Опера Джакомо Пуччини «Богема»
12.01.2011 в 18:30.«Богема» (фр. La bohème) — опера в четырёх картинах Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Дж. Джакозы и Л. Иллики по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» и по его же драме «Жизнь богемы».
Премьера: Турин, театр «Реджо», 1 февраля 1896 года.
Действующие лица:
Рудольф (тенор), Марсель (баритон), Шонар (баритон), Коллен (бас), Бенуа (бас), Альциндор (бас), Мими (сопрано), Мюзетта (сопрано), Парпиньоль (тенор), таможенный сержант (бас), студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки, солдаты, официанты в кафе, мальчики и девочки.
Действие происходит в Париже около 1830 года.
Картина первая: «В мансарде».
Поэт Рудольф задумчиво смотрит в окно на покрытые снегом крыши («Nei cieli bigi»; «Вид превосходный»). Марсель работает над картиной. Чтобы согреться от холода, друзья решают сжечь рукопись драмы Рудольфа. В дверь с шумом входит философ Коллен, а потом и музыкант Шонар, подзаработавший денег и раздобывший провизию, вино, дрова (" Legna! Sigari! Bordo!«; «Дрова! Курево! Бордо!»). Хозяин дома Бенуа требует плату за жильё, но молодым людям удаётся отделаться от него. Поскольку сегодня сочельник, они решают отпраздновать его в кафе «Момюс» в Латинском квартале. Рудольф остаётся один, чтобы закончить статью. В дверь тихонько стучат: это Мими, девушка, живущая в том же доме, пришла попросить огня. Когда она собирается уходить, то обнаруживает, что обронила ключ от своей комнаты. Порыв ветра гасит её свечу и свечу Рудольфа. В темноте Рудольф рассказывает о себе, сжав руку Мими («Che gelida manina»; «Холодная ручонка»). Затем он просит Мими сказать, кто она такая, и та соглашается («Mi chiamano Mimi»; «Зовут меня Мими»). Друзья на улице торопят Рудольфа. Он целует Мими («O soave fanciulla»; «Не могу наглядеться»).
Картина вторая: «В Латинском квартале».
Перекрёсток улиц. Кафе переполнено. Рудольф представляет друзьям Мими. Появляется Мюзетта в сопровождении богача Альциндора. Марсель, который когда-то любил её, напускает на себя равнодушный вид, а Мюзетта старается вызвать его ревность («Quando m’en vo soletta per la via»; «Я весела»). Наконец она бросается в его объятия. Официант приносит счёт, денег у Шонара не хватает, и Мюзетта прилагает их счёт к счёту Альциндора. Затем все весело уходят.
Картина третья: «У заставы».
Парижская застава. Февральское утро. Из кабачка доносятся возгласы, звон стаканов, смех. Возле шлагбаума — таможенники («Ohe, la, le guardie!»; «Эй вы! Эй, сторож»). Входит Мими и, задыхаясь от кашля, просит позвать Марселя. Он устроился вместе с Мюзеттой на работу в этом месте. Марсель приглашает Мими войти внутрь, но там Рудольф, с которым она не может встретиться: сегодня ночью, в приступе ревности, он ушёл (дуэт «Mimi? — Speravo di trovarvi qui»; «Мими? — Насилу я нашла вас здесь»). Появляется Рудольф, и Мими делает вид, что уходит, а на самом деле прячется. Рудольф признаётся другу: не из ревности покинул он Мими, его мучает то, что он не может помочь ей, дать ей тёплое жилище, ведь бедняжка больна чахоткой, и любви недостаточно, «чтобы вернуть её к жизни» (дуэт-терцет «Marcello. Finalmente!»; «Марсель, я всё обдумал»). Кашель и рыдания выдают присутствие Мими. Рудольф обнимает её («Che? Mimi? Tu sei qui?»; «Как? Мими! Ты здесь?»). Их нежный разговор сочетается с перебранкой Мюзетты и Марселя («Che facevi. Che dicevi»; «Так о чём ты там болтала?»).
Картина четвёртая: «В мансарде».
Рудольф и Марсель вспоминают счастливые дни: они давно не видели своих любимых (дуэт «Mimi ne andasti e piu non torni»; «О Мими! Ты не вернёшься»). Шонару и Коллену удаётся развеселить их («Or lo Sciampagna mettiamo in ghiaccio»; «Надо шампанское в лёд поставить»). Дверь распахивается, появляется Мюзетта, восклицая, что Мими здесь и еле держится на ногах. Её укладавают на постель. Мюзетта предлагает продать свои серьги, а Коллен снимает плащ: сейчас нужны деньги («Vecchia zimmara, senti»; «Плащ старый, неизменный»). Рудольф и Мими остаются одни. Они вспоминают вечер их знакомства («Sono andati? Fingevo di dormire»; «Мы одни здесь? Я спящей притворялась»). Друзья возвращаются. Мими засыпает, Шонар первый замечает, что она умерла. Рудольф тщетно зовёт её.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
В 1893 году — после премьеры оперы «Манон Леско», ставшей для Джакомо Пуччини первым успехом в этом жанре — композитор задумывается о выборе сюжета для нового произведения. Внимание его привлекает цикл новелл французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».
Богема… в первой половине XIX века это слово ассоциировалось отнюдь не с творческими личностями. Пожалуй, самый адекватный перевод этого слова — «цыганщина», и называли так людей, для которых характерен асоциальный («цыганский») образ жизни: бродяг, воров. Но с легкой руки А.Мюрже, которого называли «Гомером парижской богемы», такое наименование пристало к обитателям Латинского квартала — непризнанным и потому бедным, но талантливым художникам и поэтам.
Дж. Пуччини эта тема была, несомненно, близка — ведь и он провел молодость отнюдь не в роскоши. Но не только его заинтересовало произведение А.Мюрже — несколько раньше его над оперой на этот сюжет начал работать другой итальянский композитор, Р.Леонкавалло. Но Дж. Пуччини свою оперу успел завершить раньше — и Р.Леонкавалло этого так не смог простить: полагая, что Дж. Пуччини у него «украл» сюжет, Р.Леонкавалло прекратил даже общаться с ним.
Либретто для оперы, получившей заглавие «Богема», создали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, с которыми композитор уже сотрудничал при создании предыдущей своей оперы. Впрочем, Дж. Пуччини начал работу над «Богемой», даже не дождавшись завершения либретто — текст для некоторых фрагментов написан самим композитором (это относится, в частности, к Вальсу Мюзетты). При переработке произведения А.Мюрже в либретто многое было изменено. Более ярким стал образ Мюзетты, большей душевной тонкостью была наделена Мими, которая в литературном первоисточнике выглядит весьма прагматичной девицей, пытающейся удобно устроиться в жизни. Претерпел изменения и образ поэта Рудольфа, у А.Мюрже не лишенный некоторого позерства — в опере этот персонаж выглядит более благородно. Был изменен финал: если у А.Мюрже Рудольф и художник Марсель «шумно празднуют свое вступление в свет», а Мюзетта выходит замуж за чиновника, то опера заканчивается смертью Мими, а остальным героям будущее по-прежнему не сулит ничего хорошего.
Некоторые черты связывают оперу «Богема» с итальянским веризмом — внимание к миру «маленьких людей», отказ от возвышенной патетики в пользу изображения повседневной жизни, но имеет она и ряд принципиальных отличий от веристских опер. Литературный первоисточник не принадлежит перу итальянского писателя-вериста, а действие происходит не в Италии, а во Франции. Главное же отличие заключается в том, что веристские оперы — такие, как «Сельская честь» П.Масканьи или «Паяцы» Р.Леонкавалло — как правило, невелики по продолжительности, «Богема» же состоит из четырех актов.
В этой лирической опере нет некоторых особенностей, к которым привыкла публика — например, нет увертюры и каких-либо иных симфонических эпизодов. Вокальные номера естественно «перетекают» один в другой по мере развития действия. Основными формообразующими факторами становятся контрастность и репризность. Опера являет собою симметричную конструкцию: действие первого акта и заключительного разворачивается в мансарде, а второго и третьего — за ее пределами, при этом два средних акта противопоставляются друг другу.
Во втором действии в непрерывном музыкальном развитии почти с «кинематографической» скоростью сменяются эпизоды, живописующие праздник в Латинском квартале.
В третьем действии тонкая звукопись (цепочка квинт на фоне тремоло в басах) изображает холодное утро, во время которого Мими, зная о своем смертельном недуге, прощается с Рудольфом. Еще более драматически-острым кажется контраст между первым актом, где впервые встречаются Рудольф и Мими, и последним, где Мими умирает: оба действия начинаются в до-мажоре, в обоих лейтмотив любви появляется в ре-мажоре — и это придает контрасту между счастьем влюбленных и крушением всех их надежд особенно трагический оттенок. Особую роль в музыкальной драматургии оперы «Богема» играет оркестр: в интимно-лирических сценах основная роль отдается струнным, медные же в большей степени использованы во втором акте для создания праздничной атмосферы.
Опера «Богема» была впервые поставлена в 1896 году в Турине. Дж. Пуччини был этому не особенно рад — ему не нравилась акустика туринского театра, а также то обстоятельство, что там запрещалось бисировать. Впрочем, последнее оказалось неактуальным: публика и не пыталась вызывать никого на бис, ограничиваясь «вежливыми» аплодисментами. Ничуть не более благосклонно отнеслись к новому произведению и критики, заклеймившие оперу как «пустую» и «инфантильную». Немалую роль в неуспехе оперы сыграла посредственность исполнителей — Рудольфа играл далеко не лучший певец, а исполнитель партии Марселя не был наделен актерским даром. Но если Дж. Пуччини в данном случае не повезло с певцами, то ему определенно повезло с дирижером — это был А.Тосканини.
По словам Дж. Пуччини, после первого исполнения оперы «Богемы» он «провел ужасную ночь». Но в скором времени он был сполна вознагражден за свои страдания: уже в апреле 1897 года опера с большим успехом была поставлена в Палермо.
Записи
Публикации
- Анна Нетребко открыла новый сезон в Венской опере (belcanto.ru) (25.09.2022 в 00:48)
- «Богема» в Дрезденской опере (belcanto.ru) (30.11.2021 в 21:19)
- Та самая «Богема»… (belcanto.ru) (24.02.2020 в 18:29)
- «Богема» в Гамбургской опере (belcanto.ru) (20.12.2019 в 22:05)
- Итоги IX Минского Международного Рождественского оперного форума (belcanto.ru) (08.01.2019 в 19:28)
- «Богема» в театре Филармонико в Вероне (belcanto.ru) (29.12.2018 в 15:34)
- В Большом театре на Монмартре… (belcanto.ru) (10.08.2018 в 00:27)
- Александр Титель: «Моя „Богема“ — история любви, рассказанная художником Марселем» (belcanto.ru) (15.05.2018 в 11:50)
- Московский «Богемный» сезон открыт (belcanto.ru) (11.02.2018 в 20:46)
- Две «Богемы» Пуччини в одном сезоне кинотрансляций (belcanto.ru) (20.01.2018 в 23:56)
- Париж тоже станет ближе! (belcanto.ru) (15.10.2017 в 22:51)
- Об одном представлении «Богемы» Пуччини в Венской опере (belcanto.ru) (10.10.2017 в 01:22)
- В Перми поставили «Богему» Пуччини (belcanto.ru) (14.05.2017 в 13:55)
- Вторая попытка «Богемы» в Михайловском (operanews.ru) (26.09.2016 в 22:29)
- Новая «Золушка», «Кантос» и Дягилевский фестиваль в Перми (belcanto.ru) (03.09.2016 в 20:00)
- Премьера «Богемы» в Новой опере (operanews.ru) (14.12.2015 в 21:47)
- Английская Национальная опера. «Богема» (operanews.ru) (23.11.2015 в 22:39)
- Королевская опера: более двухсот «Богем», полторы сотни «Травиат»… (operanews.ru) (16.06.2015 в 23:40)
- Портрет Дмитрия Попова на фоне Латвийской оперы (operanews.ru) (06.04.2015 в 17:38)
- «Богема» Леонкавалло в КЗЧ (operanews.ru) (09.03.2015 в 20:55)
- Оперная неделя в Баварской столице (operanews.ru) (23.02.2015 в 12:36)
- Вечера в Английской национальной опере (operanews.ru) (24.11.2014 в 15:49)
- «Богема» Пуччини в сезоне трансляций из «Метрополитен-оперы» (belcanto.ru) (01.06.2014 в 20:48)
- Джонатан Миллер и его «Богема» (operanews.ru) (12.05.2013 в 20:44)
- Неувядающая «Богема» в Театре Станиславского (operanews.ru) (13.01.2013 в 21:56)
- Нестареющая «Богема» (operanews.ru) (23.12.2012 в 21:59)
- «Богема» на пуччиниевском фестивале (belcanto.ru) (10.09.2012 в 12:30)
- Спектакль Дамьяно Микьелетто на Зальцбургском фестивале (operanews.ru) (19.08.2012 в 19:26)
- И снова Марке, и снова Сферистерио (operanews.ru) (19.08.2012 в 19:25)
- Белорусское оперное чудо (operanews.ru) (03.06.2012 в 14:33)
- Шедевр Пуччини в Ковент-Гардене (operanews.ru) (13.05.2012 в 10:33)
- Скучная «Богема» (belcanto.ru) (10.04.2012 в 09:50)
- Артуро Чакон-Крус в «Богеме» станиславцев (operanews.ru) (11.12.2011 в 19:19)
- Две итальянки туманного Альбиона (operanews.ru) (27.11.2011 в 13:47)
- «Богема» в Арена ди Верона (operanews.ru) (21.08.2011 в 19:24)
- «Богема» в Михайловском театре (operanews.ru) (22.05.2011 в 16:24)
- Оттавио Марино в Большом (operanews.ru) (08.05.2011 в 16:42)
- «Катастрофы в опере» — книга Хьюга Викерса (belcanto.ru) (02.06.2010 в 16:11)
- Большая и провинциальная опера Майами (belcanto.ru) (03.05.2008 в 13:35)
- Мариуш Трелинский поставил в Варшаве «Богему» (belcanto.ru) (13.07.2006 в 00:38)
- Арена ди Верона-2005 (belcanto.ru) (25.08.2005 в 10:49)
- О премьере «Богемы» и не только о ней (belcanto.ru) (07.10.2004 в 19:49)
- Спектакли «Богемы» с русскими примадоннами в сезон 2003-04 года в Сан-Франциско (belcanto.ru) (21.09.2004 в 18:54)
- Итоги «Золотой маски»-2002. Комментарий (operanews.ru) (19.04.2002 в 11:56)