир. Светланов, Царь Додон (Эйзен), Шемаханская царица (Брылева), Звездочет (Биктимиров) — Fidelio. Дир. Манолов, Царь Додон (Стойлов), Шемаханская царица (Стоянова), Звездочет (Дяковский).

Е. Цодоков

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова