Пуччини Джакомо. Опера «Богема». Записи в mp3

Исполнители:

Виктория де лос Анхелес (Мими), Юсси Бьёрлинг (Рудольф), Люсин Амара (Мюзетта), Роберт Меррилл (Марсель), Джон Рирдон (Шонар), Джорджо Тоцци (Коллен).

Хор и оркестр RCA Victor.
Дирижер Томас Бичем.

Bitrate: 128 kbps | Общее время звучания: 1.31.49 | Размер: 98,0 МБ

01. "Богема" (I АКТ, "Questo Mar Rosso..." (Marcello/Rodolfo/Colline))

02. "Богема" ("Pensier profondo!" (Colline/Marcello/Rodolfo))

03. "Богема" ("Legna!"..."Sigari!" (Rodolfo/Marcello/Colline/Schaunard))

04. "Богема" ("Si puo?"..."Chi e la?" (Benoit/Marcello/Schaunard/Colline/Rodolfo))

05. "Богема" ("lo resto per terminar..." (Rodolfo/Marcello/Colline/Schaunard))

06. "Богема" ("Non sono in vena"... "Scusi" (Rodolfo/Mimi))

07. "Богема" ("Oh! sventata, sventata!" (Mimi/Rodolfo))

08. "Богема" ("Che gelida manina" (Rodolfo))

09. "Богема" ("Si. Mi chiamano Mimi" (Mimi/Rodolfo))

10. "Богема" ("Ehi! Rodolfo!" (Schaunard/Colline/Marcello/Mimi))

11. "Богема" ("O soave fanciulla" (Rodolfo/Marcello/Mimi))

12. "Богема" (II АКТ. "Aranci, datteri!" (Coro/Schaunard/Colline/Rodolfo/Mimi/Marcello))

13. "Богема" ("Chi guardi?" (Rodolfo/Colline/Mimi/Schaunard/Marcello/Coro))

14. "Богема" ("Viva Parpignol!")

15. "Богема" ("Domandatelo a me")

16. "Богема" ("Quando me'n vo'soletta")

17. "Богема" ("Chi l'ha richiesto?")

18. "Богема" (АКТ III. "Ohe, la, le guardie... Aprite!" (Coro/Doganiere/Musetta))

19. "Богема" ("Sa dirmi, scusi, qual' e l'osteria..." (Mimi/Sergente/Doganiere))

20. "Богема" ("Mimi?!"..."Speravo di trovarvi qui" (Marcello/Mimi))

21. "Богема" ("Marcelle. Finalmente" (Rodolfo/Marcello/Mimi))

22. "Богема" ("Mimi e una civetta" (Rodolfo/Marcello))

23. "Богема" ("Mimi e tanto malata!" (Rodolfo/Marcello/Mimi))

24. "Богема" ("Addio"..."Donde lieta usci al tuo grido" (Mimi/Rodolfo))

25. "Богема" ("Dunque e proprio finita!" (Rodolfo/Mimi/Marcello/Musetta))

26. "Богема" (АКТ IV. "In un coupe?" (Marcello/Rodolfo))

27. "Богема" ("O Mimi, tu piu non torni" (Rodolfo/Marcello/Schaunard/Colline))

28. "Богема" ("Gavotta" (Colline/Marcello/Rodolfo/Schaunard))

29. "Богема" ("C'e Mimi...C'e Mimi" (Musetta/Rodolfo/Schaunard/Mimi/Marcello))

30. "Богема" ("Vecchia zimarra..." (Colline/Schaunard))

31. "Богема" ("Sono andati? Fingevo di dormire" (Mimi/Rodolfo/Schaunard))

32. "Богема" ("Dorme?" "Riposa" (Musetta/Rodolfo/Marcello/Mimi/Schaunard/Colline))

Сведения об исполнителях:

Оркестр и хор RCA Victor, хор мальчиков Columbus. Дирижер Томас Бичем (1879-1961). Дебютировал на оперной сцене в 1909 в Лондоне (опера Э. Смит «Морские разбойники»).

Солисты:
Мими – Виктория де лос Анхелес (1923-2005). Испанская певица (сопрано). Дебютировала в Барселоне в 1945 (партия Графини Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта).
Рудольф – Юсси Бьёрлинг (1911-1960). Шведский певец (тенор). Дебютировал в Стокгольме в 1930 (партия Фонарщика в «Манон Леско» Пуччини).
Мюзетта – Люсин Амара (р. 1927). Американская певица, армянского происхождения (сопрано). Дебютировала в нью-йоркском театре Метрополитен в 1950 во второстепенных партиях.
Марсель – Роберт Меррилл (1917-2004). Американский певец (баритон). Дебютировал в Трентоне в 1944 (партия Амонасро в «Аиде» Верди).
Шонар – Джон Рирдон (1930-1988). Американский певец (баритон). Дебютировал в в 1954 в Нью-Йорке в роли доктора Фалька в «Летучей мыши» И.Штрауса.
Коллен – Джорджо Тоцци (р. 1923). Американский певец (бас). Дебютировал в 1948 в Чикаго в партии Тарквиния в «Поругании Лукреции» Бриттена.

«Богема» Пуччини

Этот шедевр мог и не появиться на свет. Дело в том, что приятель композитора Руджеро Леонкавалло уже начал сочинять оперу на тот же сюжет. В одном из миланских кафе, когда Пуччини сообщил Леонкавалло о том, что также облюбовал эту историю, между друзьями происходит ссора. Но упрямство и целеустремленность Пуччини были столь велики, что он пошел на разрыв с коллегой, но от своего намерения не отступил. В результате мы имеем две «Богемы». Опера Леонкавалло появилась годом позже, но выдержать сравнения с произведением в Пуччини не смогла.

Сюжет стал счастливой находкой либреттистов и автора. Трудно придумать лучшую историю для оперы. В ней есть все – романтика и лирика, юмор и трагизм. Композитор уловил также дух времени, новизна его музыкальных поисков идет как бы в унисон с новыми веяниями в искусстве. И потом, как это все похоже на атмосферу того времени, на жизненные коллизии импрессионистов, других художников той эпохи! А разве сам Пуччини не прошел через бедность и муки творчества?

Либретто во многом отличается от нашумевшего романа Мюрже, опубликованного в 1851. Если в первоисточнике повествование ведется как бы ироничным отстраненным наблюдателем (что отражено и в названии «сцены»), то в опере все звучит более лирично и интимно. Образ героини объединил в себе черты двух героинь романа – типичной парижской мидинетки Мими и обаятельной героини рассказа «Муфта Франсины».

Партитура произведения обладает замечательной цельностью и живописностью. Музыка оперы блестяще передает нюансы сценической атмосферы и душевного состояния героев. Именно в Б. впервые во всем блеске проявилось такое свойство музыкального стиля Пуччини, как сочетание ариозно-речитативного развития и возникающей естественно и драматургически оправданно широкой кантилены (О.Левашева). Единство вокального и симфонического письма – еще одно достоинство произведения. К абсолютным мелодическим шедеврам относится вся большая лирическая сцена знакомства главных героев в 1-м акте, состоящая из 2-х арий Рудольфа и Мими ("Che gelida manina" и "Mi chiamano Mimi") и их дуэтного обрамления. В опере есть еще ряд ярчайших мелодических эпизодов – вальс Мюзетты из 2-го акта, трогательный ариозный эпизод «прощания с плащом» Коллена "Vecchia zimara, senti" из 4-го и др. Мастерскую «полифонию» веселья 2-го акта сменяет интимная импрессионистическая звукопись начала 3-го, изображающего снежное зимнее утро. Квартет, завершающий сцену у заставы построен на контрасте прощания влюбленных и ссоры Марселя с Мюзеттой. Не может оставить никого равнодушным и финальная сцена смерти героини.

Постановочная судьба Б. весьма убедительна. Достаточно сдержанный прием на премьере (типичный для многих новаторских произведений) довольно быстро перерос в успех, и успех не скоротечный и случайный, а прочный и безусловный, основанный на любви к опере широких слоев публики. Премьерным спектаклем Б. дирижировал Артуро Тосканини, с которым композитора в дальнейшем связывала прочная творческая дружба. Опера вскоре перешагнула пределы Италии. Уже в 1897 состоялись английская премьера в Манчестере, немецкая в берлинской Кроль-опере, австрийская в Театре ан дер Вин, американская в Лос-Анджелесе.

В том же году Б. прозвучала и на русской сцене в мамонтовской Московской частной русской опере (в главных партиях были заняты Цветкова и Секар-Рожанский). Цветкова была замечательным интерпретатором образа Мими. По свидетельству жены Шаляпина, великий певец плакал на генеральной репетиции оперы во время финальной сцены. В 1898 оперу смогли услышать и парижане в Опера-Комик. В 20 в. произведение Пуччини продолжало победное шествие по миру. В 1900 состоялась его премьера в Мет. и МТ (в главных ролях супруги Фигнер), а в 1903 блестящую постановку оперы осуществил Малер в венской Штаатсопер. Среди русских постановок начала века особо надо отметить премьеру 1911 в БТ. Этот спектакль сталь единственной режиссерской работой Собинова, он же исполнил партию Рудольфа, а в роли Мими выступала замечательная русская певица Нежданова.

Для отечественных любителей оперы особенно памятен спектакль Ла Скала, который был показан в Москве на гастролях театра в 1964 (дирижер Караян, режиссер Дзеффирелли). В главных ролях тогда были заняты одна из лучших исполнительниц партии Мими Френи и Д.Раймонди. Превосходную постановку, получившую премию «Золотая маска», создал режиссер Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (1996, в роли Мими Гурякова).

В настоящее дни Б. является одной из самых репертуарных опер, количество ее постановок бесчисленно. Достаточно сказать, что в сезонах 2006/07 она входила в репертуар около 100 театров мира.

Это сочинение Пуччини обладает также еще одним свойством – кинематографичностью. Блестящая и стремительная драматургия, смена общих и крупных планов дают благодатный материал для экранизаций. Отметим первую и весьма своеобразную попытку, осуществленную в 1937 режиссером Гезой фон Больвари. В его нашумевшем фильме «Чары богемы» в главных ролях снялась звездная супружеская пара Марта Эггерт и Кепура. В 1966 Дзеффирелли и Караян создали свою версию фильма-оперы, где в главных ролях заняты Френи и Д.Раймонди.

Многие знаменитые певцы включали эту оперу в свой репертуар. В числе лучших интерпретаторов главных партий наряду с Френи и Д.Раймонди можно отметить Сайяо, Альбанезе, Тебальди, Котрубас (Мими); Бьёрлинга, Ди Стефано, Бергонци, Паваротти (Рудольф).

Историческая справка:

Мировая премьера состоялась 1 февраля 1896 в туринском театре «Дель Реджо». Дирижер Артуро Тосканини.

Исполнители главных партий:

Рудольф – Эван Горга (1866-1958). Итальянский певец (тенор), дебютировал в 1895 в Кальяри в партии Вильгельма Майстера в опере «Миньон» Тома. Его карьера была очень коротка, уже в 1899 он оставил сцену, сосредоточившись на деятельности коллекционера музыкальных инструментов.

Мими – Чезира Феррани (1863-1943). Итальянская певица (сопрано). Дебютировала в 1887 Турине в партии Маргариты в «Фаусте». Первая исполнительница партии Манон Леско в одноименной опере «Пуччини (1893). Участница мировых премьер ряда опер Масканьи, Франкетти и др. Первая исполнительница на итальянской сцене партии Мелизанды в «Пеллеасе и Мельзанде» Дебюсси (1908, Ла Скала). Покинула сцену в 1909.

Марсель – Тиесте Вильмант (1859-1937). Итальянский певец (баритон). Дебютировал в 1878 в Кьяри. Выступал в Ла Скала с 1893. Первый исполнитель на итальянской сцене партии Альбериха в «Зигфриде (1899, Ла Скала).

Коллен – Микеле Мадзара (около 1870 - ?). Итальянский певец (бас), Выступал с 1894.

Шонар – Антонио Пини-Корси (1858-1918). Итальянский певец (баритон). Дебютировал в 1878 в Кремоне в партии Дандини в «Золушке» Россини. С 1892 пел в ЛС. Участник мировой премьеры оперы Верди «Фальстаф» (1893, партия Форда) и ряда других опер. Выступал в Ковент-Гардене, Метрополитен и других крупнейших театрах. Завершил карьеру в 1915. В основном специализировался на буффонных ролях.

Мюзета – Камилла Пазини (1875-1935). Итальянская певица (сопрано). Дебютировала в Риме в опере «Африканка» Мейербера в партии Инес (?).

Евгений Цодоков

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова