Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Доменико Чимароза (Domenico Cimarosa)

14.12.2010 в 21:07.

Доменико Чимароза (Domenico Cimarosa)

Чимароза завершил путь развития оперы-буффа в XVIII веке и открыл ей дорогу в XIX век. По остроумному замечанию венского критика Э. Ганслика, Чимароза и Моцарт заключили тайный брак, отпрыском которого явился «Севильский цирюльник» Россини. Но из 64 опер Чимарозы лишь «Тайный брак» сохранил свою живость и остроумие на протяжении более двух столетий.

Доменико Чимароза родился 17 декабря 1749 года в городке Аверсе близ Неаполя. Семья через несколько лет после рождения сына потеряла кормильца — отец, работавший каменщиком, разбился насмерть на стройке. Приходский священник поместил нищего сироту в монастырскую школу, где обнаружился его превосходный голос. В 1761 году мальчик попал в другое учебное заведение для бедных — сиротский приют Санта Мария ди Лорето, носивший название консерватории. Там в самых суровых условиях (педагог по скрипке бил воспитанников палкой по голове и гонялся за ними с обнаженной шпагой) Чимароза проучился одиннадцать лет. Мальчик занимался пением, композицией, игрой на скрипке, клавесине и органе, выступал в маленьких операх. Там же были сочинены его первые произведения — вначале духовные, а затем и оперные. Первая опера-буффа Чимарозы была поставлена в 1772 году в Неаполе, за ней на протяжении восьми лет последовало еще более десятка комических опер, интермедий и фарсов. В 1779 году композитор получил заказ из Рима. Успех был столь велик, что многие города Италии захотели поставить его оперы. Слава Чимарозы росла, и десять лет спустя его пригласили в Россию на должность придворного капельмейстера.

Он провел в Петербурге более двух лет, с декабря 1789-го, писал оперы, которые сам ставил, кантаты, небольшие вокальные сочинения (общим числом 105), обучал пению великих князей и жену будущего императора Павла I. Большой карьеры, в отличие от своих предшественников итальянцев, Чимароза не сделал, как и не получал, подобно им, колоссальных гонораров. Наоборот, хоры, написанные Чимарозой для постановки исторических картин Екатерины II «Начальное управление Олега», вызвали ее неудовольствие.

Возвращаясь в Неаполь, Чимароза остановился в Вене, где пробыл около года. По одним сведениям, он занимал здесь пост придворного композитора, по другим — отказался от предложения императора Леопольда занять должность директора придворной капеллы. Однако установлено, что именно в Вене в 1792 году он написал «Тайный брак», получивший столь неслыханный успех, что известие о нем предшествовало прибытию композитора на родину в следующем году. Новые оперы Чимарозы, как буффа, так и seria, ставились на разных итальянских сценах. Среди них — опера «Женские уловки» на неаполитанском диалекте с использованием подлинной русской плясовой темы, шедшая в различных переделках на протяжении многих десятилетий. Одна из последних ее постановок была осуществлена русской труппой Дягилева в Париже и Лондоне в 1920 году.

В начале 1799 года, когда в Неаполе была провозглашена Партенопейская республика, охваченный патриотическими чувствами Чимароза написал республиканский гимн, распевавшийся народом на улицах. В чем еще состояло его участие в неаполитанской революции, остается неизвестным. Однако после реставрации королевской власти, осуществленной силами иностранных войск, в том числе и российских, Чимароза стал одной из жертв террора. Его дом был разгромлен, а сам он посажен в тюрьму и приговорен к смерти. Факт освобождения композитора через четыре месяца бесспорен, однако объяснения его различны. По одним сведениям, королевского помилования добился русский посланник, по другим — его освободили вступившие в город русские войска, которыми командовал генерал, знавший Чимарозу по Петербургу. Композитор был выслан в Венецию. Он получил место профессора пения в женской консерватории и заказ на оперу-буффа от знаменитого театра Лa Фениче. Однако здоровье его было подорвано. Свою последнюю оперу он так и не закончил и умер 11 января 1801 года. Смерть Чимарозы считали насильственной. Ходили слухи, что его отравили по приказу неаполитанской королевы. Для опровержения слухов на стенах домов был расклеен официальный бюллетень за подписью лейбмедика Папы Римского, который клялся своей честью, что причиной смерти явилась опухоль в желудке. Однако смерть Чимарозы все же окутана тайной: даты смерти указывались разные, а место упокоения вскоре затерялось — церковь закрыли и превратили в склад. Имя же Чимарозы очень долго не произносилось в Неаполе и не упоминалось в числе неаполитанских композиторов.

А. Кенигсберг

Произведения

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова