Опера Обера «Немая из Портичи» («Фенелла»)

La muette de Portici

12.01.2011 в 12:29.

Даниэль Обер (Daniel Auber)

НЕМАЯ ИЗ ПОРТИЧИ / Фенелла (La muette de Portici) / Мазаньелло (Masaniello) — опера Д. Ф. Э. Обера в 5 д. (7 к.), либретто Э. Скриба и Ж. Делавиня. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 29 февраля 1828 г.

Предание гласит, что представление оперы вызывало революционные выступления в Париже, Брюсселе, Варшаве. В действительности же эпоха, насыщенная политическими конфликтами, вызвала к жизни эту оперу, и революционные настроения массы лишь проявлялись на спектаклях.

В основу сюжета положены подлинные исторические события — восстание неаполитанского народа (1647) против испанских поработителей и их ставленника вице-короля.

Рыбак Мазаньелло, мстя за честь своей немой сестры Фенеллы, соблазненной и брошенной сыном вице-короля Альфонсо, поднимает восстание. Однако раздоры и противоречия в лагере восставших приводят к утрате завоеванной победы. Отравленный врагами, Мазаньелло погибает, власть возвращается в руки Альфонсо, а Фенелла кончает жизнь самоубийством.

«Немая из Портичи» органически связана с традициями французской «оперы спасения» и вместе с тем начинает развитие «большой оперы», построенной на резких драматических столкновениях, изобилующей сценическими эффектами (самоубийство Фенеллы, которая бросается в кратер извергающего пламя вулкана), пышными процессиями, толпами народа, балетом. Обер превратил Фенеллу в немую, так как парижская труппа не обладала вокалисткой, способной справиться с задуманной им партией. Это вынужденное обстоятельство, однако, поразило зрителей оригинальностью и увеличило успех спектакля. В роли Фенеллы выступали прославленные пантомимистки и балерины, начиная с М. Тальони.

Либретто оперы неоднократно переделывалось, в частности при первой постановке в Петербурге — на немецкой сцене, под названием «Фенелла» (1834). На русской сцене «Немая из Портичи» была впервые представлена 16 декабря 1848 г. на итальянском языке в московском Большом театре, на русском — в петербургском Театре-цирке (под названием «Палермские бандиты», премьера — 3 января 1857 г.). В не урезанном цензурой виде она была наконец исполнена 17 января 1917 г. в Петрограде, в Мариинском театре, под управлением А. Коутса (И. Ершов — Мазаньелло). Своеобразным и интересным опытом ее интерпретации явилась постановка ленинградского Малого оперного театра (под названием «Фенелла», режиссеры Б. Фенстер и Н. Соловьев, премьера — 7 сентября 1960 г.).

А. Гозенпуд

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова