Опера Джакомо Пуччини «Турандот»
12.01.2011 в 00:00.Лирическая драма в трёх действиях и пяти картинах Джакомо Пуччини; либретто Дж. Адами и Р. Симони по одноимённой драме-сказке К. Гоцци.
Первая постановка посмертно, с дополнениями Ф. Альфано: Милан, театр «Ла Скала», 25 апреля 1926 года.
Действующие лица: принцесса Турандот (сопрано), император Альтоум (тенор), Тимур (бас), неизвестный принц, Калаф (тенор), Лю (сопрано), Пинг (баритон), Панг (тенор), Понг (тенор), мандарин (баритон), персидский принц, палач, императорская гвардия, слуги палача, дети, восемь мудрецов, служанки Турандот, солдаты, знаменосцы, музыканты, тени умерших, толпа.
Действие происходит в Пекине в сказочные времена.
Действие первое
Стены императорского города. Закат. Площадь наполняет живописная толпа, которая внимательно слушает слова мандарина: Турандот, дочь императора Альтоума, станет женой того, кто разгадает три загадки. Тот же, кто не справится со своей задачей, будет обезглавлен, как персидский принц, которого ждёт скорая казнь. Толпа волнуется, требуя немедленной казни, в сутолоке многие падают, в том числе бывший татарский царь Тимур. К нему на помощь подбегает юноша и узнаёт в нём своего отца. Это принц Калаф, вынужденный скрывать своё имя. Тимур рассказывает, как ему помогала неотлучно сопровождающая его рабыня Лю. Выходит палач и его слуги. Слуги начинают точить огромный меч, горланя песню, которую подхватывает толпа («Ungi! Arrota!»; «Сабли пусть клинок засвищет»). Народ с нетерпением ждёт появления луны, когда должна завершиться казнь («Perche tarda la luna?»; «О луна, что ты?»). Затем выходят императорская гвардия и группа детей, поющих мрачную колыбельную («La sui monti dell’Est»; «Там, на восточных горах»). Вид юного персидского принца вызывает жалость народа («О, как он молод! Сжалься! Сжалься!»).
Проклятие застывает на устах Калафа, когда в императорской ложе появляется принцесса Турандот, блистающая властной и почти нереальной красотой. Калаф устремляется к гонгу. Три императорских министра Пинг, Понг и Панг пытаются остановить его, указывая на обезглавленное тело персидского принца. Лю умоляет Калафа подумать о старике отце («Signore, ascolta»; «О, господин мой!»). Принц утешает её, просит позаботиться об отце («Non piangere, Liu»; «Не плачь, моя Лю») и, подбежав к гонгу, трижды ударяет в него, зовя Турандот.
Действие второе
Пинг, Панг и Понг оплакивают участь Китая, в котором по воле Турандот гибнет столько людей, и мечтают о жизни вдали от двора («Ho una coso nell’Honan»; «У меня в Хо-Нане дом»). Они бы хотели, чтобы принцесса поскорее полюбила («Non v’e in China, per nostra fortuna»; «Больше в Китае нет женщин безумных»).
Площадь перед дворцом. Восемь мудрецов держат в руках свитки с ответами на загадки Турандот. На трон садится император. Он отговаривает Калафа от безнадёжного состязания. Турандот тоже угрожает ему, рассказывая причину испытания: она так мстит за похищение и убийство много лет тому назад китайской принцессы («In questa Reggia, or son mill’anni e mille»; «В столице этой — давным-давно то было»). Но принц непреклонен. Первый ответ на загадку — надежда — найден им без колебаний, второй ответ — кровь — тоже не вызвал больших затруднений. В ярости задаёт принцесса Калафу третью загадку. Калаф смущён, но вот он берёт себя в руки и даёт ответ: это имя самой Турандот. Побеждённая принцесса умоляет императора не допустить, чтобы его дочь стала рабыней чужеземца; Альтоум отвечает, что его клятва — свята. Но Калаф не хочет брать жену без любви. Он предлагает Турандот до восхода солнца разгадать его имя. Народ приветствует победителя и желает долгих лет своему мудрому властелину.
Действие третье
Сад императорского дворца. Ночь. Слышны крики глашатаев: «Никто пусть не спит этой ночью в Пекине» — надо узнать имя незнакомца. Калаф уверен, что завоюет сердце принцессы (Nessum dorma!.. Tu pure, o Principessa«; «Спать нельзя нам этой ночью», «Ты тоже, о принцесса»). Пинг, Панг и Понг пытаются вынудить Калафа открыть им своё имя. Спустя некоторое время наёмники тащат Тимура и Лю: их видели с Калафом. Лю молчит; силу ей, говорит она, придаёт любовь. При приближении палача Лю убивает себя, выхватив кинжал у одного из стражников. Перед смертью она предсказывает Турандот, что та тоже полюбит принца («Tu che di gel sei cinta»; «Ты сердце в лёд заковала»). Тимур в отчаянии. Толпа, устрашённая его проклятием, произносит искупительные молитвы («Ombra dolente non farci del male»; «Тень роковая, не делай нам зла»)...
Здесь музыка Пуччини заканчивается (на словах «Liu!.. Poesia!..»). Музыка к финалу картины и к следующей написана Ф. Альфано. По либретто, Турандот и Калаф становятся счастливыми супругами.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Оперу «Турандот» — свое последнее творение в этом жанре — Джакомо Пуччини создавал после завершения Первой мировой войны. Италия была в числе победителей — но ничего хорошего эта победа стране не принесла: разруха, больше миллиона погибших, политическая нестабильность, первые признаки установления фашистской диктатуры. Это время было тяжелым и для самого Дж. Пуччини — он был болен раком горла, позже присоединилось и сердечное заболевание, не было в живых его друзей и соавторов — Джузеппе Джакозо и Луиджи Иллики.
Тревожат композитора и изменения, происходящие в музыкальном искусстве в целом и в опере в частности. Композитор сетует, что публика стала отдавать предпочтение «алогичной, лишенной смысла музыке», в которой главенствуют «удары, диссонирующие аккорды, фальшивая экспрессия», а мелодию «если пишут, то вульгарную»… Вот в каком душевном состоянии приступил Дж. Пуччини к созданию последней своей оперы.
В 1919 году композитор посмотрел в театре М.Рейнгардта драматический спектакль по пьесе К.Гоцци «Турандот». Дж. Пуччини назвал ее «самой нормальной и человечной» из пьес этого итальянского драматурга XVIII века — и задумался о ней как о возможной основе для произведения. Оперное творчество Дж. Пуччини начиналось сказочно-фантастической оперой «Виллисы» — и завершалось тоже сказочной фантастикой. И вновь — как в случае с «Манон Леско» — он обращается к сюжету, который был уже использован другим композиторами — даже двумя: А.Баццини и Ф.Бузони, интерпретировавшим Турандот в духе романтической комедии. С точки зрения Дж. Пуччини все было несравненно серьезнее: в сказке К.Гоцци композитор увидел протест против насилия и вечную идею победы света над тьмой.
Либретто оперы «Турандот» создали итальянские драматурги Ренато Симони и Джузеппе Адами. При переработке для оперы сказка К.Гоцци претерпела некоторые изменения. Четыре традиционных персонажа итальянской комедии масок — Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла — были заменены тремя китайскими министрами Пингом, Пангом и Понгом. Пьеса К.Гоцци была пятиактной — в опере только три действия. Появился новый персонаж — рабыня Лю, тайно влюбленная в принца Калафа и жертвующая жизнью ради него. В образе заглавной героини тоже появился новый оттенок: если в первоисточнике Турнадот ненавидит мужчин только потому, что считает их неспособными к беззаветной любви, то в опере героиня мстит всем мужчинам за смерть похищенной и убитой прабабушки.
Вновь — как и в «Мадам Баттерфляй» — композитор обращается к экзотике далекой страны. Но если действие «Мадам Баттерфляй» происходило во вполне реальной Японии, то в опере «Турандот» оно разворачивается в Китае «в легендарные времена» — и это потребовало стилизации еще более красочной. Композитор прибегает и к ладово-гармоничеким средствам — пентатоника, терцовые ходы с повторяющимися звуками, и к красочным тембрам колокольчиков, ксилофона (в том числе и басового), челесты, китайского гонга.
Опера «Турандот» кажется нетипичной для Дж. Пуччини: если в предыдущих его творениях господствовала интимная лиричность, то здесь роль массовых сцен довольно велика. Примечательно, что создавая «Турандот», композитор изучал партитуру «Бориса Годунова», где тоже большую роль играет хор, но — в отличие от М. П. Мусоргского — хор у Дж. Пуччини выступает как «монолит».
Что в «Турандот» остается типичным для оперной драматургии Дж. Пуччини — так это контрастные сопоставления. Так, в первом акте сопоставляются неистовство криков толпы, дикость пляски палачей, тонкая звукопись хора — воззвания к луне и финальный ансамбль, в котором происходит завязка драмы. Во втором действии за изящной комедийной сценой китайских министров следует драматическая сцена «поединка» Турандот и Калафа, причем главная героиня здесь появляется впервые, что еще более подчеркивает значительность сцены. В третьем же акте исполненной света арии Калафа, предвосхищающей счастливую развязку, контрастирует сцена гибели Лю.
Работа над оперой «Турандот» продвигалась не так уж быстро. Этому способствовало не только пошатнувшееся здоровье композитора, но и занятость одного из авторов либретто — преуспевающего драматурга, которому приходилось отвлекаться на собственные пьесы. Премьера прошла в «Ла Скала» в апреле 1926 года. За дирижерским пультом стоял А.Тосканини. Во время третьего действия оркестр и певцы смолки, дирижер повернулся к зрителям и произнес: «Здесь перо выпало из рук композитора». Да, завершить оперу «Турандот» Дж. Пуччини не успел — и на премьере было исполнено только то, что написал он. Впоследствии — по черновикам композитора — оперу завершил Ф.Альфано, он дописал дуэт и финал, где происходит счастливая развязка. Впрочем, свои версия окончания «Турандот» создавали позднее и иные композиторы — например, в начале XXI века собственную версию финала написал китайский композитор Хао Вэй.
Записи
Публикации
- Венецианское долголетие: «Турандот» в «Ля Фениче» (belcanto.ru) (09.09.2024 в 12:34)
- Розовая беспросветность салатового гестапо (belcanto.ru) (14.06.2024 в 19:44)
- О новой венской «Турандот» (belcanto.ru) (13.12.2023 в 09:40)
- О спектакле Мари-Эвы Синьроль по опере Пуччини в Дрездене (belcanto.ru) (12.10.2023 в 10:34)
- О невозможности счастья на крови: «Турандот» на Арене ди Верона (belcanto.ru) (26.09.2021 в 18:09)
- Триумф Анны Нетребко в «Зарядье» (belcanto.ru) (19.03.2021 в 12:44)
- Премьера «Мадам Баттерфляй» в Венской государственной опере (belcanto.ru) (12.09.2020 в 18:46)
- Анна Нетребко дебютировала в партии Турандот на сцене Баварской оперы (belcanto.ru) (08.02.2020 в 01:00)
- Оперой «Турандот» театр «Лисео» отметит 20-ю годовщину своего возрождения (operanews.ru) (30.09.2019 в 21:56)
- Недоделанная «Турандот»: о постановке многострадальной оперы Пуччини в Баварской опере (belcanto.ru) (30.07.2019 в 21:11)
- На VII Минском международном Рождественском оперном форуме (operanews.ru) (26.12.2016 в 20:08)
- Оперная панорама (operanews.ru) (10.10.2016 в 21:23)
- Шаляпинский фестиваль-2016: от запланированного успеха до нечаянной радости (belcanto.ru) (18.03.2016 в 12:35)
- «Турандот» на Бодензее (operanews.ru) (17.08.2015 в 23:35)
- Премьера «Турандот» в Ла Скала (operanews.ru) (01.06.2015 в 22:50)
- Итало-американский диптих с открытыми финалами (belcanto.ru) (08.02.2015 в 14:07)
- Арена ди Верона — 2014: панорама (operanews.ru) (01.09.2014 в 12:38)
- Интервью с Михаилом Панджавидзе (operanews.ru) (04.08.2014 в 15:11)
- На Минском международном Рождественском оперном форуме. Часть 2 (operanews.ru) (12.01.2014 в 17:51)
- Неделя в Минске: испытание и воспитание оперой (belcanto.ru) (27.12.2013 в 21:11)
- Назвать бы оперу «Владимир Ленский»… (belcanto.ru) (19.10.2013 в 22:06)
- Лондонская «Турандот»-долгожительница (operanews.ru) (06.10.2013 в 20:46)
- Три страницы Одесского фестиваля (operanews.ru) (16.06.2013 в 11:39)
- Странности минской «Турандот» (operanews.ru) (06.05.2013 в 19:36)
- Четвертая загадка Турандот. Где искать ответ? (operanews.ru) (14.10.2012 в 16:37)
- Премьера последнего шедевра Пуччини в Казани (operanews.ru) (30.09.2012 в 17:32)
- Двадцатый сезон в Арене: усталость, энтузиазм и вечная любовь (operanews.ru) (09.09.2012 в 20:50)
- Возобновление «Турандот» в Большом (operanews.ru) (29.01.2012 в 22:24)
- Веронская арена оперных игрищ (operanews.ru) (30.08.2009 в 20:40)
- Быть или не быть фестивалю в Мачерате (belcanto.ru) (21.08.2006 в 16:00)
- Последняя опера Пуччини в Мариинке (belcanto.ru) (08.08.2002 в 18:31)