Монюшко. Опера «Галька»
Глава №132 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера «Галька». Ее содержание и художественные особенности
Опера «Галька» впервые увидела свет 1 января 1848 года на виленской эстраде и, несмотря на явное несовершенство исполнения и самого сочинения *,
* В этой редакции недоставало самых лучших номеров, которые впоследствии приобрели громадную популярность: арии Гельки «Если б с солнцем рано», арии Ионтека «Меж горами ветер воет», арии Стольника «О любезные паны», арии Януша «Почему же в минуту одиночества», мазурки и горских танцев.
имела колоссальный успех у публики.
На протяжении десятилетнего периода все попытки Монюшко осуществить постановку своей оперы на столичной сцене были обречены на неудачу. Когда же, наконец, 1 января 1858 года «Галька» в новой четырехактной редакции прозвучала в варшавском театре, то это событие было воспринято польской общественностью как долгожданное рождение национальной оперы. Ее автор был провозглашен национальным композитором, ему было передано художественное руководство Варшавским оперным театром. Эту должность он выполнял до смерти, наступившей 4 июня 1872 года.
В чем же художественная сила оперы, созданной провинциальным музыкантом, которая позволила ей занять столь почетное место в оперной культуре не одной только Польши, но всех славянских стран?
Национально-польские и — более широко — славянские черты оперы проявляются, во-первых, в социальной направленности сюжета, во-вторых, в интонационной самобытности мелодического строя. Впервые в истории польской оперы новым национальным образам сюжета полностью соответствовала новая интонационная сфера.
В высшей степени характерен сюжет «Гальки» *,
* Сюжет оперы, разработанный В. Вольским, другом и единомышленником Монюшко, был заимствован из новеллы К. Вуйцицкого «Горянка». Галька, крепостная девушка, обесчещенная и преданная барином Янушем, на глазах у всего народа бросается в реку в день свадьбы Януша с девушкой своего круга.
чрезвычайно далекий от типа, установившегося в западноевропейской большой опере. Известная сентиментальность роднит его с театральной мелодрамой 30—40-х годов, с будущими «веристскими» операми. И тем не менее «Галька» резко отличается от театральных представлений подобного рода своим ярко выраженным социально-обличительным характером. Известно, что замысел «Гальки» возник у Монюшко в связи с крестьянским бунтом 1846 года, завершившимся казнями и массовыми репрессиями. По первоначальному замыслу композитор предполагал завершить оперу сценой народного восстания, но из-за боязни цензуры, особенно ожесточившейся в этот период, заменил его картиной христианского всепрощения. Эта компромиссность, разумеется, обеднила драматическую коллизию оперы, лишив ее кульминационного момента и выдвинув на первый план лирико-бытовую линию. Но ни в какой мере сюжет «Гальки» нельзя рассматривать только как драму личных страстей. Подтекстом и движущей силой всех событий является неизменно ощутимый социальный конфликт. Галька — не просто обманутая, обесчещенная девушка, Януш — не только предатель. Их личные отношения символизируют положение обиженной, бесправной крестьянской массы, бессильной защитить свои права в столкновении с «сильными мира сего». Сквозь лирическую линию оперы ясно проступает гневное обличительное начало.
Композитор сосредоточил свое внимание на показе нескольких простых и общепонятных чувств.
«Сюжет Гальки чрезвычайно прост и в то же время полон потрясающего драматизма... — писал Кюи. — Композитор не искал внешних, эффектов. В его опере нет ни процессий, ни выездов, ни охот, ни снов, ни лошадей... Но в самой драме много эффектов, производящих несравненно сильнейшее впечатление, чем мейерберовская... блестящая мишура...»
Национальный характер ощутим в самом эмоциональном строе оперы. Лирическая песенная стихия, господствующая в музыке Монюшко, заставляет вспомнить и элегический склад многих произведений Шопена *,
* Один критик даже охарактеризовал «Гальку» как «шопеновский ноктюрн, положенный на оперную музыку».
и меланхолические полонезы Огиньского. Удивительное мелодическое богатство, значительное преобладание лирических песенных форм прежде всего характеризуют музыку «Гальки», придавая ей особенное очарование и огромную доступность.
«Необыкновенная нежность, грациозность, сердечность, при постоянной красоте звука», — писал о музыкальном стиле Монюшко А. Н. Серов.
В музыку «Гальки» не вкраплено ни одного известного народного мотива, ни одной фольклорной цитаты. Вместе с тем от первой до последней ноты она овеяна польским колоритом. Подобно Глинке, Монюшко мыслил на основе народной музыки, воплощая ее дух и стиль, но не опираясь на определенные первоисточники.
Вместе с тем в пределах своего лирического песенного стиля Монюшко сумел разработать разные интонационные сферы, олицетворяющие драматургическую линию оперы. Шляхетские и крестьянские образы противопоставлены в опере не только сюжетно, но и интонационно. Люди из народа и представители барской среды говорят на разном музыкальном языке. Так, образы крестьян Гальки и Ионтека связаны с народно-песенным складом. Их музыка проста, мягка, проникновенно мелодична. Песни Гальки как бы непосредственно перенесены из фольклора — столько в них простоты, наивности, плавной песенности. Думка Ионтека также обобщает наиболее характерные интонации польских и украинских песен. Ария Гальки «Если б с солнцем рано» и думка Ионтека вошли в народный польский и украинский быт наряду с фольклорными творениями. Быть может, самый яркий, свежий эпизод оперы — танцы горцев (из третьего действия). Они — воплощение духа польской народной музыки. Их оживленный темп, энергичные ритмы, своеобразная гармония, связанная с народным инструментальным исполнительством, резко противостоят торжественному стилю придворного полонеза.
Шляхетские круги обрисованы музыкально по-иному — их партии оперно-традиционны, подчас итальянизированы, иногда подчеркнуто тривиальны. Так, например, в первом действии как нарочитый контраст к наивной песне Гальки звучит ответ Януша (куплетный романс) в духе городских сентиментальных песен.
Стольник же поет в старопольской манере на фоне оркестрового сопровождения в ритме полонеза. В этой музыке слышится и тон утрированной светскости, и старомодность, и сословный шляхетский колорит:
Большая часть музыки первого действия, происходящего в барской усадьбе, выдержана в ритме полонеза и бальной мазурки.
Интонационная двуплановость, воплощающая идею социального конфликта, особенно очевидна в секстете с хором, которым завершается второе действие.
Структура оперы «Галька» основывается на общепринятых в те годы замкнутых номерах. Но в пределах этих закругленных форм Монюшко достигает высокой степени реализма в воплощении драматических образов сюжета. В частности, большая роль принадлежит оркестру, который, обогащая нюансы вокальной партии придает ей такую гибкость и драматическую выразительность, что «Галька» воспринимается как свободная музыкальная драма в духе исканий романтиков.
Успех «Гальки» распространился вскоре и за пределы Польши - не только в России, где у Монюшко были крепкие дружеские связи с представителями молодой национальной школы (он был другом Даргомыжского, у него занимался Кюи, Серов высоко ценил его творчество), но и в Праге, Софии, Белграде, Вене, Берлине. Выраженное в этой опере общее для всех славянских народов стремление к национальному самоутверждению и социальному раскрепощению сделали ее классической польской оперой. Популярности «Гальки» не достигла ни одна другая из более зрелых и совершенных опер и самого Монюшко.