Монюшко. «Зачарованный замок» и другие произведения
Глава №133 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПосле «Гальки» Монюшко, уже прославленный композитор и видный общественный деятель, продолжал интенсивно сочинять в оперном и вокально-драматическом жанрах. В этот период его внимание поглощено задачей создания национальной комической оперы в духе прославленных произведений польского комедийного драматурга Александра Фредро. Опера «Зачарованный замок» *
* На либретто Хенципьского.
(1861—1864) знаменует собой не только рождение польской музыкальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора. Сохранив мелодическое богатство «Гальки», это позднее произведение композитора отличается гораздо большим разнообразием эмоциональных оттенков и характеристических деталей, значительно большим сценическим мастерством, театральностью и динамикой музыки. Раскрытие музыкальными средствами атмосферы старинной шляхетской усадьбы, показ фантастики в гротескном плане — все это знаменовало новое явление в польской музыке. На публику 60-х годов образы польского военного лагеря и рыцарей в латах (которыми открывалось первое действие оперы) производили потрясающее впечатление. До национальной самобытности «Зачарованного замка» не поднялась впоследствии ни одна польская опера.
Из других опер Монюшко следует отметить «Графиню» (1859), тонкую сатиру на аристократическое общество, «Verbum nobile» (1861), оперу в комедийном жанре, в известной мере подготовившую «Зачарованный замок», «Парию» (1859—1869) на сюжет из индийской жизни с социальной направленностью, написанную для Парижа, но не имевшую там успеха.
К достижениям Монюшко последнего десятилетия его жизни относится ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича: «Призраки» (до 1859 года, первое исполнение — 1865), «Крымские сонеты» (1867), баллада «Пани Твардовская» (1869).
Особо выделяется кантата «Призраки» («Дзяды»), принадлежащая к лучшим произведения композитора. Поэт задумал свою поэму как драматическую постановку без сцены, но с участием музыки. Композитор воплотил эпически-грозные образы Мицкевича, его идею суда народной совести, выраженную в древнем обряде, необычными средствами, отличающимися от приемов оперной музыки.