Доменико Чимароза

Глава №87 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Один из величайших творцов поздней итальянской оперы-буффа, неаполитанской комической оперы, родился в Аверзе. В грязной дыре, в подвальной прачечной увидел он впервые лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь клубы пара. Мать его была прачкой, а отец — каменщиком, получавшим скудные гроши. Доменико Чимароза родился в 1749 году, за семь лет до рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Ему было суждено стать непосредственным продолжателем веселого и насмешливого сценического духа творений величайшего неаполитанского мастера, Перголези, а затем, основательно изучив технику младшего своего современника Вольфганга Амадея Моцарта, сделаться предшественником последнего гения оперы-буффа — Антонио Джоакино Россини. Чимароза был переходным, но ярким явлением, блестящим золотым мостом между искусством Перголези и Моцарта к искусству Россини.

Его первое сценическое произведение «Чудачества графа» было показано в Неаполе в 1772 году. Из обильного творческого источника Чимарозы одна за другой выливались оперы, которые ставились на сценах Рима, Венеции, Турина, Виченцы. Для этого большого мастера поздней итальянской оперы-буффа характерны неистощимая находчивость, разносторонность, легкость. Остроумие и характерная сценичность творений Чимарозы ярко проявляются в одном из замечательных его произведений, в «Дирижере», являющемся не сценической постановкой, а кантатой, написанной для баритона и оркестра. Но члены оркестра сами становятся актерами. Они появляются в одиночку или вместе, в зависимости от инструментов и своего характера, собираются группами, шутят и, не дожидаясь дирижера, начинают играть. Хотя и с опозданием, но приходит чванливый, позирующий дирижер-шарлатан. С этого момента между ним и музыкантами начинается веселая игра. Мы видим целый ряд остроумных буффонад. В этой игре Чимароза воссоздает иллюзию театра и доставляет зрителю впечатление чистейшей буффонады.

Имя Чимарозы становится известным во всей Европе, высоко восходит звезда мальчика из прачечной, ему достаются мировая слава и мировой успех. Но он не принадлежит к числу избалованных, самовлюбленных знаменитостей. Однажды один известный художник целый вечер ухаживал за композитором, всячески стараясь польстить мастеру. Он угодливо заявил, что Чимароза стоит выше Моцарта, на что тот ответил: «Полноте, дорогой синьор, что бы вы сказали, если бы какой-нибудь глупый нахал стал утверждать, что вы лучше Рафаэля?»

В 1789 году Чимарозу приглашают к царскому двору. В Санкт- Петербурге он становится преемниким своего знаменитого соотечественника, Джованни Паэзиелло, в должности придворного музыкального директора и руководителя придворной итальянской оперы. Спустя три года мы видим Чимарозу в Вене. Здесь он создал живущую по сей день необыкновенно популярную оперу «Тайный брак». И здесь же, в Вене, началась ее мировая известность. В 1794 году Чимароза пишет одну из лучших своих комических опер — «Женское коварство». Это веселое представление о хитростях и проказах женщин.

В это время он был желанным гостем при дворах властителей мира, они соперничают, чтобы заполучить его произведения или его самого. Чимароза подчеркивает свои высокие моральные качества тем, что до конца жизни сохраняет независимый дух, ни на минуту не забывая о том, что он сын простого народа. Вихрь Великой французской революции, пронесшийся по Европе, встряхнул и разбудил закабаленную, нищую Италию. Он захватил и Чимарозу, всей душой приветствовавшего идеи Свободы, Равенства, Братства, ставшего их провозглашателем. Французская революционная армия, состоявшая в 1797 году, по словам одного английского историка, из цвета молодежи Франции, во главе с юным генералом Бонапартом, продвигалась по Италии, освобождая и пробуждая ее. «Народы Италии, — взывал к итальянцам Бонапарт в своем первом манифесте, — французская армия идет, чтобы разбить ваши оковы...» Чимароза встретил французов, шедших под сине-бело-красными знаменами революции, с воодушевлением. Хотя французы и не вошли в Неаполь, но восстание неаполитанцев свергло короля Фердинанда, происходящего из династии Бурбонов, и его жену, Марию-Каролину, дочь Марии-Терезии, сестру казненной французской королевы Марии-Антуанетты. В Неаполе была провозглашена Партенопейская республика, на улицах пели «Карманьолу», революционную песню французов. Чима- роза дал этой песне новую жизнь: он переложил «Карманьолу», чтобы ее могли играть оркестры. Но войска Бонапарта были уже далеко. Неаполитанский народ оказался в одиночестве, отданным на произвол возвратившихся Бурбонов. Чимарозу тоже бросили в тюрьму. В Неаполе бушевала реакция, душой которой была королева Мария-Каролина. Чимароза не был слабохарактерным человеком. Он не пытался уверить жаждущий мести королевский двор, как это сделал двуличный Джованни Паэзиелло, что во время неаполитанской республики его преследовали, хотя на самом деле он активно служил ей. Этим Паэзиелло вернул себе милость королевского двора, в то время как Чимарозу приговорили к смертной казни. Чтобы спасти ему жизнь, зашевелилась вся Европа, за него ходатайствовали послы княжеств и королевств. В тюрьме с ним обращались очень жестоко, и, когда пришло освобождение, то ранее всегда улыбавшийся, жизнерадостный толстяк Чимароза был уже изможденным инвалидом, жалкой тенью самого себя. Русская царица Екатерина II пригласила революционера Чимарозу возвратиться к ее двору, и тяжело больной композитор отправился в путь. Но он доехал лишь до Венеции, где и скончался в 1801 году.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова