Чарльз Айвз

02.01.2011 в 12:23.
Чарлз Айвз / Charles Ives

Чарльз Айвз — композитор-парадокс. Он никогда не считал себя профессиональным музыкантом — для него, руководителя страховой компании, сочинение музыки было хобби, которому он предавался по выходным, но он сумел оставить яркий след в истории музыки, предвосхитив в своем творчестве многие достижения авангарда.

Родина Чарльза Айвза — город Данбери, расположенный в штате Коннектикут. Музыкальные впечатления его детства во многом связаны с работой отца — военного капельмейстера. Отличительной чертой отца было пристрастие к диссонансам — так, однажды он организовал необычный музыкальный «эксперимент»: два духовых оркестра двигались навстречу друг другу, исполняя разные произведения. В то же время в американской провинции Чарльз близко познакомился с бытовой народной музыкой, часто слышал религиозные гимны. Сочетание фольклорно-бытовых интонаций с острыми диссонансами, политональными сочетаниями и атональными приемами впоследствии составило сущность композиторского стиля Айвза.

Детство и юность Чарльза Айвза выглядят как типичное начало музыкальной карьеры: первым наставником стал для него отец, с четырнадцатилетнего возраста Чарльз работал органистом в церкви, писал гимны для богослужений, а в восемнадцатилетнем возрасте создал для концерта по случаю Дня Независимости вариации на тему патриотической песни «Америка», которые и сегодня считаются очень сложным органным сочинением, но сам Айвз тогда воспринял их создание как «забавную игру», сравнивая это занятие с бейсболом (эта игра очень увлекала его — в школе он некоторое время возглавлял бейсбольную команду).

В двадцатилетнем возрасте Айвз стал студентом Йельского университета, где обучался композиции. Дальнейшая судьба его подтверждает известное утверждение: талантливый человек талантлив во всем. В студенческие годы Чарльз занимался спортом и проявил себя на этом поприще столь ярко, что его тренер сожалел о музыкальных занятиях юноши — по мнению тренера, Айвз стал бы чемпионом-спринтером, если бы не тратил время на музыку.

Завершив обучение в университете, Чарльз Айвз не пожелал становиться профессиональным музыкантом: рассматривая сочинение музыки как духовный акт, он не хотел превращать его в источник денег (особенно претило ему сочинение музыки для шоу). Он предпочел стать сотрудником страхового агентства, а через несколько лет совместно со своим другом Джулианом Майриком основал собственное агентство, которое возглавлял много лет. Работая в этом качестве, он разработал новаторские методы страхования, которые используются и сегодня в практике американских страховых агентств, стал известным в своей отрасли человеком… А как же музыка? От музыки он не отказывался никогда. Несмотря на всю свою занятость, он находил время для сочинения. Самым плодотворным периодом стало для Чарльза Айвза время между 1902 г. и 1919 г. — именно тогда были написаны наиболее значительные его сочинения.

В 1905 г. была создана «Соната на трех страницах» для фортепиано и колокольчиков, сочетающая приемы звуковой символики и полистилистики. Все ее темы выводятся из звукосочетания BACH, причем в финале маршевая тема, написанная в серийной технике, сопоставляется с темой в духе регтайма (примечательно, что развитие монограммы BACH в серийной технике будут использовать многие композиторы второй половины ХХ столетия, особенно советские: Эдисон Васильевич Денисов, София Асгатовна Губайдулина, Родион Константинович Щедрин, Альфред Гарриевич Шнитке). Воспоминания о первых годах жизни в Нью-Йорке Айвз воплотил в пьесе «Центральный парк в темноте», написанной в 1906 г. Ее инструментальный состав композитор определили как «театральный оркестр» — нечто среднее между оркестром и ансамблем. В том же году было создано одно из самых известных произведений Айвза — оркестровая пьеса «Вопрос, оставшийся без ответа» с глубоким философским содержанием. После 1910 г. были симфонии, «Три места в Новой Англии», сонаты — скрипичные и фортепианные (в их числе самая известная — Соната № 2 «Конкорд»), вокальные и камерно-инструментальные сочинения.

Каким человеком был Чарльз Айвз? Его можно назвать «затворником» — светских развлечений он не любил, современной ему литературой и музыкой не интересовался, и даже радио у него не было. Технический прогресс не внушал ему доверия — он был недоволен, что автомобили «убивают Хусатоник» (реку, протекающую в Массачусетсе и Коннектикуте, которой посвящена одна из частей сюиты «Три места в Новой Англии»), однако к техническим новшествам в области музыки проявлял живой интерес — например, вскоре после создания двухмануального фортепиано с особой настройкой он создал для этого инструмента «Четвертитоновые пьесы». Путешествовал он редко, но четыре поездки в Европу принесли ему массу впечатлений — композитор посетил Францию, Великобританию, Германию и Италию.

Творческой активности Айвза мешала не только занятость, но и ухудшающееся здоровье — с 1907 г. он страдал сердечным заболеванием, с годами к этому добавился диабет. По воспоминаниям супруги композитора, в 1927 г. он однажды вышел из своей комнаты в слезах и сказал, что не может больше сочинять, поскольку «ничто не звучит правильно». Композитор прожил еще двадцать семь лет, но не написал больше почти ничего, занимаясь в основном редактированием старых сочинений. Незавершенной осталась симфония «Вселенная».

И вновь парадокс: в те годы, когда Айвз почти не сочинял, к нему пришло признание. В 1940-х гг. на его сочинения обратил внимание Арнольд Шёнберг, благодаря чему в последующие годы состоялось несколько премьер. В 1947 г. Айвз удостоился Пулитцеровской премии за Третью симфонию, а в 1951 г. состоялась премьера Второй симфонии под управлением Леонарда Бернстайна. Но в полной мере творчество Чарлза Айвза было признано во второй половине ХХ столетия: в 1950–1960-х гг. было впервые исполнено множество его сочинений, и публика с трудом верила, что эта музыка написана в начале века — настолько современной она казалась.

Произведения

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова