Дмитрий Шостакович (Dmitri Shostakovich)
04.12.2010 в 13:34.Список сочинений Шостаковича →
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий Болеславович, — инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем музыки. Обладатель мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.
Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца — Болеслава Шостаковича — профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.
Поэтическая тонкость души, настоятельная потребность в общении с искусством были присущи и другим членам семьи Шостаковичей. Музыкально одаренной была мать будущего композитора — Софья Васильевна. Когда Мите исполнилось одиннадцать лет, она решила определить его в частную музыкальную школу Гляссера.
Незаурядные способности мальчика были многими замечены, и на одном из музыкальных вечеров, он был представлен известному композитору, директору Петроградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову, который внимательно отнесся к начинающему музыканту. Не отрицая его исполнительского дарования, Глазунов посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием талантливого юноши.
Рассказывали, что Глазунов назвал его новым Моцартом — так поразил он всех своей необыкновенной музыкальностью, прекрасной памятью, тонким слухом и композиторским даром, который проявился в небольших прелюдиях для фортепиано, сочиненных им незадолго до поступления в Петроградскую консерваторию и исполненных перед экзаменационной комиссией.
Развитие талантливого юноши, уже в стенах Петроградской консерватории, протекало стремительно и бурно.
Окружающих — и профессоров, и студентов — поражала необыкновенно яркая и разносторонняя его одаренность: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он слышал в классах консерватории, на концертах.
Но вскоре ко всем этим юношеским впечатлениям и увлечениям прибавилась и серьезная обязанность — материальная забота о семье. В 1922 году, когда юноша переходил на последний курс консерватории, умер его отец. После смерти отца нужно было не только напряженно учиться, но и работать. Юноша устроился музыкальным иллюстратором в один из кинотеатров Ленинграда.
Поскольку звук в немом кино отсутствовал, его заменяло фортепианное сопровождение.
Естественно, что все это явилось для талантливого и добросовестного юноши дополнительной нагрузкой, которая не могла не сказаться на его здоровье. Но, тем не менее, он вынужден был продолжать работу в кино, что очень мешало и отвлекало от систематических музыкальных занятий, которым он по-прежнему придавал первостепенное значение.
Тем не менее, обучение в консерватории по классу фортепиано было удачно завершено, и в 1923 году Дмитрий Шостакович начал свой самостоятельный артистический путь. К этому времени он был автором значительного количества произведений. А к окончанию консерватории создал Первую симфонию. Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых — несмотря на возраст — композиторов.
И действительно, в ней он предстал как самобытная, вполне определившаяся творческая личность со своим особым, неповторимым, только ему свойственным музыкальным почерком.
Благодаря обилию различных тем-образов, их тесному переплетению, взаимодействию, столкновению, противоборству, симфония действительно сродни роману, а зачастую превосходит его по психологической и эмоциональной глубине образов, разнообразию настроений, их тончайших оттенков, передать которые слово порой бессильно.
В 1925 году Дмитрий Шостакович закончил и композиторский факультет консерватории. Он с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свои произведения, но и классическую музыку. На международном конкурсе пианистов в Варшаве (1927) Шостакович был награжден почетным дипломом.
Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке — его Вторая и Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.
В конце 1920-х годов Шостакович начинает сотрудничать с некоторыми театральными режиссерами и кинорежиссерами — музыкально оформляет драматические спектакли и кинофильмы тех лет.
Разные эпохи, разных людей, их чувства и настроения отображали фильмы, музыкально оформленные Шостаковичем.
Интересны песни рабочих окраин, которые композитор ввел в кинофильм «Человек с ружьем» («Тучи над городом встали») и в кинотрилогию о Максиме («Крутится, вертится шар голубой»). Они не только верно передавали аромат эпохи, но и прочно вошли в музыкальный быт 1930-х годов.
Особой заслугой Шостаковича является то, что он первым из советских композиторов ввел в кинофильм песню как лейтмотив, то есть музыкальное воплощение определенной мысли, настроения, характеристики действующего лица или группы лиц. Так, например, лейтмотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Утренняя песня» (или «Песня о встречном»), рисующая коллективный образ молодых рабочих.
Прекрасная, напевная мелодия этой песни, ее упругий, волевой ритм, светлый, радостный характер так полно выражали свою эпоху — эпоху строительства новой жизни, что песня стала ее знаменем, символом. Она легко перешагнула границы и вскоре зазвучала во всех странах Европы, где ее быстро «присвоили», забыв об авторе. «Да, это наша песня, — сказали там однажды одному из наших композиторов. — Но, кажется, у вас в России тоже есть что-то похожее. Кажется.» В Швейцарии она стала свадебной песней, а в 1948 году, наделенная новым текстом, была объявлена Гимном ООН.
В 1928 году композитором была создана первая опера — «Нос» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Обращение к произведению великого русского писателя сыграло важную роль в развитии Шостаковича как художника, выявило своеобразие, оригинальность его устремлений.
Так же, как Гоголь, он был уверен в том, что литература, искусство могут изменить жизнь, сделать ее не только осмысленной, но и прекрасной, — нужно только показать все, что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.
Те же черты — сатирический гротеск и бытовая сатира — присутствуют и во второй опере Шостаковича — «Катерина Измайлова» (1932). Но основным здесь стал высокий трагедийный пафос потому опера имеет подзаголовок «трагедия-сатира».
Сюжетом оперы послужила повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», с сокращениями, с иной расстановкой акцентов. В центре оперы — простая русская женщина, искренне полюбившая и не размышляющая о последствиях своей любви. Главным для композитора стали глубина чувства, переживания героини, ее угрызения совести.
Интересно отметить, что такое глубоко трагедийное произведение создавалось одновременно с комедийным балетом «Светлый ручей», близким по музыке к предыдущим балетам Шостаковича «Золотой век» и «Болт».
Оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой век» в 1936 году подверглись уничтожающей критике в статье «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Подающий большие надежды композитор, которому была близка атональность Шёнберга и конструктивизм Стравинского, а также джаз, музыкальный футуризм, получил жестокий удар.
С этого рокового момента было запрещено исполнять написанные ранее произведения, и Шостакович был вынужден отменить исполнение Четвертой симфонии. Какой след это оставило в его душе? Увидеть улыбку на лице этого человека, прикрывавшего глаза темными непроницаемыми стеклами очков, было большой редкостью.
В результате Шостакович упростил свой музыкальный язык, что особенно заметно в струнном квартете и квинтете того периода.
Понятно, почему музыка Пятой симфонии полна такого огромного напряжения и трагедийной силы. Ее основное содержание составил богатый и разнообразный мир человеческих переживаний, чувств: страстные, волевые порывы — и мучительная, затаенная боль, стремительное нагнетание динамики, действия — и тихое восхищение перед жизнью, перед ее извечной, непреходящей красотой и мудростью.
Пятая симфония явилась первой кульминацией симфонического творчества Шостаковича, одной из вершин всего советского симфонизма. «Оптимистической трагедией» назвали ее современники. «Страшная сила эмоционального воздействия, но сила трагическая», — говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.
В своем триумфальном шествии симфония легко перешагнула границы нашей страны и многократно звучала за рубежом. Так, в сезоне 1937-1938 года ее услышали жители французской столицы в одном из концертов, состоявшем «из лучших произведений современной музыки», — как писалось в одной из парижских газет. На этом концерте, помимо двух произведений признанных французских композиторов — Ж. Орика и Ш. Кёхлина, — прозвучала и Пятая симфония в исполнении парижского симфонического оркестра под управлением Р. Дезормьера.
Тем временем Шостакович работал уже над новой своей симфонией — Шестой. Композиция Шестой симфонии несколько необычна, неожиданна. И, тем не менее — это звено одной цепи исканий, по-прежнему устремленных и смелых.
В 1937 году Дмитрий Дмитриевич становится преподавателем Ленинградской консерватории и через два года получает звание профессора. Было ему тогда 33 года.
Несмотря на то, что педагогическая деятельность его была недолгой (он преподавал в Ленинградской консерватории в 1937-1941 годах и в Московской консерватории в 1943-1948 годах), влияние его на развитие советской музыки оказалось огромным. Его богато одаренная натура и в этой области проявила себя ярко и талантливо. Дмитрий Дмитриевич помог сформироваться таким неповторимым творческим индивидуальностям, как Г. Свиридов, Кара Караев, Б. Чайковский, Ю. Левитин, и другим.
Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — и посвящаю свою 7-ю симфонию», — написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Все передуманное, перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощения в звуках.
С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.
Общее содержание симфонии — противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.
Завершилась симфония уже в Куйбышеве, куда Шостаковича больного, ослабевшего от голода, с двумя малолетними детьми вывезли самолетом.
Там же, в Куйбышеве, и состоялась премьера симфонии — 5 марта ее исполнил оркестр Большого театра. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.
А 9 августа того же года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть — оно даже назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, — Седьмая симфония Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
Не меньший энтузиазм встретила симфония и за рубежом. Заснятая на фотопленку, миновав минные поля Атлантики, она прибыла в Нью-Йорк, где ее уже ждали лучшие дирижеры Америки — Л. Стоковский, А. Тосканини, С. Кусевицкий.
Премьеру симфонии транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки — ее слушало около 20 млн. человек.
Более 60 раз прозвучала эта симфония на Американском континенте в течение лишь нескольких месяцев 1942 года! В 1943 году Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в Москве. Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает над Восьмой симфонией.
Восьмая симфония — своего рода трагедийная кульминация в творчестве Шостаковича. Она продолжает раскрытие военной темы, начатое в Седьмой симфонии, но по своему характеру, образному строю в известной мере противостоит ей. Образ смерти предстает в этой симфонии как страшная, испепеляющая все живое сила. И для такой музыки естественно нервное, трепетное биение ритмического пульса, сложный гармонический комплекс звуков, передающий напряжение.
Дважды принимался Шостакович за создание новой — Девятой симфонии, и наконец осенью 1945 года она была впервые исполнена сначала в Ленинграде, а затем в Москве. Каждая из пяти ее частей заключает в себе свой особый мир чувств и настроений. Но всех их объединяет светлое мироощущение, которое впервые за последние годы зазвучало в творчестве Шостаковича.
Кончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом звучали в исполнении лучших музыкантов на всех континентах земного шара. И тем не менее, в тот период композитор вновь был подвергнут уничижительной критике. Его произведения назвали ненужными и даже вредными формалистическими опытами. 1953 год принес СССР большие перемены.
Под впечатлением событий того времени создал Шостакович свою новую, Десятую симфонию — одно из самых лиричных произведений. Музыка Десятой симфонии прекрасна своей выразительностью и напевностью. Причем характер большинства мелодий — исконно русский, глубоко лиричный, проникновенный. И, возможно, потому при всем неоспоримом совершенстве предыдущих симфоний Шостаковича Десятая выделяется особым, высоко поэтичным строем основных своих образов, их теплотой и глубокой человечностью.
В 1955 году наш народ торжественно отмечал пятидесятилетний юбилей первой русской революции 1905 года. Это вдохновило композитора на создание новой, Одиннадцатой симфонии, которая прозвучала впервые в 1957 году. Одиннадцатая симфония открывает совершенно иной мир музыкальных образов и начинает собой развитие иного типа симфонических произведений в творчестве Шостаковича — программного. Основной особенностью симфонии является то, что ее музыкальная ткань пронизана мелодиями старых революционных песен. И хотя эти мелодии «поют» здесь только инструменты оркестра, но благодаря своей широкой известности они входят в сознание слушателей как песни со словами.
Теме революции Шостакович посвятил и свою следующую — Двенадцатую симфонию «1917 год».
Литературной основой Тринадцатой симфонии, завершенной в 1961 году, стали стихи Е. Евтушенко — поэма «Бабий Яр». Музыка и слово являются в ней равными компонентами для выражения не только сложных движений человеческой души, но конкретных событий — личных или исторических, которые составляют основу содержания того или иного произведения. События далекого и недавнего прошлого определили содержание симфонии, и их описание соседствует с размышлениями и лирическими высказываниями композитора.
В 1963 году Шостакович пишет свое новое сочинение — вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина». И снова литературным материалом, который лег в основу этого произведения, послужил отрывок из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Поэтическое слово и музыка, тесно переплетаясь, участвуют в этом произведении как равно необходимые, равнозначные элементы для передачи замысла. Основу содержания поэмы составляют далекие события русской истории XVII века. Но музыка, повествуя о них, звучит светло и современно, что приближает их к нам.
Новые симфонии Шостаковича — Четырнадцатая (1969) и Пятнадцатая (1971) — обрисовывают круг морально-этических проблем нашего сложного времени и вместе с тем общечеловеческого значения. Во всех этих произведениях мы неизменно ощущаем породившую их эпоху, с обнаженными контрастами и необычайно напряженным ритмом жизни.
Пятнадцатая симфония — последняя симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Она завершила собой почти полувековой путь выдающегося композитора-симфониста. Композитор умер 9 августа 1975 года.
Произведения
- 10 поэм на слова революционных поэтов (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 14:29)
- 6 романсов на стихи английских поэтов (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 14:34)
- 6 стихотворений Марины Цветаевой (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 15:28)
- 7 стихотворений Блока (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 14:38)
- Афоризмы (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 01:36)
- Болт (Шостакович) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 19:40)
- Детская тетрадь (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 01:29)
- Золотой век (Шостакович) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 12:55)
- Из еврейской народной поэзии (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 14:48)
- Казнь Степана Разина (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 14:55)
- Концертино для 2-х фортепиано (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 00:46)
- Леди Макбет Мценского уезда (Шостакович) (12.01.2011 в 14:06)
- Москва, Черёмушки (Шостакович) (belcanto.ru) (06.08.2016 в 14:35)
- Нос (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 09:05)
- Прелюдии и фуги (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 00:25)
- Прелюдии, Op. 2 (Шостакович) (belcanto.ru) (07.02.2024 в 23:59)
- Прелюдии, Op. 34 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 00:13)
- Сатиры (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 15:05)
- Светлый ручей (Шостакович) (belcanto.ru) (19.04.2011 в 20:14)
- Симфония No. 1 (Шостакович) (22.03.2011 в 10:21)
- Симфония No. 10 (Шостакович) (22.03.2011 в 15:41)
- Симфония No. 11, «1905 год» (Шостакович) (22.03.2011 в 16:00)
- Симфония No. 12, «1917 год» (Шостакович) (22.03.2011 в 18:23)
- Симфония No. 13 (Шостакович) (22.03.2011 в 19:13)
- Симфония No. 14 (Шостакович) (22.03.2011 в 19:30)
- Симфония No. 15 (Шостакович) (22.03.2011 в 19:47)
- Симфония No. 2, «Октябрю» (Шостакович) (22.03.2011 в 10:39)
- Симфония No. 3, «Первомайская» (Шостакович) (22.03.2011 в 11:03)
- Симфония No. 4 (Шостакович) (22.03.2011 в 11:28)
- Симфония No. 5 (Шостакович) (22.03.2011 в 12:10)
- Симфония No. 6 (Шостакович) (22.03.2011 в 14:00)
- Симфония No. 7, «Ленинградская» (Шостакович) (22.03.2011 в 14:43)
- Симфония No. 8 (Шостакович) (22.03.2011 в 15:00)
- Симфония No. 9 (Шостакович) (22.03.2011 в 15:29)
- Скрипичный концерт No. 1 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.06.2015 в 20:41)
- Соната для альта и фортепиано (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 02:54)
- Соната для виолончели и фортепиано (Шостакович) (belcanto.ru) (08.06.2015 в 21:55)
- Соната для скрипки и фортепиано (Шостакович) (belcanto.ru) (08.06.2015 в 16:46)
- Соната для фортепиано No. 1 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 00:56)
- Соната для фортепиано No. 2 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 01:07)
- Струнный квартет No. 1 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 02:05)
- Струнный квартет No. 13 (Шостакович) (belcanto.ru) (09.06.2015 в 18:59)
- Струнный квартет No. 8 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.06.2015 в 21:09)
- Сюита для 2-х фортепиано (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 01:16)
- Сюита на стихи Микеланджело (Шостакович) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 15:13)
- Три фантастических танца (Шостакович) (belcanto.ru) (07.02.2024 в 10:32)
- Фортепианное творчество (Шостакович) (belcanto.ru) (06.06.2021 в 16:33)
- Фортепианный квинтет (Шостакович) (belcanto.ru) (03.05.2015 в 16:15)
- Фортепианный концерт No. 2 (Шостакович) (belcanto.ru) (08.02.2024 в 02:40)
Публикации
- Валерий Гергиев продолжает и выигрывает… (belcanto.ru) (22.03.2024 в 16:27)
- Ленинградская симфония на берегах Невы (belcanto.ru) (08.08.2022 в 14:33)
- Сергей Рахманинов: приблизить Великую победу (belcanto.ru) (27.02.2022 в 23:52)
- К 80-летию первого исполнения «Ленинградской» симфонии (belcanto.ru) (22.02.2022 в 14:26)
- «Нос» Шостаковича в Баварской опере (belcanto.ru) (08.11.2021 в 14:51)
- «Нос» в Гамбургской опере (belcanto.ru) (15.10.2019 в 13:15)
- Неизвестное о Шостаковиче: любовные письма композитора выставят на аукцион (operanews.ru) (14.08.2019 в 00:36)
- Шостакович играет Шостаковича (belcanto.ru) (02.08.2019 в 21:11)
- «Москва, Черёмушки»: cоветское счастье в постановочном хаосе (belcanto.ru) (13.07.2019 в 16:48)
- Марис Янсонс: «Мы живём в очень разбалансированном мире» (belcanto.ru) (01.09.2018 в 00:03)
- «Леди Макбет» баварского разлива (belcanto.ru) (29.04.2018 в 13:30)
- Три новых релиза «Мелодии» на фоне третьей награды ICMA (belcanto.ru) (08.02.2018 в 19:42)
- Иван Почекин: «Всеядность ведёт к потере вкуса» (belcanto.ru) (08.11.2017 в 21:54)
- Юлиан Рахлин откроет новый сезон в Петербургской филармонии (belcanto.ru) (05.09.2017 в 10:35)
- На Зальцбургском фестивале состоялась премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (belcanto.ru) (09.08.2017 в 13:40)
- Опера «Леди Макбет Мценского уезда» прозвучала в Хельсинки (belcanto.ru) (09.02.2017 в 19:01)
- «Леди Макбет Мценского уезда» в Баварской опере (operanews.ru) (09.01.2017 в 17:39)
- Великолепный «Нос» в Ковент-Гардене (operanews.ru) (31.10.2016 в 22:41)
- Александр Сладковский: «Музыка Шостаковича — это история нашей страны» (belcanto.ru) (22.09.2016 в 12:29)
- Петербургская филармония открывает новый сезон (belcanto.ru) (12.09.2016 в 14:28)
- К истории первого сценического воплощения «Носа» Д. Д. Шостаковича (operanews.ru) (18.07.2016 в 15:17)
- Премьеры «Маддалены» Прокофьева и «Игроков» Шостаковича в Новой опере (operanews.ru) (16.05.2016 в 20:14)
- Владимир Федосеев: «В искусстве периодически наступают антракты» (belcanto.ru) (05.05.2016 в 18:39)
- «Катерина Измайлова» против «Леди Макбет» (belcanto.ru) (15.03.2016 в 17:36)
- «Катерина Измайлова» с европейским акцентом (operanews.ru) (24.02.2016 в 23:20)
- В Казани завершился фестиваль «Конкордия» (belcanto.ru) (09.12.2015 в 19:08)
- «Удиви меня!»: в Перми завершился Дягилевский фестиваль (belcanto.ru) (07.06.2015 в 15:25)
- Вокальный Шостакович в Бетховенском зале Большого театра (operanews.ru) (01.06.2015 в 22:50)
- Полина Осетинская: «Моя профессия уникальна, она позволяет увидеть мир!» (belcanto.ru) (22.05.2015 в 18:46)
- Шостакович и Молодёжка — получилось! (belcanto.ru) (19.05.2015 в 17:33)
- Итоги Зальцбургского Пасхального фестиваля-2015 (belcanto.ru) (14.05.2015 в 18:09)
- Гамлет не танцует, он в трауре (belcanto.ru) (25.03.2015 в 20:55)
- Мировая премьера 24 прелюдий и фуг Задерацкого (belcanto.ru) (21.12.2014 в 17:27)
- «Леди Макбет Мценского уезда» в Метрополитен-опере (operanews.ru) (24.11.2014 в 15:49)
- Прикоснуться к «Носу» (operanews.ru) (03.11.2014 в 18:58)
- Интервью с Сергеем Скрипкой (belcanto.ru) (03.09.2014 в 21:39)
- Московские концерты середины Пасхального фестиваля (belcanto.ru) (08.05.2014 в 20:44)
- «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Опере Фландрии (belcanto.ru) (08.04.2014 в 16:50)
- Лондонская «Филармония» выступила в БЗК с двумя концертами (belcanto.ru) (07.04.2014 в 13:14)
- «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Антверпене (operanews.ru) (30.03.2014 в 22:00)
- «Нос» и «Тоска» — трансляции из Метрополитен-оперы (belcanto.ru) (16.11.2013 в 23:14)
- Концерт в Лиссабоне (belcanto.ru) (05.11.2013 в 10:46)
- «Нос» Шостаковича в Метрополитен-опере (operanews.ru) (20.10.2013 в 20:40)
- Страсти по Шостаковичу (belcanto.ru) (25.07.2013 в 14:50)
- Константин Лифшиц: «Музыка выше композитора» (belcanto.ru) (19.05.2013 в 09:48)
- Интервью с Квартетом имени Бородина (belcanto.ru) (02.04.2013 в 21:29)
- Дом музыки открыл сезон (belcanto.ru) (04.10.2012 в 09:41)
- Концерт-посвящение Шостаковичу (belcanto.ru) (29.09.2012 в 14:02)
- О симфонической самодостаточности одного театрального оркестра (belcanto.ru) (02.08.2012 в 10:38)
- Памяти жертв двух трагедий (belcanto.ru) (16.09.2011 в 12:56)
- Соллертинский. «Светлый ручей» в Малом оперном театре (belcanto.ru) (29.04.2007 в 12:16)
- Юбилей Израильского филармонического оркестра (belcanto.ru) (01.02.2007 в 15:27)
- Юрий Григорович: «У меня еще есть время, и пока — не до мемуаров!» (belcanto.ru) (11.01.2007 в 23:13)
- Оркестр Мариинского театра завершил фестиваль Шостаковича (belcanto.ru) (30.12.2006 в 19:59)
- В БЗК завершился Фестиваль Дмитрия Шостаковича (belcanto.ru) (28.12.2006 в 22:24)
- Малоизвестные страницы Шостаковича (belcanto.ru) (30.11.2006 в 21:16)
- Гергиев провел фестиваль Шостаковича в Риме (belcanto.ru) (30.11.2006 в 12:50)
- В Петербурге открылся Музей-квартира Шостаковича (belcanto.ru) (27.11.2006 в 10:13)
- «Концертгебау» сыграл премьеру нового опуса Елены Фирсовой (belcanto.ru) (19.10.2006 в 14:16)
- О праздновании юбилея Шостаковича (belcanto.ru) (16.10.2006 в 14:11)
- Шостакович и... Шостакович (belcanto.ru) (05.10.2006 в 21:52)
- Алексей Ратманский: «Успех в Лондоне превзошёл ожидания» (belcanto.ru) (28.09.2006 в 20:49)
- Поднимаясь до бездны (belcanto.ru) (28.09.2006 в 20:01)
- Век Шостаковича. Век с Шостаковичем (belcanto.ru) (27.07.2006 в 23:24)
- Гергиев: «Шостакович пришел в Лондон не с небес» (belcanto.ru) (21.07.2006 в 18:46)
- «Леди Макбет Мценского уезда» в Амстердаме (belcanto.ru) (20.07.2006 в 00:31)
- «Золотой век» в Мариинском не настал, или «Браво оркестру!» (belcanto.ru) (13.07.2006 в 23:32)
- Шостакович и футбол (belcanto.ru) (13.07.2006 в 00:03)
- Финальные аккорды «Крещендо» (belcanto.ru) (04.05.2006 в 14:22)
- Вечер длиною в век (belcanto.ru) (13.04.2006 в 14:41)
- Премьера воспоминаний (belcanto.ru) (30.03.2006 в 17:41)
- Шостаковичу посвящается (belcanto.ru) (23.03.2006 в 15:25)
- Из закромов «Мелодии» (belcanto.ru) (24.02.2005 в 15:15)
- Максим Венгеров получил премию Шостаковича (belcanto.ru) (27.01.2005 в 19:38)
- Во Франции поставили оперетту Дмитрия Шостаковича (belcanto.ru) (13.01.2005 в 11:26)
- «Леди Макбет Мценского уезда» в Большом театре (belcanto.ru) (25.11.2004 в 10:18)
- Подняться до бездны с Шостаковичем (belcanto.ru) (21.10.2004 в 21:14)
- Тихон Хренников: «Счастлив смотреть на жизнь под прямым углом!» (belcanto.ru) (22.05.2003 в 12:01)
- Родион Щедрин: «У людей те же уши, что и сто лет назад» (belcanto.ru) (11.12.2002 в 19:50)
- Михаил Шолохов: Большой театр — наган в баяне (belcanto.ru) (20.06.2002 в 16:43)
Главы из книг
- Беседа пятая. Оперное искусство XX века
- Опера в СССР
- Седьмая симфония Шостаковича
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович
- От группы «Шести» до социалистического реализма
Словарные статьи
- Шостакович Дмитрий (belcanto.ru) (17.03.2024 в 22:16)