Мусоргский Модест. Опера «Борис Годунов». Записи в mp3

Исполнители:

Александр Пирогов (Борис Годунов), Елена Кругликова (Ксения, дочь Бориса), Бронислава Златогорова (Фёдор, сын Бориса), Евгения Вербицкая (Мамка Ксении), Никандр Ханаев (Князь Василий Иванович Шуйский), И. Богданов (Андрей Щелкалов), Георгий Нэлепп (Григорий Отрепьев, он же Самозванец), Максим Михайлов (Пимен), Иван Козловский (Юродивый), Мария Максакова (Марина Мнишек), Василий Лубенцов (Варлаам).

Хор и оркестр Государственного академического Большого театра.
Дирижер Николай Голованов.

Запись: 1949 год.

Bitrate: 192 kbps | Общее время звучания: 2.42.11 | Размер: 222 МБ

01. "Борис Годунов". Пролог. Картина 1. Сцена у Новодевичьего монастыря

02. "Борис Годунов". Пролог. Картина 2. Сцена коронации. 1-й монолог Бориса

03. "Борис Годунов". Действие I. Сцена в келье. Монолог Пимена

04. "Борис Годунов". Действие I. Сцена в корчме. Песня Варлаама

05. "Борис Годунов". Действие II. Сцена в тереме. 2-й монолог Бориса

06. "Борис Годунов". Сцена с князем Шуйским. Сцена "Часы с курантами"

07. "Борис Годунов". Действие III ("Польский акт"). Сцена у фонтана

08. "Борис Годунов". Действие III. Сцена у собора Василия Блаженного

09. "Борис Годунов". Действие IV. Боярская дума

10. "Борис Годунов". Действие IV. Рассказ Пимена, смерть Бориса

11. "Борис Годунов". Действие IV. Сцена под Кромами

О главных исполнителях:

Борис Годунов – Александр Пирогов (1899-1964). Русский певец (бас). С 1919 работал в хоре Передвижного театра Реввоенсовета Республики. В 1922-1924 в «Свободной опере» (бывш. Театра С.Зимина), где дебютировал в партии Графа де Сен-Бри в опере «Гугеноты» Мейербера. В 1924- 54 солист Большого Театра.

Григорий Отрепьев (он же Самозванец) - Георгий Нэлепп (1904-1957). Русский певец (тенор). С1929 выступал в Ленинградском теаре оперы и балета, где дебютировал в партии Ленского. В 1944-57 солист Большого театра.

Марина Мнишек – Мария Максакова (1902-1974). Русская певица (меццо-сопрано). Дебютировала в 1919 в Астрахани в партии Ольги в «Евгении Онегине». В 1923-53 солистка Большого театра (в 1925-27 выступала в Ленинградском театре оперы балета).

Пимен – Максим Михайлов (1893-1971). Русский певец (бас). Выступал в церковном хоре. С 1930 пел на радио. В 1932-56 солист Большого театра.

Варлаам – Василий Лубенцов (1886-1975). Русский певец (бас). Пел в Итальянской опере в Одессе, выступал в Киеве. В 1923-51 солист Большого театра, где дебютировал в партии Кончака.

Шуйский Василий Иванович – Никандр Ханаев (1890-1974). Русский певец (тенор). В 1925 поступил в оперную студию при Большом театре. Солист Большого театра в 1926-54. Одной из первых крупных работ в театре стала партия Германа, выдающимся исполнителем которой он считается.

Дирижер – Николай Голованов (1891-1953). Русский дирижер. В 1919-53 (с перерывами) работал в Большом театре. С 1948 главный дирижер. Среди важнейших постановок Голованова «Борис Годунов» (1948), «Садко» (1949), «Хованщина» (1950). Осуществил 1-ю постановку на русской сцене оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в редакции Ю.Сахновского (1925).

«Борис Годунов» Мусоргского

Опера «Борис Годунов» – выдающееся творение русского художественного гения. Ее роль в истории мирового оперного искусства нельзя переоценить. Мусоргский счастливо соединил здесь национальный дух и стиль с важнейшими тенденциями мирового (точнее, европейского) художественного процесса и даже предвосхитил некоторые из них. Только в таком сочетании произведение искусства становится великим.

Композитор в этом сочинении шел по магистральному пути развития оперы, связанному с поисками новых принципов вокального языка, основанного на синтезе мелодии и речевой интонации (речитативе). При этом ему удалось извлечь из глубин народного русского мелоса некие архаические фундаментальные качества, не впадая в поверхностное цитатничество и «народничество». Если говорить о художественно-эстетических принципах произведения, то и на этом уровне Мусоргский смог соединить оригинальность замысла с сущностными и вполне традиционными для оперного жанра моментами – контрастом народного и личностного начал, органическим взаимопроникновением в логике развития музыкального-сценического действия исторической масштабности и крупноплановой психологической образности. Прежде всего, все сказанное касается главного героя – царя Бориса.

Путь оперы к слушателю был тернист, как и подобает произведению новаторскому. В этом смысле поучительна история возникновения ее различных версий. Существует две авторские редакции 1869 и 1872. После завершения работы над оперой в ее первоначальном виде Мусоргский продолжил работу над произведением. Это было обусловлено рядом причин, как художественного толка, так и не имевших к искусству прямого отношения. Так, 1-я редакция была отвергнута Дирекцией императорских театров из-за отсутствия некоторых традиционных для оперного представления составляющих, в частности, значимого женского образа, необходимого для придания дополнительной личностной интриги действию. Тогда композитор досочинил т. н. «польские сцены» с участием Марины Мнишек и ввел в сюжет любовную коллизию. Однако были и более глубокие основания для переделки партитуры, на которые автора подвигли советы Стасова, Римского-Корсакова, принимавших горячее участие в его работе, а также историка В.Никольского, по рекомендации которого он изменил финал оперы. Теперь она завершалась не смертью Бориса, а новой сценой «Под Кромами». Был также добавлен исключительно важный монолог Бориса в Царском тереме и исключена «Сцена у собора Василия Блаженного» с переносом знаменитого эпизода с Юродивым в финал оперы. В таком виде в 1874 состоялась долгожданная премьера в Мариинском Театре под управлением Э.Направника с И.Мельниковым в заглавной партии. Даже в переработанном виде оперу не хотели выпускать на императорскую сцену. Лишь настойчивые усилия известной русской певицы Платоновой помогли преодолеть все бюрократические препоны.

Премьера вызвала весьма разноречивые суждения. Консервативные круги встретили оперу сдержанно, не приняв тех новшеств, которые были заложены в гениальной музыке, а демократическая общественность восторженно. Однако даже в стане друзей Мусоргского не было единства относительно некоторых существенных черт произведения. Так, например, Римский-Корсаков, восторгаясь оперой в целом, отмечал существенные пробелы в ее оркестровке, колючесть некоторых гармоний, шероховатости вокального языка. Уже после смерти Мусоргского он задумал и осуществил «доработку» произведения с целью его большей, как сказали бы мы сейчас, «презентабельности». Он подверг изменениям и сокращениям некоторые сцены, сделал новую инструментовку, усилив роль и мощь оркестра и сгладив некоторые «острые углы» в гармониях и вокальных партиях. Так возникла наиболее популярная редакция Римского-Корсакова. Теперь, по прошествии времени, очевидно, что при этом были утрачены некоторые оригинальные особенности стиля Мусоргского. Однако, в тот исторический момент данная работа сыграла огромную роль в сценической судьбе этого шедевра русской музыки. Версия Римского-Корсакова впервые была исполнена в 1896 под управлением ее автора в Большом зале Петербургской консерватории (в заглавной партии Ф.Стравинский). В дальнейшем именно она надолго стала господствующей в исполнительской практике. Воистину, исторической можно назвать постановку оперы в этой редакции на сцене мамонтовской Московской частной русской оперы в 1898 (дирижер И.Труффи), где в заглавной партии выступил гениальный русский артист Федор Шаляпин, которому выпала миссия наиболее полно и глубоко воплотить на сцене образ царя Бориса. Для мировой славы Б.Г. определяющей стала парижская постановка 1908, осуществленная режиссером А. Саниным и дирижером Ф.Блуменфельдом в рамках Русских сезонов под руководством Сергея Дягилева, где роль царя Бориса вновь исполнил Шаляпин. Для этой постановки Римский-Корсаков сделал второй вариант своей редакции оперы.

Судьбу авторских версий сочинения во многом определила исследовательская работа музыковеда П.Ламма, который в 1927 на основе изучения творческого наследия Мусоргского создал т. н. сводную авторскую редакцию, сочетающую в себе оба первоначальных варианта оперы. И, наконец, в 1940 композитор Д.Шостакович предложил свой вариант оркестровки Б.Г.

За рубежом после парижского триумфа 1908 успех в других странах не заставил себя ждать. Уже в 1909 (1 января) оперу можно было услышать в Италии в Ла Скала с Шаляпиным, затем в Генуе с Э.Джиральдони. В том же году Б.Г. поставили в театре Колон в Буэнос-Айресе (заглавную партию вновь исполнял Джиральдони). В 1913 силами дягилевской труппы с участием Шаляпина опера была впервые исполнена в Лондоне, а также в Метрополитен под управлением Тосканини (американская премьера, в заглавной роли Адам Дидур) и в Бреслау (немецкая премьера).

Дальнейшая история сочинения полна триумфов и творческих открытий. Роль царя Бориса – необыкновенно трудная, но, в то же время благодарная, стала для многих выдающихся артистов знаковой в их репертуаре. Среди отечественных исполнителей можно отметить А.Мозжухина, А.Пирогова, М.Рейзена, И.Петрова, Б.Штоколова и др. Несмотря на большое национальное своеобразие и, можно сказать, харизматичность образа Бориса, многие зарубежные певцы тоже весьма успешно, а подчас и блестяще, справлялись с этой ролью. В этом ряду Джиральдони, Э.Пинца, Б.Христов, Д.Лондон, М.Чангалович, Н.Гяуров, М.Тальвела.

Среди значимых отечественных спектаклей ленинградские постановки 1928 (редакция Ламма, дирижер В.Дранишников, режиссер С.Радлов, в главной роли Рейзен) и 1959 (редакция Шостаковича, дирижер С.Ельцин, в роли Бориса – Штоколов) Спектакль 1927 в Большом театре (версия Римского-Корсакова с добавлением впервые исполненной сцены «У собора Василия Блаженного», дирижер А.Пазовский, режиссер В.Лосский); постановка режиссера Л.Баратова на сцене БТ в 1948 (редакция Римского-Корсакова, дирижер Голованов), до сих пор находящаяся в репертуаре театра. Многие другие театры страны также неоднократно обращались к этому произведению. Среди постановок последних лет спектакли МТ в 2002 (дирижер В.Гергиев, режиссер В.Крамер), БТ в 2007 (дирижер А.Ведерников, режиссер А.Сокуров).

Из зарубежных постановок отметим спектакли 1923 в Дрездене под управлением Ф.Буша (в этой постановке неоценимую помощь дирижеру оказал И.Добровейн) и 1926 в ГО (Мозжухин в роли Бориса). В послевоенные годы выделяются постановка П.Брука в Ковент-Гардене в 1948 (в 1949 в этой постановке дебютировал на лондонской сцене Христов), спектакль Гранд-Опера (1954), в котором блестяще выступил И.Петров, спектакль Зальцбургского фестиваля в 1965 (дирижер и режиссер Г.фон Караян, в заглавной партии Гяуров), постановки Метрополитен в 1974 (дирижер Т.Шипперс, режиссер А.Эвердинг, в роли Бориса – Тальвела), Венской Опере в 1976 (режиссер О.Шенк, в заглавной роли Гяуров), Ла Скала в 1979 (дирижер К.Аббадо, режиссер Ю.Любимов, в заглавной роли Гяуров). В 1983 в Ковент-Гардене свою версию предложил на суд публики выдающийся кинорежиссер А.Тарковский (дирижер Аббадо). Этот спектакль затем был перенесен в Мариинский театр (1990, дирижер Гергиев). В 1994 на Зальцбургском фестивале была осуществлена новая постановка оперы в режиссуре Г.Вернике, которую можно считать характерным примером постмодернистского прочтения шедевра Мусоргского. Надо также отметить, что большинство новейших постановщиков оперы обращаются к авторским редакциям.

По опере снято несколько фильмов. Среди них отечественная кинолента режиссера В.Строевой (1955, в заглавной роли А.Пирогов) и весьма спорная работа польского режиссера А.Жулавского (1989, в заглавной роли Р.Раймонди).

В музыке оперы немало замечательных по силе эстетического воздействия эпизодов. Особенно богата ими партия Бориса. В первую очередь это его монолог Скорбит душа (пролог), речитатив и ария Достиг я высшей власти (2 акт), совершенно исключительная по силе воздействия сцена «Ух, тяжело, дай дух переведу», обозначенная автором в партитуре как «Часы с курантами» (2 акт), и, наконец, сцена смерти Бориса (4 акт). Если в «русских» сценах доминирует суровый речитативно-мелодический аскетизм, перемежающийся народно-жанровыми эпизодами (например, песня Варлаама «Как во городе было во Казани» в сцене в корчме), то в т. н. «польском» акте Мусоргский весьма изобретательно меняет стилистику музыки, приближая ее к образцам западно-европейского Романтизма и демонстрируя свой мелодический дар (сцена у фонтана). Вся мощь таланта композитора проявляется также в монументальных хоровых народных сценах.

Данная запись представляет собой редакцию Римского-Корсакова с включением «Сцены у собора Василия Блаженного» в качестве 1-й картины 4-го акта. После нее следует Сцена в боярской думе и смерть Бориса. Завершается опера «Сценой под Кромами».

Евгений Цодоков

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова