Станислав Монюшко
Глава №131 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМесто Монюшко в музыкальной культуре Польши. Творческое формирование композитора. Роль темы социального протеста в его творчестве. Виленский период. «Песенники», их художественное и патриотическое значение.
Национально-освободительные идеи, которыми пронизана духовная жизнь Польши XIX столетия, преломились в музыке Станислава Монюшко несколько по-иному, чем у Шопена. Эти два польских композитора, принадлежащие к двум разным художественным поколениям, творчески как бы дополняют друг друга. Монюшко, обладавший неизмеримо более скромным дарованием, чем его великий предшественник, тем не менее сумел найти свою собственную творческую сферу, не затронутую Шопеном, и занять почетное и видное место в истории польской культуры. Именно с творчеством Монюшко связывается осуществление мечты польского народа о создании своей национальной оперы. Этому скромному провинциальному музыканту обязан польский народ также появлением романсной лирики, воплотившей богатство образов национальной польской поэзии.
Жизнь Монюшко протекала в один из самых тяжелых периодов истории Польши. Крушение надежд на независимость Польши после наполеоновского нашествия определило общественную атмосферу детских лет композитора. Разгром восстания 1830 года, крестьянские бунты 40-х годов, напряженная обстановка, предшествующая восстанию 1863 года, и, наконец, тяжелая реакция после поражения восстания — на этом мрачном общественном фоне, в атмосфере жестоко подавляемого, но никогда не угасающего протеста формировалось творчество младшего современника Шопена. После разгрома восстания 1830—1831 годов центр польской революционной интеллигенции переместился в Париж. За границей жили и творили самые выдающиеся польские художники середины века: Шопен, Мицкевич, Словацкий, Норвид. Лишь немногие оставались на родине и в тяжелейших условиях, в условиях беспощадных репрессий и жесточайшей цензуры, продолжали своим творчеством бороться за национальное самоутверждение. К этой замечательной группе подвижников принадлежал и Монюшко. В его творчестве есть та глубокая демократичность, та непосредственная связь с повседневной духовной жизнью польского народа, которая позволила ему стать выразителем дум и чаяний целого поколения.
Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в поместье Убель Минской губернии в семье мелкопоместного дворянина. В самые ранние годы он узнал и полюбил деревенские песни — польские, белорусские, литовские, украинские. В формировании музыкального языка будущего композитора этим впечатлениям принадлежит решающая роль.
«Я не создаю ничего нового, — писал композитор впоследствии. — Странствуя по польским землям, а наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения».
Польский помещичий быт, окружавший Монюшко в детские годы, его раннее знакомство с песнями, легендами, балладами и историей своей страны определили национально-польское начало в духовном облике композитора, которое придает всему его творчеству столь характерную национальную самобытность.
Однако не меньше, чем художественным впечатлениям или патриотическим настроениям, обязан Монюшко своим детским годам острым и непосредственным интересом к социальным проблемам. Подобно многим выдающимся художникам России XIX века, выросшим в непосредственной близости к деревне, Монюшко рано и остро осознал социальную несправедливость, проникся сочувствием к угнетенному классу крестьян. Именно эта черта, в зрелые годы развившаяся до глубоко осознанной потребности сделать героем своих произведений не историческую личность, а простого мужика, «показанного человеком», и сделала возможным появление «Гальки» — первой польской национально-демократической оперы.
Воспитанный на оперных произведениях западноевропейских композиторов (Моцарта, Россини, Беллини, Вебера), Монюшко тем не менее отличается от них именно теми своими чертами, которые роднят его с современными ему русскими писателями и композиторами — подчеркнутым интересом к теме социального протеста. Возможно, что именно эта направленность и придает опере Монюшко «Галька» немеркнущую популярность.
По окончании своего музыкального образования *
* Монюшко занимался сначала в Варшаве у Фрейера, ученика Эльснера, затем в Минске у провинциальных педагогов и, наконец, в Певческой академии в Берлине, где получил настоящую профессиональную подготовку.
Монюшко на долгие годы осел в Вильно, работая вдали от центра музыкальной жизни, занимая скромную должность церковного органиста и подрабатывая за ничтожную плату уроками в частных домах.
Художественная и общественная жизнь в Вильно находилась в эти годы в состоянии глубокого упадка. Университет, еще недавно оплот интеллектуальных и революционных движений, равно как и Медицинская академия, был закрыт. В городе не было ни оперного, ни постоянного драматического театра, и даже собрать симфонический оркестр в полном составе было выше возможностей виленских любителей музыки. В этом духовном «пустыре» Монюшко прожил двадцать лет. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но, быть может, именно эта оторванность от крупных музыкальных центров и содействовала тому, что Монюшко нашел свое собственное художественное направление.
Не скованный нормами космополитизированной концертной и оперной жизни столицы, свободный от компромиссов с театральными антрепренерами, Монюшко начал свои художественные опыты, ориентируясь на широкую демократическую польскую среду. Два самых выдающихся его достижения, вошедших в золотой фонд польской культуры, а именно опера «Галька» и романсные сборники, известные под названием «Песенников», родились в виленский период, в неразрывной связи с провинциальным художественным бытом тех лет. Как и ряд других сценических произведений Монюшко, предшествовавших «Гальке», это выдающееся произведение польской музыки было впервые исполнено наполовину силами любителей, и притом в концертной форме. Что же касается романсных сборников, которые в огромной степени подготовили интонационный склад и вокальный стиль зрелых опер Монюшко, то в данном случае ориентация на демократическое бытовое музицирование была провозглашена художественной платформой композитора.
Первому из своих двенадцати «Песенников» *,
* При жизни автора было напечатано только шесть; из них последний вышел в 1659 году.
вышедшему в 1841 году, композитор предпослал развернутый проспект, в котором излагал свое эстетическое кредо. Предназначая эти романсы для домашнего исполнения, Монюшко ставил своей целью повысить художественный уровень польского бытового музицирования, приблизить его к самым высоким достижениям современной профессиональной музыки. Вместе с тем главной творческой задачей он считал художественное воплощение в романсной музыке национального характера польского народа, подчеркивая огромную важность для этой задачи народного искусства.
«Лучшие художники открыли этот неисчерпаемый родннк гармонии и начали его разрабатывать; поэты, изучая самобытную поэзию народа, пользуясь его тематикой, стали сочинять песни национального характера», — писал композитор.
Более двухсот пятидесяти песен, вошедших в «Песенник», охватывают огромное разнообразие типов. Излюбленный жанр — балладный, в соответствии с традициями польской романтической поэзии. Драматические песни, дидактические сюжеты, картинки повседневного быта, трагические, с социальной направленностью, лирические, юмористические романсы с салонным оттенком и многие другие — все эти разнообразные виды также широко представлены в романсных сборниках Монюшко, охватывая тексты множества поэтов, и в первую очередь Мицкевича *.
* Шестой «Песенник» весь посвящен творчеству Мицкевича. В числе других поэтов — Вольский, Прусиновския, Кохановский, Крашевский, Ходзько. В «Песенниках» есть около двадцати текстов русских поэтов (например, «Песня бобыля» Никитина, «Моей звездочке» Бенедиктова, «Тоска» Иванова).
В музыкальном письме Монюшко явно отталкивается от традиций Шуберта и Лёве, но преломляет их по-своему, на основе особенностей польской поэтической речи и польской народной музыки. Многие песни написаны в жанре польского фольклора — мазурки, краковяка, думы, и т. п. Очень богата «живописная» сторона аккомпанемента. Как правило, известная простота вокальной партии обогащена тонким, искусным, оригинальным гармоническим стилем.
«Для знающих польский язык романсы Монюшко — сокровище. Я не призадумаюсь поставить их наряду с лучшим, что есть в музыке в этом лирическом песенном роде», — писал Серов о песнях Монюшко, сравнивая их с романсами Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, отмечая, в частности, высокий художественный уровень романса «Знаешь ли край» на слова Гёте в переводе Мицкевича.
Резонанс, который «Песенники» получили на родине Монюшко, не имел себе подобного. Появление столь ясно актуальной национальной музыки, словно «разговаривающей по-польски» в момент, когда родной язык был под запретом, имело прежде всего громадное патриотическое значение. Вместе с тем своими романсами Монюшко не только разрешал проблему национального интонационного строя в вокальном искусстве *,
* В инструментальной музыке эта проблема была уже решена Шопеном.
но и приблизился к разрешению более общей задачи, стоящей перед всеми передовыми музыкантами-мыслителями XIX века, а именно задачу преодоления разрыва между художественным уровнем профессиональной музыки и музыки бытового музицирования. Популярность «Песенников» Монюшко затмила все, что когда-либо выходило в Польше в этом жанре.
* * *
Наравне с творчеством Шопена искусство Монюшко ознаменовало «совершеннолетие» польской национальной музыки XIX века. Не приближаясь к гениальной одаренности Шопена и не претендуя на его мировую роль, Монюшко тем не менее занял видное место в культуре своей страны как основоположник польской национальной оперы.