Тенор

12.01.2011 в 18:03.

Энрико Карузо. Леонид Витальевич Собинов. Марио Ланца. Марио дель Монако. Это имена известных во всем мире певцов, обладавших редким по красоте голосом - голосом, который покоряет всех своим светлым, звонким и в то же время мягким тембром. Голос этот - тенор.

Тенорам композиторы всех стран наиболее часто поручали партии главных героев в своих операх. Фауст в одноименной опере Гуно и Хозе в опере Бизе «Кармен», Ленский в «Евгении Онегине» и Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Гвидон в «Сказке о царе Салтане» и Герцог в «Риголетто» Верди. Какие они разные! Разнообразны и разновидности этого, пожалуй, самого популярного голоса в мире.

Самый высокий из теноров - тенор-альтино. Для этого голоса Римский-Корсаков написал партию Звездочета в опере «Золотой петушок». Тенор-альтино используется композиторами довольно редко.

Лирический тенор, как и лирическое сопрано, - самый распространенный. Он использован буквально в каждой классической и современной опере. Лирический тенор - это Ленский и Фауст, это Альфред в «Травиате» Верди и Надир в «Искателях жемчуга» Бизе, Пьер Безухов в «Войне и мире» Прокофьева и еще много-много других ролей.

Такой голос был у великого русского певца Леонида Витальевича Собинова. Записи его исполнения соло и в дуэте с Антониной Васильевной Неждановой можно слышать и сейчас. Наверное, знаете вы искусство таких прекрасных советских певцов, как Сергей Яковлевич Лемешев и Иван Семенович Козловский.

Драматический тенор встречается среди оперных партий значительно реже, но именно для него созданы великолепные роли в операх, которые по праву считаются одними из лучших в мире: Хозе, Отелло в одноименной опере Верди, Герман. Все это - образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически. Наверное, вы слышали хотя бы одну из арий этих героев и можете представить, насколько она напряженнее, драматичнее, чем любая ария лирического тенора.

Драматические тенора - уже упоминавшийся выше Марио дель Монако, советские певцы Георгий Михайлович Нэлепп, Нодар Андгуладзе, Зураб Анджапаридзе.

Л. В. Михеева


Высокий мужской голос — вот наиболее общее значение этого термина.

В музыкальной практике оно употребляется начиная с раннего средневековья, и его значение неоднократно менялось. В церковной хоровой музыке так называли основную мелодию песнопения. Поскольку она обычно исполнялась высоким мужским голосом, это название перешло в современную характеристику. Различают тенор лирический (мягкий, как, например, в партии Ленского из "Евгения Онегина" П. И. Чайковского) и драматический (более мужественный, для него написаны партии Германа в "Пиковой даме" Чайковского, Хозе - в "Кармен" Ж. Бизе). Среди выдающихся теноров XX века — Л. Собинов, С. Лемешев, Э. Кауро, Б. Джильи, Г. Нэлепп, М. Дель Монако, В. Атлантов, X. Каррерас, Л. Паваротти, П. Доминго.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова