Шостакович. Симфония No. 11 («1905 год»)

Symphony No. 11 (g-moll), Op. 93, «The Year 1905»

22.03.2011 в 16:00.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

В начале своего творческого пути Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал две программные симфонии, исполненные революционной романтики – «Октябрю» и «Первомайскую». Много лет спустя, пережив не один конфликт с Советской властью, композитор возвращается и к программной симфонии, и к той же тематике, создавая в 1957 г. Симфонию № 11 «1905 год». К этому располагала знаменательная дата – сорокалетие Октябрьской революции, создание подобного произведения могло способствовать реабилитации композитора, многие произведения которого еще находились под запретом. Но воспринимать эту симфонию исключительно как «заказную» было бы ошибкой. «Я очень люблю этот период в истории нашей Родины, нашедший яркое отражение в рабочих революционных песнях», – говорил Шостакович. Все-таки речь шла об эпохе, прошедшей под знаком борьбы против тирании – и эта идея должна была быть близка художнику, пострадавшему от власти иного тирана.

Одиннадцатая симфония имеет значительные отличия от всех предыдущих творений Шостаковича в этом жанре. Основное отличие – широкое использование цитат. Присутствуют в ней и автоцитаты – мелодии из «Десяти поэм» для хора на слова революционных поэтов, но в основном это революционные песни. Их мелодии в ту эпоху были хорошо знакомы даже не очень сведущим в музыке людям – можно сказать, что композитор здесь пошел на то упрощение музыкального языка, к которому его так долго и безуспешно пытались принудить… Но упрощение это лишь кажущееся. Народные мелодии – в полном соответствии с традициями русской музыки – включаются в довольно сложное музыкальное развитие, становясь основой широких образных обобщений (не случайно в частных разговорах Дмитрий Дмитриевич не раз говорил, что во второй части «1905 года» он приблизился к Мусоргскому).

Структура симфонии на первый взгляд традиционна – четыре части, причем каждая из них имеет программное название: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат», однако выделяются более мелкие разделы, которые в эти части объединены (этот принцип построения получит дальнейшее развитие в Четырнадцатой симфонии).

Отступление от традиционного построения цикла проявляется уже в первой части – «Дворцовая площадь»: эта медленная часть (Adagio) чрезвычайно статична. Ее образное содержание – не действие, а введение в атмосферу его (это своеобразный пролог к трагедии). Статичность сохраняется несмотря на то, что здесь присутствуют некоторые черты сонатной формы – в частности, две темы играют роль главной и побочной партий. Это мелодии революционных песен – «Слушай!» и «Арестант». Они подвергаются мотивному членению и некоторым иным приемам разработочного развития, но не им принадлежит главная роль, а теме Дворцовой площади – «застывшей» хоральной теме и сигналу трубы в сочетании с барабанной дробью. Такое мертвящее начало господствует в этой части безраздельно, мотивные звенья революционных песен с трудом пробиваются через эту тему.

Вторую часть – «9 января» – отличает почти зримая конкретность (видимо, сказался имеющийся у композитора опыт создания киномузыки). В ней выделяются два контрастных раздела, которые по сложившейся традиции именуются «сценой шествия» и «сценой расстрела». Главную роль здесь играют не образцы революционного фольклора, а цитаты из «Десяти поэм для хора». Развитие первой из них («Гой ты, царь наш батюшка») – создает образ движущейся многолюдной толпы, к которой присоединяются все новые группы. В момент кульминации вторгаются устрашающие возгласы медных духовых, и предвестием грозных событий звучит в низком регистре вторая тема хорального склада («Обнажите головы»). Эта же тема возникнет в кульминации полифонического эпизода («сцены расстрела»). В конце части вновь возникают элементы песни «Слушай!».

Третья часть – «Вечная память» – выдержана в ритме скорбного шествия. Открывается она мелодией «Вы жертвою пали», которую проводят засурдиненные альты. В последующих разделах сложной трехчастной формы цитируются другие песни – «Славное море, священный Байкал», «Смело, товарищи, в ногу», «Здравствуй, свободы вольное слово». В кульминации вновь возникает тема «Обнажите головы».

В противоположность скорбной третьей части, финал – «Набат» исполнен активного действия. В нем тоже цитируются революционные песни – «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу», в среднем разделе – «Варшавянка». В коде грозно и мощно звучат темы первой части – «Гой ты, царь наш батюшка» и «Обнажите головы».

Премьера симфонии состоялась в октябре 1957 г. в Москве, дирижировал Натан Рахлин. Если предыдущую симфонию Шостаковича – Десятую – немало критиковали на родине и превозносили за рубежом, то с Одиннадцатой дело обстояло с точностью до наоборот: за границей ее выразительные средства сочли несовременными, а трактовку программности – наивной, зато в СССР она имела такой успех, какого не знала ни одна симфония Шостаковича со времен «Ленинградской». В следующем году композитор удостоился за нее Ленинской премии, а месяц спустя вышла резолюция ЦК, оправдавшая композиторов, обвиненных в формализме в 1948 г., включая Шостаковича.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова