Опера Игоря Стравинского «Похождения повесы»
12.01.2011 в 00:00.Опера в трёх действиях Игоря Федоровича Стравинского; либретто У. Одена и Ч. Колмена. Премьера состоялась на фестивале современной музыки в Венеции 11 сентября 1951 года.
Действующие лица: Трулав (бас), Энн, его дочь (сопрано), Том Рейкуэлл (тенор), Ник Шэдоу (баритон), Матушка Гусс (меццо-сопрано), Баба, называемая «турецкой бабой» (меццо-сопрано), Шеллем, аукционщик (тенор), служитель в сумасшедшем доме (бас). Девки и парни, слуги, горожане, сумасшедшие.
Действие происходит в Англии в XVIII веке.
Действие первое
Сад у деревенского дома Трулава. Весенний день. На скамье нежно воркует дочь Трулава Энн и её жених Том. Отца Энн больше всего беспокоит материальное положение будущего родственника. Трулав заявляет, что намерен устроить Тома служащим в банкирский дом в Лондоне. Но легкомысленный и ленивый юноша вовсе не хочет сидеть над пыльными конторскими книгами. Он надеется более легким путем устроить свою жизнь. Он мечтает о деньгах, которые открывают все двери. У входа в сад появляется Ник Шэдоу и сообщает о смерти богатого дяди, который оставил наследство Тому. Ему надо срочно ехать в Лондон, чтобы оформить официальные бумаги. Карета уже ждёт. Том, счастливый, прощается. Энн со слезами провожает его.
Лондон. Дом весёлых утех и развлечений, содержащийся матушкой Гусс. Ник и мамаша Гусс быстро соблазняют Тома всеми известными им радостями жизни, и он смело начинает бросать свои денежки на пустяки.
Энн грустит в своём деревенском уединении. От Тома нет ни весточки. Она решается отправиться в Лондон искать Тома. Ей кажется, что Том в беде, и она готова броситься ему на помощь.
Действие второе
Богатый дом Тома в Лондоне. Но сам он разочарован и пресыщен. Является Ник и предлагает Тому жениться на Турецкой бабе из ярмарочного балагана. Давясь от смеха, Том соглашается — забавы ради.
В вечерних сумерках перед домом Тома появляется Энн. Она хочет постучать, но боится слуги. В это время раздаётся шум. Двое слуг с факелами вносят паланкин; из паланкина выходит Том. Он видит Энн, узнаёт её и уговаривает вернуться назад, в деревню. Энн поражена. Внезапно из паланкина высовывается Баба в чудовищном тюрбане. «Кто это?» — восклицает Энн. «Моя жена», — отвечает Том. И Энн уходит без слов. Том в нерешительности то бросается за ней, то делает шаг назад. Потом он галантно вынимает Бабу из паланкина. На её вопрос, кто это был, Том отвечает: «Молочница. Хотела денег». Собирается народ смотреть Бабу-жену Тома. Баба снимает покрывало и показывает большую чёрную бороду.
Том и Баба завтракают. Баба болтает без передышки. Потом вдруг её охватывает безудержный приступ ревности. Она крушит всё кругом и громко распевает. Том нахлобучивает на неё парик, и она тут же умолкает. Том с тоской кидается на диван и засыпает.
Открывается дверь, и Ник Шэдоу втаскивает редкую фантастическую машину, которая может превращать мусор в хлеб. Ник показывает публике, что это обман. Но проснувшийся Том в опьянении от чудесной машины. Он забывает свои злоключения и мечтает осчастливить всех людей на земле. Ник требует у Тома денег, чтобы сделать много таких машин.
Действие третье
Всё в доме Тома покрыто паутиной. Кругом запустение. Баба всё ещё неподвижно сидит за столом с париком на лице. Раздаются крики: «Банкрот! Погибший человек!». Группы горожан осматривают дом и вещи Тома, которые продают с аукциона. Входит Энн, она ищет Тома, расспрашивает у всех, где он. Никто не знает. Приходит аукционщик и начинается торг. Выкрикиваются названия вещей: чучело совы, препарированная рыба, мраморный бюст, пальма... С Бабы срывают парик, и она — о чудо! — продолжает ту самую фразу, на которой оборвалась её бурная сцена с Томом. Обе женщины, брошенные Томом, — Энн и Баба — находят общий язык. Энн отправляется искать Тома, влекомая любовью к нему и надеждой. Баба возвращается на сцену ярмарочного балагана.
Ночью на кладбище должна произойти страшная расплата Тома с чёртом, — а Ник Шэдоу и есть чёрт. Ник предлагает Тому партию в карты; ставкой будет душа Тома. Начинается игра. Ник пытается обмануть Тома, но тот призывает на помощь небо, зовет свою дорогую Энн. Её любовь и верность мешают адским силам завладеть душой Тома, зато Ник Шэдоу лишает Тома рассудка. Утренний луч освещает свежий зелёный холмик на кладбище-могилу чёрта, Ника Шэдоу. На холмике сидит улыбающийся Том, засовывая себе в волосы травку и распевая невинным детским голоском. Он безумен и воображает себя Адонисом, которого любит прекрасная Венера.
Бедлам, лондонский дом умалишённых. На соломенном матраце лежит безумный Том. Он ждёт прекрасную Венеру, которая посетит сегодня своего Аполлона. Умалишённые поют о страшном бедламе, где все равны, кем бы ни были они прежде, когда спешили жить и ненавидели друг друга. Появляется Энн, зовет Тома, но он откликается лишь на имя Адониса. «О, Королева, Венера, невеста!» — кричит он и начинает печальную исповедь. По просьбе Тома Энн поёт колыбельную песню, и под эту нежную песнь утешения он засыпает. Энн уходит, простившись со спящим навсегда. Когда он просыпается, взрыв его отчаяния страшен. Он покинут, один. Все оплакивают бедного Адониса.
В эпилоге появляются актёры без своих париков, Баба без бороды. «Не каждому мужчине даёт Бог на пути такую Энн, — резюмируют они, — но как бы то ни было, всё это только театр, только представление...». Мораль наивной театральной игры заключается в нескольких словах: «Кто ленив, кто труда боится, того и чёрт найдёт».
Одно из поздних сочинений композитора. Написано в неоклассическом духе с элементами стилизации под музыку 18 века (например, речитатив в сопровождении чембало и т. п.). Даже в названиях номеров (каватина Тома, кабалетта Энн) ощущается дух старины.
Русская премьера состоялась в 1978 году (Московский камерный музыкальный театр п/у Покровского). Отметим постановки 1961 года в Стокгольме (реж. И. Бергман), 1994 года на Зальцбургском фестивале (реж. Муссбах).
Дискография: CD — Decca. Дир. Шайи, Том Рэкуэлл (Лангридж), Энн (Поуп), Трулав (Дин), Ник Шэдоу (Рэми), Баба-турчанка (С. Уокер), «Матушка-гусыня» (Варни).
Е. Цодоков
Публикации
- «Похождения повесы» Стравинского: премьера на Большой Дмитровке (operanews.ru) (30.09.2019 в 22:04)
- «Похождения повесы» в театре Станиславского (belcanto.ru) (26.09.2019 в 13:06)
- Интендант фестиваля в Экс-ан-Провансе Пьер Оди о своей культурной политике (operanews.ru) (24.09.2019 в 13:44)
- «Похождения повесы» в Бремене (belcanto.ru) (12.06.2018 в 14:17)
- Пять граней свободы на фестивале в Экс-ан-Провансе (belcanto.ru) (24.09.2017 в 20:51)
- «Похождения повесы» в Камерном музыкальном театре в дни чествования Григория Спектора (operanews.ru) (01.02.2016 в 18:46)
- «Похождения повесы» в Будапештской опере (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:47)
- «Похождения повесы» на сцене Оперы Гарнье (operanews.ru) (30.12.2012 в 20:12)
- «Похождения повесы». Немецкая опера на Рейне. Дюссельдорф (operanews.ru) (10.06.2012 в 12:42)
- Кшиштоф Варликовский поставил «Похождения повесы» (belcanto.ru) (13.01.2011 в 23:05)
- Знаменитый Глайндборнский оперный форум закрыл фестивальную программу и поехал в тур (belcanto.ru) (30.09.2010 в 23:05)
- «Похождения повесы» превзошли все ожидания (belcanto.ru) (27.02.2003 в 14:29)
- «Похождения повесы» на новой сцене ГАБТа (belcanto.ru) (27.02.2003 в 14:07)