Игорь Стравинский
04.12.2010 в 13:35.Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки. Русская народная песня, богатство ее ритмико-мелодической структуры были для Стравинского источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Стравинский никогда не был просто эпигоном каких-либо стилей. Напротив, любая стилистическая модель преображалась им в исключительно индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка словно развивается сама по себе, но все же и в ней содержатся идеи, доступные всеобщему восприятию.
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С артистической средой он был знаком с ранних лет: его отец — прославленный певец Мариинского театра, где помимо сослуживцев бывали и Стасов, и Мусоргский, и Достоевский. Фантасмагорию театра, приволье и произвол его закулисной жизни Стравинский впитал в себя с детства.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции, стал участником «Вечеров современной музыки» — их возглавляли А.П. Нуроки и В.Ф. Нувель, а через них сблизился с деятелями «Мира искусства» и с тем, кто задавал здесь тон — с Сергеем Павловичем Дягилевым, при решающем воздействии и покровительстве которого утвердилась блистательная композиторская карьера молодого Стравинского. Позднее именно благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия и другого ревнивого покровителя — Дебюсси — он быстро проник в сферы аристократической элиты Парижа. Где, как Стравинский знакомился с народной песней? В дни детства под Петербургом? В Устилуге бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинцах, находившихся неподалеку от Устилуга? Это доподлинно неизвестно, однако, именно русская народная песня — основной источник его новаторства, его откровение.
Профессиональным композитором Стравинский стал сравнительно поздно — только после того, как весной 1905 года в возрасте 23 лет окончил университет. До того он лишь обращался за советами к Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали регулярными — дважды в неделю. Пять лет близкого общения с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым многое дали Стравинскому. Он воочию — на примере своего учителя — познакомился с техникой композиторского труда.
«Юношеское» созревание было очень недолгим, а взлет оказался столь стремительным, что в отличие от биографий многих других композиторов первый же творческий период Стравинского, который открывается «Жар-птицей», явился периодом зрелости. Таким образом, «русский» этап предстает во всем великолепии своих свершений как период зрелого мастерства.
Первое крупное сочинение Стравинского — Фортепианная соната — датируется 1904 годом. Его музыка впервые прозвучала 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечеров современной музыки» в скромном зале Петербургской музыкальной школы. Певица Е.Ф. Петренко исполнила «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни были им написаны незадолго до того. Вскоре последовали другие премьеры.
Слава пришла к нему неожиданно в 28 лет вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась там же спустя три года небывало скандальной премьерой «Весны священной». Слава прилепилась к его имени и не оставляла более.
Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы». Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармоники нашел свое яркое отражение в «Петрушке»; на фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя Петрушки, обманутого ветреной Балериной. Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка «Весны священной» — балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты.
После парижской премьеры «Жар-птицы» 1910 года Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси видел в Стравинском близкого по стилю композитора. Но внезапная эволюция Стравинского озадачила Дебюсси: со смешанным чувством одобрения и недоумения он отнесся к «Весне священной» — его молодой друг в этом эпохальном сочинении порвал с импрессионизмом, преодолел его.
Стравинский входит в моду, он посещает великосветские парижские салоны, связанные с некогда известными именами. Это — графиня Эдмои де Полиньяк, дочь богатейшего фабриканта швейных машин Зингера, в салоне которой впервые исполняются заказанные ею произведения не только Стравинского, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи, Пуленка. Это и Габриэль Шанель — владелица аристократического ателье мод, одна из самых щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский получает также заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от Элизабет Спрэг Кулидж — меценатки из США и т. д.
Он завязывает близкие сношения с представителями других видов искусства, с философами, физиками, теологами. С ним встречаются и крупные государственные деятели. А бесконечные интервью, в которых, по замечанию Стравинского, «слова, мысли и даже самые факты искажались до полной неузнаваемости» и которые он тем не менее охотно давал, поражая интервьюеров находчивостью, остроумием, парадоксальностью суждений, — разве кто-либо из композиторов XX века удостаивался такого внимания?
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Таким образом, он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке. Новый стилистический период его творчества, по числу произведений наиболее плодотворный (около 45 сочинений), можно охарактеризовать как возвращение к стилю прошлых времен (от античности до классицизма). Это так называемый «неоклассицизм».
Новый переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» — балет с пением (1919-1920). Произошло это не случайно, не было капризом творца: закончилась война, закончился период убийств, бесчеловечных разрушений, и у Стравинского появилась потребность освежить свою палитру. Радостный, солнечный свет излучает музыка «Пульчинеллы»; бодрым, жизнедеятельным характером отмечен Октет (1922- 1923); улыбкой озарена комическая опера «Мавра» (1921 — 1922). А более поздние произведения — «Аполлон» (1927-1928) и «Поцелуй феи» (1928) отбросят свет на творчество Стравинского ближайшего десятилетия; отзвуки тенденций, в них заложенных, скажутся и в сороковые годы.
Всего для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Также он создал три балетных произведения с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебка».
Трудно оспаривать значение новаторской музыки Стравинского в развитии хореографии XX века. Тем не менее сценическая судьба его балетов — то ли по вине консервативных вкусов театральных зрителей, то ли из-за недостаточной изобретательности постановщиков — оказалась не столь счастливой, как это еле довало бы ожидать, и музыка Стравинского подчас была отмечена большим признанием не в театре, а на концертной эстраде. Яркие тому примеры — «Весна священная» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора с середины 1930-х годов. Жесточайший смерч проносится над человечеством, вызвав неисчислимые жертвы; он утихает лишь в 1945 году. Своим беспощадным крылом этот смерч коснулся и Стравинского, заставив его эмигрировать из Франции в США. А перед тем, в 1938- 1939 годах, он похоронит жену, мать, дочь и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь). Потеряв родных, отторгнутый от привычной обстановки, от друзей и близких, на пороге 60-летия он будет заново строить жизнь (вместе с новой женой) в культурно-социальных условиях, которые до конца дней останутся ему чуждыми. Растерянность ощущается в его действиях, в невольных уступках «американскому вкусу».
В 1945 году после войны, которую он пережил на американском континенте, Стравинский стал гражданином США. После 30 лет творчества в стиле неоклассицизма композитор вновь совершает поворот, на сей раз ориентируется на серийную технику, которую в Европе развивает новая венская школа, в основном Антон Веберн.
Без преувеличения можно утверждать, что ни один зарубежный композитор XX века не был так образован как Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства — все находилось в поле его зрения; проявляя редкую осведомленность, он во всем хотел разобраться как специалист, имеющий свой взгляд на затронутый вопрос, свое отношение к трактуемому предмету. Стравинский — неистовый читатель — с книгой не расставался до самого преклонного возраста. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 тысяч томов.
Он был очень деятельным в общении, в переписке. Нетерпеливо быстрым был Стравинский как в ходьбе — до тех пор, пока после удара в 1956 году не ослабла левая нога, так и в реакции на реплики собеседника.
Но главное — работа: он был великим тружеником, не давал себе роздыха и в случае необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18 часов. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году, что он трудился тогда — то есть в возрасте 75 лет! — по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5-6 над оркестровкой или переложением.
Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия. Это «Священное песнопение», (1955-1956), «Плач пророка Иеремии», (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).
Высшее достижение Стравинского — Реквием («Заупокойные песнопения»). В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями. Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. Реквием — итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последняя крупная вещь, но и потому, что она вобрала в себя, синтезировала, обобщила многое из предшествующего художественного опыта композитора.
В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Однако продолжало биться сердце, продлевая угасающую жизнь.
Он скончался 6 апреля 1971 года — за два месяца до своего 89-летия.
Интересные факты
1. шпионские страсти
В Риме во время Первой мировой войны Стравинский познакомился с Пабло Пикассо. Тот написал портрет своего нового знакомого, правда весьма своеобразный (Пикассо был тогда футуристом).
Когда композитор уезжал из Италии, увозя с собой портрет, итальянские таможенники на границе проявили бдительность:
- Это у вас что такое, синьор, вот эти кружки и линии?
- Мой портрет работы Пикассо.
Таможенники долго совещались, а потом конфисковали портрет, видимо решив, что это план какого-то стратегического сооружения...
2. любимая опера города барселоны
Радостно встречая знаменитого маэстро на вокзале в Барселоне, любители музыки сказали Стравинскому:
- Барселона ждет вас с нетерпением - здесь очень любят вашего "Князя Игоря"!..
- Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, - рассказывал поэм Стравинский, - что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что "Князя Игоря" сочинил не я, а Бородин...
3. таинственный покупатель
На аукционе в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского. Желающих приобрести эту редкостную вещь было много, но один из присутствовавших - какой-то старый седой господин - все время набавлял цену. В конце концов партитура, действительно, досталась ему - за три тысячи фунтов стерлингов.
Репортеры окружили покупателя.
- Кто вы и почему решили купить партитуру во что бы то ни стало?
- Игорь Стравинский, - отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой:
-Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!
4. как это у вас получается?
Как-то раз одна журналистка спросила у Стравинского:
- Маэстро, как вы сочиняете музыку? О чем вы думаете в это время?
- Простите, мадам, но, вероятно, у меня получается только потому, что когда я сочиняю музыку, я думаю только о ней и ни о чем больше...
5. консерватор
На приеме, устроенном в Стокгольме в честь Стравинского, композитора спросили, что он думает о джазе.
- То же самое, что и двадцать лет назад, - ответил он.
- А как вы относились к джазу двадцать лет назад?
-Этого я не помню.
6. я в этом не разбираюсь
Будучи проездом в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
- Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
- Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...
7. добрый критик
Зная о чрезмерной мягкости художественных оценок знаменитого критика Владимира Стасова, Стравинский как-то сказал:
- Он не отзывался плохо даже о погоде...
Произведения
- 3 фрагмента из балета «Петрушка» (Стравинский) (belcanto.ru) (14.08.2024 в 16:58)
- Агон (Стравинский) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 22:22)
- Аполлон Мусагет (Стравинский) (belcanto.ru) (17.04.2011 в 00:13)
- Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана (Стравинский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 16:21)
- Весна священная (Стравинский) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 23:27)
- Весна священная, балет (Стравинский) (belcanto.ru) (16.04.2011 в 23:26)
- Жар-птица (Стравинский) (belcanto.ru) (02.04.2011 в 21:28)
- Жар-птица, сюита из балета (Стравинский) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 17:11)
- Игра в карты (Стравинский) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 22:04)
- История солдата (Стравинский) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 23:47)
- Каприччио для фортепиано (Стравинский) (belcanto.ru) (09.04.2015 в 17:04)
- Мавра (Стравинский) (belcanto.ru) (31.05.2011 в 12:50)
- Орфей (Стравинский) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 22:10)
- Персефона (Стравинский) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 23:02)
- Петрушка (Стравинский) (belcanto.ru) (11.08.2011 в 23:12)
- Петрушка, балет (Стравинский) (belcanto.ru) (03.04.2011 в 16:26)
- Похождения повесы (Стравинский) (12.01.2011 в 00:00)
- Поцелуй феи (Стравинский) (belcanto.ru) (17.04.2011 в 00:32)
- Пульчинелла (Стравинский) (belcanto.ru) (16.04.2011 в 23:52)
- Свадебка (Стравинский) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 18:45)
- Симфония in С (Стравинский) (belcanto.ru) (19.03.2011 в 11:40)
- Симфония в трёх движениях (Стравинский) (belcanto.ru) (19.03.2011 в 11:49)
- Симфония псалмов (Стравинский) (belcanto.ru) (19.03.2011 в 11:30)
- Соловей (Стравинский) (belcanto.ru) (01.06.2011 в 18:19)
- Царь Эдип (Стравинский) (12.01.2011 в 18:39)
Публикации
- Сергей Рахманинов: приблизить Великую победу (belcanto.ru) (27.02.2022 в 23:52)
- «Похождения повесы» Стравинского: премьера на Большой Дмитровке (operanews.ru) (30.09.2019 в 22:04)
- «Похождения повесы» в театре Станиславского (belcanto.ru) (26.09.2019 в 13:06)
- 125 лет со дня смерти Чайковского (belcanto.ru) (06.11.2018 в 20:49)
- «Похождения повесы» в Бремене (belcanto.ru) (12.06.2018 в 14:17)
- День рождения Игоря Стравинского в Мариинском театре (belcanto.ru) (17.06.2017 в 11:42)
- Гергиев и Мацуев открыли XVI Московский пасхальный фестиваль (belcanto.ru) (22.04.2017 в 16:27)
- «Похождения повесы» в Камерном музыкальном театре в дни чествования Григория Спектора (operanews.ru) (01.02.2016 в 18:46)
- Черты творческого облика Равеля (belcanto.ru) (15.10.2015 в 20:47)
- «Похождения повесы» в Будапештской опере (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:47)
- Лето фестивалей началось в Перми (belcanto.ru) (24.07.2014 в 17:35)
- «Мавра» в Театре Покровского (belcanto.ru) (12.06.2014 в 15:01)
- Премьера «Мавры» Стравинского в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (09.06.2014 в 19:55)
- «Соловей» Стравинского в «Геликон-Опере» (operanews.ru) (19.05.2014 в 14:31)
- «Женитьба» и «Мавра» в Мариинском театре (operanews.ru) (04.05.2014 в 20:07)
- Случай Стравинского, или Парадокс оперы (operanews.ru) (23.03.2014 в 16:30)
- «„Весна священная“ — это взрыв» (belcanto.ru) (30.12.2013 в 15:14)
- Пётр Лаул о проекте «Путь Весны священной» (belcanto.ru) (04.12.2013 в 10:00)
- К 100-летию создания балета «Весна священная» (belcanto.ru) (30.05.2013 в 21:42)
- Фестиваль «Век „Весны священной“ — Век модернизма» в Большом театре (belcanto.ru) (14.05.2013 в 21:57)
- Пермский балет на фестивале «Золотая маска» (belcanto.ru) (03.04.2013 в 21:41)
- «Похождения повесы» на сцене Оперы Гарнье (operanews.ru) (30.12.2012 в 20:12)
- Российский Национальный оркестр отметил 130-летие Игоря Стравинского (operanews.ru) (30.09.2012 в 17:33)
- «В честь Стравинского» на сцене театра Филармонико в Вероне (belcanto.ru) (10.03.2011 в 10:58)
- Кшиштоф Варликовский поставил «Похождения повесы» (belcanto.ru) (13.01.2011 в 23:05)
- Причудливая жизнь творцов: опыты Педро Альмодовара, Цай Мин-ляна, Яна Кунена (belcanto.ru) (04.06.2009 в 20:35)
- Бежар умер — «Жар-птица» жива (belcanto.ru) (15.01.2009 в 21:28)
- Отросток немецкого ствола (belcanto.ru) (13.12.2007 в 11:52)
- Опера-оратория Игоря Стравинского на сцене КЗЧ (belcanto.ru) (26.07.2007 в 11:39)
- Юкка-Пекка Сарасте выступил с Национальным филармоническим оркестром России (belcanto.ru) (06.04.2006 в 13:10)
- Звучащие строки (belcanto.ru) (24.06.2004 в 22:00)
- Карлос Прието: «С госпожой Челло я неразлучен» (belcanto.ru) (04.12.2003 в 12:20)
- Мемориальная доска Игорю Стравинскому (belcanto.ru) (27.06.2003 в 21:07)
- Брат и сестра Нижинские в доме Петипа (belcanto.ru) (19.06.2003 в 23:47)
- Тихон Хренников: «Счастлив смотреть на жизнь под прямым углом!» (belcanto.ru) (22.05.2003 в 12:01)
- «Царь Эдип» Стравинского и Триптих Пуччини в Мариинском театре (belcanto.ru) (15.05.2003 в 17:23)
- «Похождения повесы» на новой сцене ГАБТа (belcanto.ru) (27.02.2003 в 14:07)
Главы из книг
- Беседа пятая. Оперное искусство XX века
- Стравинский
- Игорь Фёдорович Стравинский
- Творческий путь Стравинского
- Стиль Стравинского
- Обзор жанров творчества Стравинского
- Стравинский. Балет «Жар-птица»
- Стравинский. Балет «Петрушка»
- Стравинский. Балет «Весна священная»
- Стравинский. Балеты «Пульчинелла» и «Поцелуй феи»
- Стравинский. «Аполлон Мусагет», «Игра в карты», «Балетные сцены»
- Стравинский. Балеты «Орфей», «Агон»
- Стравинский. Оперы «Соловей», «Мавра»
- Стравинский. Опера-оратория «Царь Эдип»
- Стравинский. Опера «Похождения повесы»
- Стравинский. Театральные произведения смешанных жанров. «Сказка о солдате»
- Камерные вокальные произведения Стравинского
- Вокально-симфонические произведения Стравинского
- Стравинский. Симфония псалмов
- Стравинский. Requiem canticles
- Симфонии Игоря Стравинского
- Концерты Игоря Стравинского
- Стравинский. Концерты для камерного состава
- Стравинский. Инструментальные ансамбли. Октет и Септет
- Стравинский. Фортепианные произведения
- Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»
- Эстетические взгляды Стравинского
- Список основных произведений Стравинского
- Игорь Стравинский
- Мои друзья и я. Игорь Стравинский
- Поколение 80-х и другие композиторы