Иван Козловский

04.01.2011 в 15:58.
Иван Семёнович Козловский*

Борис Покровский назвал творчество Ивана Козловского «ярчайшей страницей во всей истории российской оперы», и со знаменитым режиссером трудно поспорить.

Иван Семенович Козловский – ровесник века – родился в 1900 году в украинском селе Марьяновка, в Киевской губернии. И хотя рос он в крестьянской семье, в музыкальных впечатлениях недостатка не было: отец играл на венской гармонике и неплохо пел. Музыкальные способности и красивый голос мальчик проявил рано, но о карьере музыканта для сына родители не задумывались – более надежной представлялась доля священника, и мальчик отправляется в Киев, в школу при Михайловском монастыре. Он поет в хоре монастыря, и на одаренного мальчика обращает внимание композитор А. Кошиц. Он советует Ивану не помышлять о духовном сане, ведь его судьба – музыка. Именно он становится первым наставником будущего певца. Иван поет в Большом академическом хоре, которым руководит А. Кошиц, и его рекомендация помогла семнадцатилетнему И. Козловскому поступить на вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института.

Голос у Ивана Козловского был «поставлен» от природы, и педагогам нужно было только развивать его музыкальный вкус и общую эрудицию. Уже в 1918 году он начал выступать на сцене музыкально-драматического театра. Но вскоре он записывается добровольцем в Красную армию. К новому положению, как и к своему музыкальному таланту, юноша относился весьма легкомысленно: ведь он столько лет жил в условиях суровой монастырской дисциплины, и его в первую очередь занимает то впечатление, которое он произведет на девушек, проехав по городу на коне. К счастью, стрелковую бригаду, куда он попал, возглавляет бывший полковник царской армии – образованный, ценящий искусство человек. По его рекомендации комиссар в приказном порядке заставил молодого солдата «служить» в Полтавском музыкально-драматическом театре.

Вокальные и сценические навыки Ивана Козловского в Полтаве оттачивались на разнообразном репертуаре: «Наталка Полтавка», «Евгений Онегин», «Демон», «Дубровский», «Травиата», «Риголетто», «Галька», «Фауст». В 1924 году он был приглашен в Харьковский театр, где успешно дебютировал в роли Фауста. Год спустя он получил еще более заманчивое предложение – от Мариинского театра, но предпочел Свердловск, а в 1926 впервые выступил в Москве. В филиале Большого театра И. Козловский исполнил партию Альфреда в опере «Травиата». Дирижировал тем спектаклем М. М. Ипполитов-Иванов, который назвал молодого певца «многообещающим явлением в искусстве».

Ко времени своего прихода в Большой театр Иван Козловский был уже вполне сложившимся оперным певцом. Голос его нельзя было назвать мощным, но умение его концентрировать позволяло гармонично звучать с любым составом. Мягкий, гибкий голос, которым певец владел в совершенстве, сочетался не только с безупречной дикцией, но и с актерской одаренностью, что позволяло воплощать на оперной сцене абсолютно не похожие друг на друга образы: таинственный Звездочет в «Золотом петушке», гротескный Принц в «Любви к трем апельсинам», Фауст и Лоэнгрин в одноименных операх, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике», Берендей в «Снегурочке»… Но вершиной оперного творчества Ивана Козловского стали две партии: Ленский в «Евгении Онегине» и Юродивый в «Борисе Годунове». Непохожи – если не сказать противоположны – не только эти персонажи, но и композиторы, создавшие оперы, но певец воплощал их с одинаковым совершенством.

Образ Юродивого, созданный И. Козловским, с одной стороны, прочно ассоциируется с его личностью, с другой – стал эталонным, на него ориентировались впоследствии многие исполнители. Юродивый И. Козловского выглядел истинной квинтэссенцией тоски и отчаяния русского народа-страдальца. Возможно, проникнуть в сущность этого образа так глубоко певец смог еще и потому, что был глубоко верующим человеком. Даже будучи знаменитым артистом, он пел по большим христианским праздникам в хоре православного храма на Брюсовом торжке.

Совсем иной персонаж – Ленский: юноша, легко переходящий от наивной патетики романтической влюбленности к горячности оскорбленного достоинства, маскируемого иронией, и все эти эмоциональные штрихи исполнитель передавал не внешними эффектами, а тончайшими вокальными оттенками. Примечательно, что когда незадолго до своей смерти Л. Собинов сорвал голос во время репетиции, в спектакле «Евгений Онегин» его заменил И. Козловский – можно сказать, что он стал «наследником» создателя классического образа Ленского.

В ту эпоху в Большом театре был еще один знаменитый Ленский, точнее – знаменитый тенор, Сергей Лемешев. И у него, и у Ивана Козловского были свои поклонницы, которые преследовали певцов, иной раз дело доходило даже до драк между «лемешистками» и «козловитянками». Впрочем, среди почитателей таланта певца были не только восторженные девицы – Иван Козловский был любимым певцом самого И. Сталина.

Концертный репертуар Ивана Козловского был не менее обширен, чем оперный – несколько сотен романсов и песен: П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. Даргомыжский, А. П. Бородин, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман.

В 1938 году И. Козловский создал Государственный ансамбль оперы СССР. Силами этого коллектива, который возглавлял певец, было представлено несколько опер – в частности, «Вертер» Ж. Массне и «Орфей» К. В. Глюка. В них сам И. Козловский исполнил главные партии и одновременно выступал как режиссер. Оформление спектаклей в этих постановках сводилось к минимуму. Например, в спектакле «Вертер» переносные ширмы изображали то комнаты, то городскую площадь – и такая предельная условность позволяла сосредоточить внимание на певцах. Ставя оперу К. В. Глюка «Орфей», И. Козловский использовал обе редакции, заглавную партию исполняли то меццо-сопрано (М. Максакова), то тенор (он сам).

Исполнительская деятельность И. Козловского продолжалась и во время войны. Он организует концерты в фонд обороны, выезжает на фронт, выступает в госпиталях. Записанные им пластинки с романсами, песнями и краткими обращениями певца к солдатам посылались на фронт как подарки.

Успех неизменно сопутствует Ивану Козловскому, но в 1954 году он по неизвестным причинам уходит из Большого театра. Он продолжает концертные выступления вплоть до 87-летнего возраста.

Иван Козловский умер в 1993 году.

Публикации

Записи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова