Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Даниэль Обер (Daniel Auber)

04.12.2010 в 13:36.

Обер. «Фра-Дьяволо». Агнесса молодая (Н. Фигнер)

Даниэль Обер (Daniel Auber)

Даниэль Франсуа Эспри Обер родился в Канне в 1782 году. Отец его, главный охотничий егерь при дворе короля Людовика XVI, хотел, чтобы сын выбрал профессию коммерсанта, но у мальчика с детства начала проявляться склонность к музыке, и отец вынужден был изменить свое решение. Первые уроки игры на фортепиано Оберу давал профессор Ладюрнер, и вскоре юный музыкант сочинил несколько романсов, обративших на себя внимание кружка любителей музыки. Отец мальчика, увидев успехи сына и будучи умным и рассудительным человеком, отправляясь по служебным делам в Англию, взял сына с собой, что бы он получил хорошее образование. Юный Обер прожил здесь до 1802 года, и успешно занимаясь, к этому времени стал уже сложившимся музыкантом, автором сонаты и двух квартетов. В 1806 году был впервые исполнен его первый скрипичный концерт. Обер начал серьезно заниматься теорией музыки под руководством Керубини и Буальдьё. К этому же времени относится знакомство Обера с артистической семьей Шимаи (Chimay). Общение с этой семьей оказало огромное влияние на творческое воззрение композитора.

Теперь музыка для театра становится главной в его творчестве. Около семидесяти написанных им партитур отмечены мелодичностью, свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, тонкой и яркой оркестровкой. В 1813 году в театре «Фейдо» в Париже состоялась премьера оперы «Le Sejour militaire» (Военные на привале). Встречена премьера была довольно холодно. Но это не остановило композитора, и после нескольких неудач, приходит, наконец, большой успех. 7 июня 1821 года на сцене театра «Опера комик» в Париже блистательно осуществилась постановка новой оперы Обера «Emma ou La Promesse imprudente» (Эмма, или неосторожное обещание). Именно тогда Обер познакомился с драматургом Э. Скрибом, а последний представил его Россини. С этого времени либретто большинства опер Обера было написано Скрибом.

Но поистине ошеломляющий успех выпал на долю оперы Обера «La Muette de Portici» (Немая из Портичи), поставленной в 1828 году на сцене «Королевской академии музыки и танца» в Париже. Именно с этих пор к Оберу пришла настоящая слава. Пресса писала восторженные рецензии, его имя не сходило с афиш долгое время. Сюжет оперы – восстание неаполитанских рыбаков в 1647 году против испанских завоевателей. Эта замечательная опера оказывала настолько сильное впечатление на зрителей, что на спектакле в 1830 году в Брюсселе произошла даже патриотическая манифестация, которая послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства. А в России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты», почти через тридцать лет после ее премьеры. Случилось это в 1857 году.

В своих операх Обер соединял сложную технику, стройность формы, характерные выразительные мелодии, в оркестровке проявлял много вкуса, а глубокое понимание сценических условий позволяло ему прекрасно сочетать музыку со сценическим действием.

С 1829 года Обер становится членом академии. После отставки Керубини, Обер назначается директором Парижской консерватории и служит здесь до конца своей жизни. Вместе с тем, с 1857 года он исполняет должность капельмейстера придворного оркестра. Совмещая столько должностей, Обер находил возможность посвящать ежедневно несколько часов композиции, и не изменял своей привычке играть по утрам на своем маленьком фортепиано, называя это своей утренней молитвой. Незадолго до смерти, чувствуя слабость, он сожалел, что уже не мог больше таким образом молиться. В 1870 году во время революции и осады Парижа силы Обера начали ему изменять, и тревожное время коммуны сократило его дни. Он умер 12 мая 1871 года в Париже.

Виктор Каширников

Интересные факты

1. было уже поздно...

Как-то раз в разговоре с великим Вагнером Франсуа Обер со вздохом сказал:
- Маэстро, я вполне осознаю свою бездарность. Жаль, что для того, чтобы постигнуть это мне потребовалась пропасть времени - почти в полжизни...
- Почему же вы не оставили занятия музыкой, когда это поняли?
- Дело в том, что когда мне это стало ясно, я уже был чертовски знаменит...

2. час пробьет!

Обер крайне не любил, когда в его присутствии говорили о смерти. По этому поводу кто-то заметил:
- Но однажды ваш час, маэстро, пробьет, от этого вы никак не отвертитесь.
- Ничего подобного! - невозмутимо ответил Обер. - Я пропущу эту музыку мимо своих ушей.

3. похвала автора

Как-то Франсуа Обер присутствовал на генеральной репетиции одной из своих опер. Исполнитель главной партии был певцом старательным, но не очень способным. После окончания репетиции кто-то заметил композитору:
- Певец сделал все, что мог. Почему бы ему не сказать несколько теплых слов?
- Вы правы, - ответил Обер. - Позовите его.
Певец подошел. Композитор протянул ему руку:
- Я не сержусь на вас, сударь!

Произведения

Публикации

Главы из книг


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова