Опера-балет Римского-Корсакова «Млада»

12.01.2011 в 22:39.
Опера Римского-Корсакова «Млада»

Волшебная опера-балет в четырёх действиях (семи картинах); либретто композитора по сценарию С. Гедеонова и В. Крылова.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 20 октября (1 ноября) 1892 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

Мстивой, князь ратарский (бас), Войслава, его дочь (сопрано), Яромир, князь арконский (тенор), Вегласный, жрец Радегаста (баритон), Лумир, чешский певец (меццо-сопрано), Морена, подземная богиня, появляющаяся в первом действии в образе старухи Святохны (меццо-сопрано), Чернобог (хор), Кащей Бессмертный (хор), Новгородец (тенор), Жена его (меццо-сопрано), Варяг (баритон), Тиун (бас), Мавр из Халифаиа (тенор), Торговец шкурами (тенор), Торговец оружием (бас), Торговка бусами и идолами (рарашками) (сопрано), Торговка пряжею (меццо-сопрано), Торговка рыбою (меццо-сопрано).
Тень княжны Млады, Тень царицы Клеопатры, сенные девушки, оруженосцы и свита Мстивоя, торговцы, молельщики, народ различных славянских земель, жрецы и жрицы Радегаста, трубачи, Червь (божество истребления злаков), Чума, Топелец (божество наводнений и потоплений), лешие, оборотни, кикиморы, ведьмы, тени усопших, тени танцовщиц, чёрных невольников и невольниц царицы Клеопатры, призраки древних богатырей, славянские боги.

Действие происходит в IХ и Х веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре, близ Лабы (Эльбы).

Действие первое.
Владения ратарского князя Мстивоя. Близится праздник Купалы. Девушки плетут венки, распевая песню о ярком солнышке. Неспокойно на сердце дочери князя Войславы. Страстная любовь к молодому арконскому князю Яромиру толкнула её на злодейство: она погубила невесту Яромира – красавицу Младу. Но Яромир по-прежнему верен памяти своей любимой и равнодушен к Войславе. Князь Мстивой негодует на то, что Яромир холоден к его дочери. Он лелеет корыстную мечту сделать Яромира своим зятем, чтобы присоединить к Ретре арконские земли.

Тщетно взывает Войслава к богине любви Ладе: боги света и добра отвернулись от неё.

Старуха Святохна обещает Войславе помощь, если та станет верной рабов богини подземных царств Морены. Отчаяние вынуждает Войславу дать согласие. Раздаётся удар грома, тьма обволакивает землю, и Войслава видит, что перед ней – уже не старуха, а сама Морена. Богиня заклинает все силы мрака и зла прийти на помощь Войславе.

Слышатся звуки охотничьих рогов: это Яромир спешит в Ретру на праздник Купалы. Чары Морены начинают действовать. Поражённый красотой Войславы, Яромир клянётся ей в любви.

Когда Яромир остаётся один, странная усталость овладевает им. Он засыпает, и грезится ему сад, в котором ждёт его нежная княжна Млада. Светлые видении сменяют друг друга. Вот храм Световида в Арконе, где происходит бракосочетание Яромира и Млады. Среди гостей – любимая подруга Млады, Войслава. Она дарит невесте золотое обручальное кольцо. Млада надевает его и падает мёртвой на руки Яромира. В смятении Яромир пробуждается. Слуги Мстивоя зовут его на праздник Купалы.

Действие второе.
Долина под Ретрой на берегу Долинского озера. Со всех концов славянских и иных земель сюда собрался народ на праздник Купалы.

Праздник открывается торжественным шествием полабских князей. Начинается купальский обряд: девушки и парни становятся в круг и с песнями водят хоровод. Здесь же и Яромир с Войславой. Внезапно появляется тень княжны Млады. Она становится между Яромиром и Войславой. Яромир простирает руки к возлюбленной и, оставив Войславу, бежит за тенью Млады. Обманутая в своих надеждах Войслава проклинает Морену, которая оказалась бессильной уничтожить истинную любовь Яромира и Млады. Мстивой уводит дочь, приказав продолжать праздник.

Действие третье.
Звёздная ночь в ущелье на вершине горы Триглав. На скалах и деревьях тени усопших душ в белых одеждах плетут купальские венки из горной травы. Восходит луна, и на вершине скалы появляется тень Млады. Она манит за собой Яромира. «Людская страсть, людская злоба сгубили жизнь мою младую», – говорит Млада. Яромир умоляет Младу простить его измену и взять к себе в безмолвный мир теней, но Млада исчезает. Раздаётся подземный гром, месяц багровеет. Светлые духи испуганно разлетаются. В наступившей мгле шествуют духи тьмы, среди которых – Чернобог, Морена, Кащей, ведьмы, оборотни, кикиморы. Начинается шабаш духов тьмы. Морена просит Чернобога разрушить чары богини Лады и тем помочь Войславе. Чернобог вызывает тень Клеопатры, чтобы отвлечь мысли Яромира от усопшей невесты. Крик петуха прекращает оргию.

Утро застаёт Яромира спящим в тени большого дерева. Пробудившись, он задумывается над значением странных вещих снов, которые тревожат его душу. Яромир решает пойти в храм Радегаста и просить жрецов раскрыть ему тайну этих снов.

Действие четвёртое.
В сумерки приходит Яромир к храму Радегаста. Верховный жрец велит ему дождаться тьмы и обещает, что тени древних князей, которые явятся перед Яромиром, откроют ему тайну. Наступает ночь. В синевато-мертвенном свете возникают тени древних славянских князей. Они возглашают: «Войслава отравила Младу; отмсти!» Появившаяся Войслава сознаётся в совершённом ею преступлении и умоляет Яромира простить и полюбить её. Яромир с отвращением отталкивает Войславу. В страшной злобе она проклинает Яромира и хочет уйти, но на пути её встают призраки князей. Повинуясь им, Яромир убивает Войславу. Разгневанная Морена заклинает духов тьмы погубить Ретру. Страшный адский вихрь, в котором тонут вопли народа, молящего богов о спасении, разрушает храм Радегаста. Озеро выходит из берегов и затопляет Ретру. Но постепенно буря стихает, и в лучах восходящего солнца на вершине Буж-камня вырисовываются тени Яромира и Млады. Светлые духи добра приветствуют их.


Николай Андреевич Римский-Корсаков прославился не только созданием собственных гениальных произведений, но и завершением не менее талантливых творений своих друзей: «Борис Годунов», «Хованщина», «Каменный гость», «Князь Игорь»… то, что публика сегодня может наслаждаться ими – заслуга Н. А. Римского-Корсакова. То же самое произошло и с оперой «Млада», но не потому, что кто-то умер, не успев ее закончить – друзья композитора охладели к ней. Впрочем, замысел действительно был трудноосуществимым для музыкального искусства – речь шла о коллективном творчестве.

В 1870 году С. А. Гедеонов – директор императорских театров – предложил членам «Могучей кучки» совместно написать произведение по сценарию, созданному им самим. Это должна была быть феерия, сочетающая черты оперы и балета. Было решено, что самое драматическое первое действие писать будет Ц. Кюи, второй и третий акты «поделили» между собой Н. А. Римский-Корсаков и М. П. Мусоргский, а последнее действие должен был создавать А. П. Бородин. Композиторы приступили к работе над оперой «Млада», но до конца она доведена не была, да и С. А. Гедеонов вскоре ушел с директорской должности.

Много лет спустя, когда после смерти А. П. Бородина несколько композиторов занимались его музыкальным наследием, А. Лядов заметил, что сюжет «Млады» очень подошел бы Н. А. Римскому-Корсакову. Тот согласился и весной 1889 года начал работать над произведением, самостоятельно дописывая недостающие фрагменты либретто. К сентябрю того же года опера «Млада» была закончена.

Сюжет оперы «Млада», основанный на преданиях и легендарной истории полабских славян, действительно был близок Н. А. Римскому-Корсакову: языческая древность, обряды, фантастические персонажи (богиня мрака Морена, Чернобог, духи предков). С. А. Гедеонов, создававший сценарий оперы, был ученым-археологом. В. В. Стасов, принявший участие в создании сценария, тоже был хорошо знаком со славянской мифологией. Для Н. А. Римского-Корсакова же такой сюжет был связан с фундаментальным трудом А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», который композитор очень ценил.

В возвращении к опере «Млада» сыграло роль еще одно обстоятельство: в то время в Петербурге немецкая труппа ставила тетралогию Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Н. А. Римский-Корсаков этим произведением интересовался, посещал репетиции, и новая опера стала своеобразным «ответом» Р. Вагнеру (оперное воплощение славянской мифологии – подобно тому, как Р. Вагнер воплотил германскую). В то же время в музыкальной драматургии оперы «Млада» ощущается влияние Р. Вагнера – это касается лейтмотивов. Безусловно, композитор использовал лейтмотивы и раньше, но здесь он в этом сближается с Р. Вагнером: большая часть лейтмотивов имеет не вокальную природу (как обычно у Н. А. Римского-Корсакова), а инструментальную, темы чаще всего проводятся целиком – в некоторых моментах музыкальная речь персонажей полностью строится на лейтмотивах. Состоит из них и вступление к опере, которому дано заглавие «Княжна Млада». Влияние Р. Вагнера ощущается и в оркестровке – об этом сам композитор упоминает в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Я решился не стесняться средствами и иметь в виду усиленный оркестр вроде вагнеровского в «Нибелунгах».

Одна из главных особенностей оперы «Млада» – это ее необычный жанр: опера-балет. Безусловно, балетные номера встречаются во многих операх, но обычно они занимают подчиненное положение по отношению к вокалу – здесь же балетным сценам отведена роль не менее значительная, чем вокальным номерам. Некоторые действующие лица вообще не имеют вокальных партий. Такими балетно-мимическими персонажами являются героини, которые не принадлежат к миру живых людей – тень княжны Млады, тень Клеопатры. В музыкальном отношении их ирреальная природа подчеркивается и инструментальной природой мелодий, характеризующих этих героинь.

Как всегда у Н. А. Римского-Корсакова, музыкальный язык оперы «Млада» связан с музыкальным фольклором, но здесь истоки его многообразны, что соответствует сюжету (героями оперы являются западные славяне): присутствуют и польские, и чешские элементы. Такие моменты, как пляска индийских цыган и явление египетской царицы Клеопатры, позволило ввести и восточные интонации.

Опера «Млада», несомненно, стала одним из самых интересных творений Н. А. Римского-Корсакова, но ее сценическая судьба оказалась не особенно счастливой: премьера, состоявшаяся осенью 1892 года, не имела большого успеха, опера быстро сошла со сцены. «Млада» ставится несравненно реже, чем «Снегурочка» или «Садко». Правда, довольно часто исполняются отдельные фрагменты из нее, самым известным среди которых можно считать «Шествие князей» из второго действия.

Записи

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова